Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Якуся-э или театральные гравюры

Вы, возможно, помните, как мы уже рассказывали об укиё-э – японской гравюре, ставшей символом эпохи Эдо. В прошлый раз речь шла о бидзин-га – изображении красавиц. Сегодня обратимся ко второму ведущему жанру укиё-э – якуся-э – театральная гравюра. В подобных работах художники изображали актеров театра кабуки в их самых узнаваемых ролях. Этот жанр получил широкое распространение в эпоху Эдо, что было связано с ростом популярности театра кабуки. Сегодня мы расскажем о некоторых известных представителях этого жанра. Исследователи связывают становление якуся-э с японским художником XVIII века – Кацукавой Сюнсё. В своем исследовании В.И. Александров-Соболев-Кабалевский пишет о влиянии этого художника на жанр: «Прежде всего, речь идет о включении цвета и усилении индивидуального начала, позволяющего говорить о постепенном переходе гравюры якуся-э к большей индивидуализации образов актеров. Акцент делается не только на гриме, который действительно играл очень важную функцию в создании характе
Оглавление

Вы, возможно, помните, как мы уже рассказывали об укиё-э – японской гравюре, ставшей символом эпохи Эдо. В прошлый раз речь шла о бидзин-га – изображении красавиц. Сегодня обратимся ко второму ведущему жанру укиё-э – якуся-э – театральная гравюра. В подобных работах художники изображали актеров театра кабуки в их самых узнаваемых ролях. Этот жанр получил широкое распространение в эпоху Эдо, что было связано с ростом популярности театра кабуки.

Сегодня мы расскажем о некоторых известных представителях этого жанра.

Творчество Кацукавы Сюнсё

Исследователи связывают становление якуся-э с японским художником XVIII века – Кацукавой Сюнсё. В своем исследовании В.И. Александров-Соболев-Кабалевский пишет о влиянии этого художника на жанр:

«Прежде всего, речь идет о включении цвета и усилении индивидуального начала, позволяющего говорить о постепенном переходе гравюры якуся-э к большей индивидуализации образов актеров. Акцент делается не только на гриме, который действительно играл очень важную функцию в создании характерного рисунка роли в театре Кабуки, но и на раскрытии индивидуальности актера. В данном случае это связано с выработанным этим мастером подходом к пластическому решению гравюры».
«Актер Кабуки Накамура Сукэгоро II в роли Каминари Сёкуро»
«Актер Кабуки Накамура Сукэгоро II в роли Каминари Сёкуро»

В качестве примера обратимся к гравюре Сюнсё «Актер Кабуки Накамура Сукэгоро II в роли Каминари Сёкуро». Перед нами выразительный образ актера, полностью погруженного в роль своего персонажа – благородного вора Каминари Сёкуро. На нем многослойная одежда: красное внутреннее кимоно, нижняя часть которого украшена орнаментом с бамбуком, и черное внешнее кимоно с гербами на плечах, на ногах – сандалии гэта. За пояс зацеплен длинный меч-катана. Лицо выражает напряженность и решимость, подчеркнутую характерным для кабуки гримом. При этом индивидуальность актера проявляется в деталях мимики и позы: легкий поворот головы, напряжение мускулатуры и характерная жестикуляция создают ощущение живого присутствия на сцене, делая образ не просто театральным, а личностно выразительным.

Творчество Тюсюсая Сяраку

Другой важный художник якуся-э – Тосюсай Сяраку, привнесший в жанр динамизм и элементы гротеска:

«Главной для этого мастера становится индивидуальность образа актера театра Кабуки, выраженная в той степени, которую предполагал подход к исполнению роли в этом театре […] Гротеск в работах Сяраку действительно не следует понимать как некую карикатуру или шарж, но в большей степени как особый индивидуальный авторский стиль, который ранее не проявлялся в гравюрах якуся-э в столь открытой форме».

Гротеск в гравюрах Сяраку проявляется через экспрессивные позы и жесты, гиперболизированные выражения лиц, ярко передающие различные чувства. Эти элементы не умаляют художественной ценности работ художника, а скорее подчеркивают эмоциональную выразительность и драматизм персонажей. Стоит только взглянуть на такие работы как «Отани Онидзи III в роли Якко Эдохэя» или «Исикава Эбидзо IV в роли Такэмуры Саданосина», как становится понятно, о чем говорят исследователи, отмечая авторский стиль Сяраку.

Творчество Утагавы Хиросады

Другой специалист якуся-э – Утагава Хиросада, известный как Кониси Хиросада. Его творчество насчитывает множество погрудных портретов актеров театра кабуки и различных театральных сцен. Но самое большое отличие его творчества и вклад в якуся-э – это обращение к форме полиптиха, – в основном диптихами и триптихами – «где актеры, как правило, изображаются в полный рост».

Яркий пример – «Актеры Накамура Утаэмон IV (справа) в роли Изаэмона, Мимасу Дайгоро IV (в центре) в роли Кидзаэмона и Накаяма Нанси II (слева) в роли Югири в Тюко Курува Бунсё».

«Актеры Накамура Утаэмон IV (справа) в роли Изаэмона, Мимасу Дайгоро IV (в центре) в роли Кидзаэмона и Накаяма Нанси II (слева) в роли Югири в Тюко Курува Бунсё»
«Актеры Накамура Утаэмон IV (справа) в роли Изаэмона, Мимасу Дайгоро IV (в центре) в роли Кидзаэмона и Накаяма Нанси II (слева) в роли Югири в Тюко Курува Бунсё»

Каждая часть триптиха посвящена отдельному актеру, таким образом каждый из них занимает центральное место в изображении. При этом они связаны длинным свитком, который каждый герой держит в руках и который проходит по всей горизонтали гравюры. Такие работы Александров-Соболев-Кабалевский описывает так:

«…мы наблюдаем не реалистическую трактовку образов отдельных актеров, а жизненное правдоподобие в показе события, соединяющего участников сцены в конкретном спектакле».

Другая интересная особенность творчества Хиросады – это объединение портретов двух актеров в диптихи, как в работе «Накамура Утаэмон IV (справа) и Накамура Томоса II (слева) в пьесе Кэйсэй Киёме-но Фунаута».

«Накамура Утаэмон IV и Накамура Томоса II в пьесе Кэйсэй Киёме-но Фунаута»
«Накамура Утаэмон IV и Накамура Томоса II в пьесе Кэйсэй Киёме-но Фунаута»
«Соединение двух актеров в сцену из спектакля позволило Хиросаде достичь необходимого ему ощущения сюжетного и эмоционального взаимодействия нескольких актеров».

Другие мастера

Кроме названных нами мастеров, в жанре якуся-э творили Тоёхара Кунитика, Утагава Кунисада, Итиётэя Ёситаки и многие другие. Ниже предлагаем полюбоваться на чудесные работы мастеров якуся-э.

Читайте также: