Иногда хозяева хотят системы воспитания собак, и это хорошо работает, если нужно сдавать шаблонные нормативы, но может сыграть злую шутку в бытовом воспитании собак.
Когда собаке необходимо сдать норматив по заранее заданному шаблону, то системная дрессировка приносит хорошие плоды: она чётко знает, какой элемент за каким следует, и совершает меньше ошибок. Но можете ли вы предположить даже ближайшее будущее в реальной жизни? Конечно же, нет. Именно поэтому я работаю не по шаблону или стандартам, а делаю тренировки неожиданными и разнообразными.
Со стороны может показаться, что обучение происходит хаотично и не имеет стратегии, однако это не так. Моя задача — подготовить собаку к любым неожиданностям в реальной жизни и подготовить к ним хозяина. А самое главное — задача это заставить хозяина думать и действовать по ситуации.
Мы все знаем, что собака привязывается к определённым условиям, и часто бывает так, что собака, которая хорошо работает днём, совершенно отказывается работать ночью. Собака, которая хорошо работает в ясную погоду, отказывается работать в дождь. Кстати, я часто слышу, что собаки не любят дождь, а это всего лишь отказ от работы в изменённых условиях. Подобные вещи необходимо обязательно прорабатывать, особенно владельцам крупных собак, которых тяжело удержать на поводке в экстренной ситуации.
Задача кинолога — не научить собаку выполнять команды, а сделать так, чтобы собака выполняла эти команды при любых раздражителях и в любых условиях.
Немного о групповых тренировках. Скажу честно, я не очень их люблю в том виде, в котором они происходят в подавляющем большинстве случаев. Собираются собаки разного размера и возраста и делают одно и то же из раза в раз. Таким образом задаётся очень много шаблонов, которые ломаются при выходе с площадки. Я сильно не приветствую, когда в группу больших собак просто вваливают собаку малой породы. Просто представьте себе состояние собаки, которая оказывается внезапно внутри стаи крупных собак, а ещё и не очень доверяет хозяину и вынуждена бояться за свою безопасность. Это колоссальный стресс, справиться с которым может не каждая собака. Очень часто после таких занятий малыши уходят с неврозами, а неопытный хозяин этого даже не замечает.
Однажды ко мне пришёл хозяин овчарки, который весь год ходил к кинологу, но испытывал большие трудности в бытовой жизни. Собака чётко и красиво выполняла стандартный набор команд, но стоило появиться на горизонте любому раздражителю в виде человека или собаки, то вся дрессировка летела у этой же собаке под хвост. Овчарка становилась совершенно неуправляемой и превращалась в почти 50 кг живого неуправляемого веса. К сожалению, после года занятий начинать пришлось практически сначала и рассказывать хозяину базовые понятия о поведении собаки. Надо заметить, что овчарка была очень смышлёная и довольно быстро подстроилась под новую реальность.
Никогда не забуду глаза хозяина после первых 10 минут, проведённых с собакой практически наедине. Они приехали в день, когда хозяин подвернул ногу. Красивый здоровый кобель почти 50 кг весом со всей дури тащил хозяина в разные стороны. Я предположила, что они ни с кем не занимались, и очень удивилась, когда услышала про годовые тренировки. На собаке был строгий ошейник, который уже давно перестал работать. Я предложила хозяину надеть на собаку удавку, которая представляет собой тонкую верёвочку, и передать мне поводок, поскольку разговаривать было просто невозможно. Все же представляют длину обычной пятиэтажки? Я попросила хозяина остаться на месте, а мы с собакой прошлись вдоль такого дома туда и обратно. Хозяин видел всё происходящее, и, когда мы вернулись, я увидела эти удивлённые глаза. Собака спокойно шла рядом на поводке и заглядывала мне в глаза. Мне пришлось действительно несколько раз дёрнуть поводок и разок увернуться от клацающих зубов. Кобель быстро понял, что от него требуется, успокоился и просто пошёл рядом. Я не командовала, не кричала, не била, не нервничала. Всего у нас прошло около 5 тренировок, хозяин понял принцип работы с собакой в реальной жизни, и эта самая жизнь у них наладилась. Не было никакой системы. Мы прорабатывали только проблемные точки и нежелательное поведение, посещали проблемные места и создавали проблемные ситуации. Красивое чёткое выполнение команд осталось, но они стали работать везде.
Многие кинологи говорят, что раздражители необходимо вводить постепенно. И я так говорю. В целом это верно, но между тренировками собаку «выключить» невозможно, и эти самые раздражители появляются будто из ниоткуда. А жить как‑то надо.
Приведу пример одной из тренировок, которая происходила совсем недавно. Собака очень отвлекается на всё на свете.
Задача: научить собаку и хозяина концентрироваться друг на друге.
Задание хозяину и собаке: барьеры установлены буквой «П», хозяин стоит в центре, собака должна перепрыгивать барьеры поочерёдно от хозяина к хозяину и в произвольном месте выполнять команды «сидеть», «лежать».
Вроде бы ничего сложного. Но вокруг этой инсталляции ходят с разной скоростью три человека, каждый из которых издаёт какие‑то звуки: хлопают в ладоши, шлёпают себя по бёдрам, включают разные звуки на телефоне, гремят, шуршат и так далее. Сначала собака обалдела от такого трэша, но уже через 10 минут включилась в работу, и концентрация на хозяине увеличилась в разы. Когда людей убрали, то собака стала выполнять команды идеально, и концентрация на хозяине была отличной.
Конечно, одной такой тренировки недостаточно, и необходимо повторять подобное в разных условиях, да, с разными людьми и звуками. Но начало положено, и хозяин увидел, что собака в состоянии концентрироваться на ней.
Вот такая «бессистемная система» и создание абсурдных ситуаций, похожих на сценку из дурдома, позволяют хозяину и собаке гораздо более спокойно переживать события в реальной жизни.
-----
-----