Найти в Дзене
Овсянников К

Мой Дед и его время. Часть 70

Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь. Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать. Началась учительская карьера Деда. Школы, как и всё в послевоенном СССР, требовали внимания и восстановления привычного
Овсянников Иван Андреевич. Фото начала 50-х годов XX века. Личный архив.
Овсянников Иван Андреевич. Фото начала 50-х годов XX века. Личный архив.

Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь.

Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать.

Началась учительская карьера Деда. Школы, как и всё в послевоенном СССР, требовали внимания и восстановления привычного уклада их деятельности. Педколлективы, состоящие в основном из женщин, сохранились. Но и их опалила война. Дед вспоминает:

«…Село Каверье было расположено от нашего села в восточном направлении в 10 километрах. Ни транспортного, ни телефонного сообщения не было, пришлось добираться пешком и прибыли мы туда в два часа дня. Уроки уже были окончены, но учителя ещё оставались в школе. Встретили нас с радостью, и директриса* Мария Дмитриевна провела незапланированный Педсовет, на котором произвела перенагрузку учителей. А их было до нас 4 человека, а классов 6 (1, 2, 3, 4, 5, 6). Начальные классы были двухкомплектные (1 и 3 класс, 2 и 4 класс). Зине дали 2 и 4 классы и уроки пения в 5 и 6 классах. А мне дали Военное дело с 1-го по 6-й класс и рисование в 5 и 6 классах. Время клонило к вечеру, но директриса нас не отпустила домой, взяв с собой в свою квартиру.

Села Лебяжье и Каверье. Современное состояние. Информация из открытых источников.
Села Лебяжье и Каверье. Современное состояние. Информация из открытых источников.

Утром, ознакомившись с учениками, мы приступили к своей работе. После занятий мы в Сельском Совете решили квартирный вопрос и возвратились в своё село. Во второй половине воскресного дня погрузили своё имущество на санки и отправились в Каверье. Хозяйка квартиры встретила нас с радостью. Она жила с дочерью, школьницей 6-го класса. Так началась наша повседневная работа. Мы быстро вошли в коллектив и сдружились с ним. Сельчане к учителям относились с душевной любовью. К работе приступили с полной отдачей сил, зарабатывая этим самым авторитет среди своих коллег. На сельском сборе комсомольцев и молодёжи меня избрали секретарём территориальной комсомольской организации. Учителя на селе являлись авангардом для проведения политико-массовой работы среди населения.

Партией и Правительством было издано Постановление о переходе на всеобщее семилетнее образование школьников и молодёжи**. Каждый учитель был закреплён за участком по учёту детей от 7 до 15 лет и молодёжи старше 15 лет. Эти списки учёта были переданы в Сельский Совет. На сессии Сельского Совета был поставлен вопрос о расширении школьного здания, потому что данное помещение не может обеспечить полноценной работы. Было принято обращение к населению, чтобы принять участие всем трудоспособным в строительстве пристройки к школьному зданию по одному дню. Материал фактически был. На селе немецкими оккупантами была разрушена церковь и из её развалин можно было добывать кирпичи, а их нужно было около 14 тысяч***. И так все мои уроки по военному делу были направлены (негласно) на такую работу. Я стал прорабом стройки, а руководителем председатель Сельского Совета Саврасов Иван Тихонович.

Стройка прошла организованно. С одной стороны школы выложили коридор. Теперь входы в классы стали отдельными, а не проходными. В одной стороне отгородили уголок для учительской. С 1946-1947 учебного года увеличилось число учащихся, их стало 195 человек вместо 82. Пополнился состав учителей. Был назначен директором школы демобилизованный из армии капитан, бывший командир батальона, Дахин Семен Федорович. Его заместителем по учебной работе был назначен Сухочев Дмитрий Иванович, выпускник Воронежского института. Школа перешла на работу в две смены. 1 - 4 классы в первую смену, 5 – 7 классы во вторую. С этого учебного года была отменена военная подготовка в семилетних школах****, ввели физическую подготовку. У меня зарплата стала 472 рубля, плюс к этому 150 рублей за секретарство в школе и 108 рублей за военную инвалидность. Всего 730 рублей, а вместе с Зиной у нас получалось 1020 рублей*****.

Весной нам выделили земельный участок в размере 15 соток. За квартиру и освещение платил Сельский Совет хозяйке. Ежемесячно нам выдавали по 9 кг муки на каждого и спички, соль, мыло в местном магазине. А крупные вещи распределялись в РОНО. 1946 год был засушливым, урожайность мизерная******. Это отразилось на весне 1947 года особенно, но экономить продукты пришлось с начала года. Дети в школу ходили полуголодные, да и одежда у них порой была такая, что страшно смотреть. На учителях эта ситуация тоже отражалась, все деньги шли на продукты, которые подорожали. О другом думать не приходилось. Само сельское население было сплошная беднота.

Директор школы относился скептически к учителям и учащимся. Он такой бедноты на себе не ощущал и говорил, что люди не умеют жить. Поэтому говорить с ним можно было обо всем, но только не об этом. Послевоенная разруха, не вернувшиеся с войны отцы, все заботы ложились на женские плечи. В колхозах один только женский труд. Женщины пахали, на себе носили семена со станции за несколько километров, сеяли, убирали. У них не оставалось времени не на себя, не на детей. Но все же самодурство директора росло. Он ввёл в школе военную муштру, единоначальство, принизил классных руководителей и учителей. Никаких вольных начинаний не разрешал, только должно быть с его разрешения все. Планы уроков требовал писать сразу на всю неделю и подавать ему на подпись. Уроки физкультуры надо было начинать со строевой подготовки, а заканчивать с песней. Идущие ему на встречу учащиеся должны были останавливаться и принимать стойку «смирно», пока он не пройдёт. Вдалбливал учащимся о чести мундира, в котором он ходил постоянно.

Развязка произошла 27 сентября, когда село праздновало «Воздвижение»*******. В этот день некоторые учащиеся не пришли в школу, а в шестом классе не явилось больше половины. Узнав об этом, он приказал классному руководителю Харламовой Полине Яковлевне собрать этих учащихся и привести в школу. Она отказалась. Тогда он её отстранил от уроков, а назавтра сказал, что она будет уволена. Полина Яковлевна ничего на это не сказала и прямо из школы направилась в райцентр в РОНО. Тогда в школе телефонной связи не было. В РОНО её выслушали и написали бумагу директору, чтобы она продолжала работать, а ему предписали явиться в отдел. На третий день вместе с директором прибыла представительная комиссия во главе с заведующим РОНО. Был созван педсовет, на котором сначала слушали директора, а потом всех учителей. Было выслушано мнение секретаря парторганизации (директор являлся членом партии). Комиссия пришла к выводу освободить директора от занимаемой должности и от учительской деятельности. Мы все вздохнули с облегчением…»

Примечания:

* Директриса, разговорный вариант названия должности женщины-руководителя школы. Правильно говорить директор, не зависимо от пола должностного лица. Некоторые еще говорят директорша, но так обычно называют супругу директора-мужчины. Дед это отлично знал, но написал как написал. А директриса - это прямая, лежащая в плоскости конического сечения (эллипса, гиперболы или параболы) и обладающая тем свойством, что отношение расстояния от любой точки кривой до фокуса кривой к расстоянию от той же точки до этой прямой есть величина постоянная, равная эксцентриситету. А ещё в армии директриса - это линия, перпендикулярная к линии огня и показывающая среднее направление выстрелов.

** Постановление о переходе на всеобщее семилетнее образование, неточность, семилетнее образование стало в 1931 году сначала обязательным в городах и рабочих посёлках, а всеобщим обязательным в 1933 - 1937 годах после внедрения всеобщего обязательного начального обучения. После войны в 1949 году это требование было подтверждено и ещё началась подготовка к введению всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Дед в начале своей преподавательской работы только знакомился с законодательными требованиями к ней и по факту знакомства, видимо, выдаёт факт издания документа. Это нормально для исполнителя. Скорее всего по партийной и административной линиям была дана команда произвести учёт детей и молодёжи для обеспечения выполнения законодательных требований по уровню образования.

*** 14 тысяч кирпичей, к сведению читателя на один квадратный метр кладки стены толщиной в два кирпича (510 мм) необходимо 204 кирпича размером 250 х 120 х 65 мм.

**** Отмена военной подготовки в семилетних школах, тут интересный момент. В 1947 году была отменена допризывная подготовка для неучащейся молодёжи. В семилетних школах проводилась именно допризывная подготовка, а молодёжью считались граждане с 14 лет (по возрасту выпускники семилетней школы). Все сходится, но Дед пишет про 1946 - 1947 учебный год. Скорее всего допризывной подготовкой в этот учебный год начал заниматься новый директор школы, а Деду оставили физкультуру. Вообще на уроках физкультуры постепенно отходили от военно-спортивной подготовки. В конце 1940-х - начале 1950-х годов школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, так как советские спортсмены начали активно участвовать в международных соревнованиях - чемпионатах Европы и мира.

***** 1020 рублей в 1946 году, это была хорошая сумма. Примерные цены на продукты в 1946 году:

Ржаной хлеб: 0,75—1,15 рубля за 1 кг

Макароны (1 сорт): 10 рублей за 1 кг

Сливочное масло: 26 рублей за 1 кг

Картошка: 8 рублей за 1 кг

Говядина: 1,90—2 рубля за 1 кг

Баранина: 1,80 рубля за 1 кг

Свинина: 2—2,20 рубля за 1 кг

Но есть еще два момента. Положительный, что в сельской местности многие продукты или выращивались, или были дешевле, а коммунальные расходы оплачивал Сельский Совет. Отрицательный, что в 1947 году в СССР провели денежную реформу (для наличных денег деноминация при обмене 10 к 1), отмену карточной системы и установление единых розничных цен. Зарплата учителей в своей покупательной способности упала. А ещё случился голод.

****** Голод 1946 - 1947 годов, в послевоенной истории СССР действительно был такой момент и Дед его слегка коснулся. Воронежская область в РСФСР была одной из самых пострадавших.

******* Воздвижение, Праздник Воздвижение Креста Господня — один из самых важных двунадесятых праздников Православной церкви, который отмечается 27 сентября. В этот день вспоминают обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос, и возвращение его из Персии. Праздник также называют "Крестовоздвижение", и он приходится на время завершения сельскохозяйственных работ и начала заготовки капусты, что отразилось в народных традициях. Дед ещё раз в своих воспоминаниях указывает, что деревня продолжала жить по церковному календарю даже через двадцать лет после революции и всей навязанной антирелигиозной пропаганды.

Для справки: В описываемый Дедом период своей жизни в 1946 - 1947 годах в СССР произошло много разных событий. Основные из них:

2 февраля 1946 года Южный Сахалин и Курильские острова официально включены в состав СССР;

23 февраля 1946 года Красная армия переименована в Советскую армию;

1 марта 1946 года начался вывод советских войск из Маньчжурии;

15 марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР преобразован в Совет министров СССР; принят 4-й пятилетний план развития народного хозяйства, основной целью которого было восстановление промышленности в затронутых военными действиями районах СССР;

12 мая 1946 года образован государственный испытательный полигон ракетной техники Капустин Яр;

3 июня 1946 года умер советский государственный и партийный деятель М.И. Калинин; Маршал Советского Союза Г.К. Жуков освобождён от должностей командующего Сухопутными войсками и заместителя министра Вооружённых Сил и переведён на должность командующего Одесским военным округом;

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе собрана первая партия машин ГАЗ-20 «Победа»;

4 июля 1946 года город Кенигсберг переименован в Калининград;

11 июля 1946 года введён в эксплуатацию магистральный газопровод Саратов - Москва;

1 октября 1946 года на Нюрнбергском трибунале подсудимым объявлен приговор;

22 декабря 1946 года сыграны первые матчи по хоккею с шайбой на первенство СССР;

25 декабря 1946 года в Москве запущен первый советский ядерный реактор;

8 февраля 1947 года принято решение о серийном выпуске автомата АК-47, созданного конструктором М.Т. Калашниковым;

12 февраля 1947 года в западных отрогах горного хребта Сихотэ-Алинь в Приморском крае упал железный метеорит;

17 февраля 1947 года вещание на СССР начала радиостанция «Голос Америки»;

3 марта 1947 года министром обороны СССР стал Н.А. Булганин, сменивший на этой должности И.В. Сталина;

14 апреля 1947 года на совещании в кремле при участии И.В. Сталина и С.П. Королева принято принципиальное решение сделать ракету основным носителем ядерного заряда в СССР;

1 мая 1947 года в воздушном параде на Красной площади приняли участие первые серийные советские реактивные самолёты Як-15 и МиГ-9;

13 мая 1947 года И.В. Сталин на встрече в Кремле с советскими писателями предложил им развивать в литературе тему советского патриотизма и бороться с «низкопоклонством перед Западом»;

21 мая 1947 года ЦК КПСС принял постановление о начале коллективизации в Прибалтике;

26 мая 1947 года в СССР отменена смертная казнь с заменой её на 25-летний срок лишения свободы;

7 июля 1947 года учреждено Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, в будущем общество «Знание»;

7 сентября 1947 года с размахом отмечено 800-летие Москвы.

Продолжение следует. Подпишитесь на канал, чтобы узнать, что было дальше. Для развития канала можно оказать посильную финансовую помощь.