Найти в Дзене

Мотивация для первоклассника: как заинтересовать ребёнка учёбой

Мотивация к учёбе — внутреннее стремление получать знания. Это движущая сила, которая заставляет ребёнка ходить в школу. Развитие мотивации, особенно в начальной школе, — это деликатный и тонкий процесс. С одной стороны, родителям важно пробудить и поддержать стремление к учёбе. С другой стороны, нельзя становиться злыми надзирателями. В первый учебный год формируется отношение к учёбе и школе. Если в первом классе у ребёнка сложится негативное представление о школе: ему там скучно, сложно, неинтересно, — то возникнут определённые паттерны, которые потом будет сложно исправить. Согласно исследованиям, наибольший интерес к учёбе бывает у детей в первом классе и к четвёртому классу он снижается. При этом если в первом классе сформировать внутреннюю мотивацию, то школьнику будет легко учиться, проще пройдёт адаптация, сформируется познавательный интерес, который защитит от выгорания в последующих классах. 6–8 лет — это переходный возраст, когда ведущей деятельностью ребёнка всё ещё являет
Оглавление
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Мотивация к учёбе — внутреннее стремление получать знания. Это движущая сила, которая заставляет ребёнка ходить в школу. Развитие мотивации, особенно в начальной школе, — это деликатный и тонкий процесс. С одной стороны, родителям важно пробудить и поддержать стремление к учёбе. С другой стороны, нельзя становиться злыми надзирателями.

Почему первый год обучения самый важный в становлении учебной мотивации

В первый учебный год формируется отношение к учёбе и школе. Если в первом классе у ребёнка сложится негативное представление о школе: ему там скучно, сложно, неинтересно, — то возникнут определённые паттерны, которые потом будет сложно исправить.

-2

Согласно исследованиям, наибольший интерес к учёбе бывает у детей в первом классе и к четвёртому классу он снижается.

При этом если в первом классе сформировать внутреннюю мотивацию, то школьнику будет легко учиться, проще пройдёт адаптация, сформируется познавательный интерес, который защитит от выгорания в последующих классах.

Особенности психики первоклассника

6–8 лет — это переходный возраст, когда ведущей деятельностью ребёнка всё ещё является игра, но постепенно на первый план выходит учебная деятельность. Поэтому в первый школьный год кризис неизбежен. Родителям следует мягко перенастраивать ребёнка на учёбу: поначалу давать наиграться, а не усаживать за уроки.

У первоклассника преобладает наглядно-образное мышление. Ему сложно представить предмет, зато он лучше усвоит знания, если можно что-то потрогать, попробовать, увидеть. Учебный материал важно подкреплять примерами и действиями.

Первоклассники быстро утомляются, и им сложно удерживать внимание на одном предмете. Нужно учитывать эту особенность и строить занятия так, чтобы ребёнку не приходилось концентрировать внимание дольше 15–20 минут. Нагрузку стоит повышать постепенно, и незачем записываться сразу на множество кружков.

Первоклассник с трудом оценивает себя. Всё представление о своих успехах или неудачах он формирует на основании оценок, которые дают учителя и родители. Соответственно, следует транслировать ребёнку позитивное отношение к школе, учёбе и собственным достижениям.

Детям в начале школьного обучения важен не результат, а процесс, поэтому полезны занятия, где можно лепить, вырезать, клеить, проводить эксперименты.

Как заинтересовать учёбой

Старайтесь делать так, чтобы ребёнку было интересно учиться. Заставить первоклассника заниматься чем-то скучным практически невозможно, да и мотивацию такие занятия не сформируют.

  1. Задействуйте игровые приёмы. Даже скучные задания можно превращать в увлекательные квесты, добавляя элементы игры. Например, не просто решать примеры, а кормить акулу верными ответами; не только писать буквы в тетрадях для прописей, но и выкладывать их камушками на прогулке.
  2. В объяснениях используйте примеры из мультиков и книг, которые нравятся ребёнку.
  3. Демонстрируйте связь знаний и повседневной жизни. Например, можно считать сдачу в магазине, ступеньки, продукты для торта, объяснять природные явления и т. д..

Родителям важно не подменять собой учителя, а дополнять его. Их задача — не столько давать ребёнку школьные знания, сколько пробуждать в нём интерес к познанию и помогать с планированием.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Как повысить мотивацию

Над мотивацией к учёбе нужно работать постоянно. Это должна быть не разовая акция, а системный подход.

  1. Создавайте благоприятный мотивационный климат: интересуйтесь делами ребёнка в школе, отмечайте его успехи, не ругайте за ошибки и промахи.
  2. Хвалите усилия, личностный рост, конкретный результат, а не личность в целом. Например, похвала «Ты подобрал гармоничные цвета на этой картине» будет эффективнее, чем «Да ты у меня гений».
  3. Создавайте условия: удобный стол, хорошее освещение, порядок на рабочем месте.
  4. Вдохновляйте своим примером: читайте, смотрите познавательные видео, учитесь новому.
  5. Напоминайте школьнику о его успехах, чтобы мотивировать к новым достижениям.
-4

Не всегда предложенные способы мотивировать ребёнка работают. Тогда нужно искать причину, по которой ему некомфортно в школе. Это могут быть взаимоисключающие факторы: ученик не созрел или, наоборот, слишком подготовлен к школе и ему скучно на уроках.

В обоих случаях выходом из положения может стать экстернат. Одним детям он обеспечит ускоренное прохождение программы, другим — дополнительный год, чтобы повзрослеть.