Найти в Дзене
By A.G. | кинематограф

Почему фильм «9 дней одного года» — это великое кино?

Советский кинематограф оставил после себя наследие, которое до сих пор ценится и восхищает зрителей разных поколений. Даже спустя десятилетия фильмы, созданные в СССР, сохраняют свою привлекательность и актуальность. Интересно, что некоторые из них несут в себе смыслы и послания, выходящие за рамки государственного контекста и обращенные ко всему миру. Кадр из фильма «9 дней одного года» ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ПРОСТЫМ ЛЮБИТЕЛЕМ КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ОТКЛИК И НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ПО ЛЮБВИ К ФИЛЬМАМ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ Кто они — физики-ядерщики 1950-х? Американцы разработали оружие судного дня, и СССР не оставалось иного выбора, кроме как создать что-то аналогичное, иначе Советский Союз мог бы прекратить своё существование. Наши математики и физики, работавшие в изоляции от мирового сообщества, благодаря своим
Оглавление

Советский кинематограф оставил после себя наследие, которое до сих пор ценится и восхищает зрителей разных поколений. Даже спустя десятилетия фильмы, созданные в СССР, сохраняют свою привлекательность и актуальность. Интересно, что некоторые из них несут в себе смыслы и послания, выходящие за рамки государственного контекста и обращенные ко всему миру.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ПРОСТЫМ ЛЮБИТЕЛЕМ КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ОТКЛИК И НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ПО ЛЮБВИ К ФИЛЬМАМ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Кто они — физики-ядерщики 1950-х?

Американцы разработали оружие судного дня, и СССР не оставалось иного выбора, кроме как создать что-то аналогичное, иначе Советский Союз мог бы прекратить своё существование. Наши математики и физики, работавшие в изоляции от мирового сообщества, благодаря своим знаниям и усилиям контрразведки смогли разработать оружие, способное противостоять разработкам Оппенгеймера. Именно тогда началась новая эра холодной войны. Как мне кажется.

Однако фильм "9 дней одного года" рассказывает о другом. В нём показано, что американцы мечтали либо подчинить, либо уничтожить весь мир. Советские физики-ядерщики, напротив, стремились к мирному использованию атомной энергии на благо человечества. События, ставшие основой для сценария фильма, в значительной степени основаны на реальных фактах. Научным консультантом картины был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»

Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. В этот период советские учёные начали проводить смелые эксперименты на установке МТР. Инцидент с так называемыми "фальшивыми нейтронами" произошёл в Курчатовском институте в 1952 году и получил широкую огласку. Однако в реальности управляемой термоядерной реакции, о которой мечтал герой фильма Гусев, тогда не произошло.

В целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно точно. Если бы эксперимент оказался успешным, одним из признаков этого была бы высокая эмиссия нейтронов. Прототипом Гусева стала легендарная и в то же время противоречивая личность Андрея Сахарова, известного участника создания водородной бомбы.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»

Визуал фильма

Мне очень понравился фильм, и я рад, что ещё предстоит открыть для себя множество советских фильмов. Я родился в России в 1990-х годах, когда великой державы уже не было, но её наследие продолжает жить благодаря тому, что мы его храним и активно продвигаем.

Фильм снят потрясающе. И как работник атомной промышленности, я с гордостью вижу, как наши физики-ядерщики, строители и проектировщики превратили мощное и смертоносное природное явление в источник энергии, который служит на благо человечества.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»

В фильме ярко показан менталитет русского человека. Возможно, многие скажут, что русский человек уже не тот, что раньше. Но, глядя на фильм, я увидел тех же людей, которых вижу и сейчас: живущих идеями и работой. Таких людей, конечно, немного, но они есть. Они живут делом своей жизни, которое после принесёт пользу большому количеству людей. Это и делает нашу страну уникальной: при любом режиме есть свои идейные люди, которые ставят свою жизнь на чашу весов ради высшей цели. Благодаря таким людям, как Гусев, наша страна до сих пор существует. Такие люди есть во всех сферах нашего государства и, как правило, о них не говорят, они всегда остаются в тени. Но именно благодаря таким людям мы ещё существуем.

Фильмы, подобные «Девяти дням одного года» должны, на мой взгляд, показываться чаще. Также как и фильмы «Высота» о работе монтажников, на которых держится любая стройка, или «Разные судьбы» о непростой жизни металлургов. Мне нравится в советском кино то, что оно снято о настоящих героях нашей страны, не только о военных, но и о простых рабочих, учёных, врачах, на которых держится вся наша страна. Хотя недавно я смотрел фильм «Время первых» про первый выход в космос наших космонавтов. И хотя многим он может не понравиться, мне идея понравилась. Таких фильмов должно быть больше, чем про детективы и мажоров. Новые поколения должны учиться у старшего поколения, быть профессионалами в своём деле и ответственными не только за свою жизнь, но и за государство, в котором живут. В этом плане Советский Союз воспитывал уникальный народ, где разум был превыше всего.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»

Мнение

«9 дней» мог бы стать обычным фильмом о производственных процессах периода «оттепели», если бы не его лирическая составляющая. Любовный многоугольник, включающий Его, Её, ещё одного Его и Ядерную Установку, представлен здесь в духе французской «новой волны» и с соответствующим уровнем мастерства. Сцена в ресторане, где Митя и Леля ведут дуэль взглядов, сопровождаемую медленным круговым движением камеры, завораживает, как завораживает танец, несмотря на статичность участников. Объяснение на переговорном пункте, где Митя признаётся любимой, что находится на грани жизни и смерти из-за радиации, полученной во время предыдущих экспериментов, вызывает сильные эмоции. Сцены из семейной жизни, где Леля, воплощённая Татьяной Лавровой, колеблется между раздражением и обожанием мужа, добавляют глубины и напряжённости. Всё это снято с сдержанной простотой, но с огромным внутренним напряжением, создавая эффект взрыва. В фильме есть на что посмотреть и что оценить. Особенно впечатляет неожиданный открытый финал. Он не даёт точного ответа на вопрос о судьбе смертельно больного Мити, но ясно утверждает, что в конце концов побеждает жизнь.

Кадр из фильма «9 дней одного года»
Кадр из фильма «9 дней одного года»

Премиум подписка: Клик клик

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)✅

Еще по данной тематике на канале :