Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Сергея Виноградова. Наш выбор

Сергей Арсеньевич Виноградов (годы жизни 1869-1938) – российский живописец и график, чьё творчество, некогда признанное, после ухода из жизни было предано забвению. Интерес к его произведениям возродился в эпоху перестройки, когда работы мастера достигали значительных сумм на аукционах «Christie’s» и «Sotheby’s». Родился Виноградов в семье священнослужителя в Костромской губернии, в селе Большие Соли. Эта местность с её традиционной архитектурой, окружённая берёзовыми рощами и хвойными лесами, а также река Солоница, оставили неизгладимый след в его памяти, постоянно отражаясь в творчестве художника. Рядом с его домом располагалась мастерская иконописца Ивана Баженова, где юный Сергей наблюдал за работой мастера и подмастерьев. В 1880 году Виноградов поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Особое влияние на него оказал Василий Поленов, чьи уроки помогли юному художнику развить уникальный стиль в пейзажной живописи, характеризующийся пленэром и эффектами закатного осв

Сергей Арсеньевич Виноградов (годы жизни 1869-1938) – российский живописец и график, чьё творчество, некогда признанное, после ухода из жизни было предано забвению. Интерес к его произведениям возродился в эпоху перестройки, когда работы мастера достигали значительных сумм на аукционах «Christie’s» и «Sotheby’s». Родился Виноградов в семье священнослужителя в Костромской губернии, в селе Большие Соли. Эта местность с её традиционной архитектурой, окружённая берёзовыми рощами и хвойными лесами, а также река Солоница, оставили неизгладимый след в его памяти, постоянно отражаясь в творчестве художника. Рядом с его домом располагалась мастерская иконописца Ивана Баженова, где юный Сергей наблюдал за работой мастера и подмастерьев.

В 1880 году Виноградов поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Особое влияние на него оказал Василий Поленов, чьи уроки помогли юному художнику развить уникальный стиль в пейзажной живописи, характеризующийся пленэром и эффектами закатного освещения. После училища Виноградов продолжил обучение в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Однако, из-за проблем со здоровьем, он не завершил обучение и вернулся в Москву, где его работы были благосклонно встречены Павлом Третьяковым, братьями Морозовыми и Павлом Харитоненко.

В 1880-ых и 1890-ых годах Виноградов создавал картины, отображающие сцены из повседневной жизни народа: «Починка Барки», «Нищие у Церковной Ограды», «Крестьянка», «Бабы», «Обед Работников», «Выходят» и другие. Эти произведения отличаются созерцательностью и отсутствием акцента на конкретных событиях. В начале 1890-ых Сергей Арсеньевич переехал в Харьков, чтобы преподавать в ремесленном училище. Несмотря на влияние импрессионизма, он придерживался идей передвижничества и в 1899 году вступил в товарищество. В это время он активно участвовал в выставках «Мира Искусства», «36 Художников» и художников-передвижников, инициировав создание «Союза Русских Художников», сосредоточенного на изображении русской природы и народного быта.

Сергей Виноградов
Сергей Виноградов

Из Харькова Виноградов постоянно стремился в Москву. К моменту возвращения он уже был известным художником, о котором писали в прессе. В Москве он приобрёл репутацию знатока импрессионизма, к которому обращались коллекционеры за советами. Виноградов неоднократно посещал Францию. В 1909 году, находясь в Монте-Карло, он написал одноимённый этюд, изображающий вид с моря на берег, освещённый огнями. В 1910-1914 он принимал участие в крупных выставках в Венеции и Праге. В этот период он женился на своей бывшей ученице Ирине Войцеховской, совершил несколько путешествий по Волге и северным регионам, создав такие работы, как «Пристань на Волге» и «Ледоход на Двине».

В первые годы революция даже вдохновляла художника, и он участвовал в оформлении Кремля к годовщине. Однако со временем его энтузиазм угас из-за разграбления домов меценатов и вытеснения старого искусства новыми направлениями. В 1923 году Виноградов организовал выставку русского искусства в США с целью помочь коллегам. Несмотря на большое количество экспонатов и посетителей, продано было лишь небольшое количество работ.

В СССР художник больше не вернулся. В 1924 году он переехал в Ригу, где жила его жена. Там он преподавал рисование в студии Николая Богданова-Бельского, а затем открыл свою школу, вновь обратившись к пейзажам и религиозной тематике, вдохновлённой посещением Псково-Печёрского монастыря. В Латвии Виноградов получил признание, писал мемуары о встречах с выдающимися деятелями русской культуры и проводил выставки, как свои собственные, так и своих учеников. В январе 1938 Сергей Арсеньевич, после посещения похорон друга, заболел воспалением лёгких, а 5 февраля того же года умер в возрасте 68 лет.

1 картина. «Весна»

«Весна»
«Весна»
  • Дата создания: 1911 год
  • Размеры: 95,5 х 95,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Сергей Виноградов – представитель плеяды живописцев, чьё искусство глубоко укоренено в пейзажной традиции, начало которой положил Исаак Левитан. Пейзаж, как источник эмоций и настроений человека, представлен в работах мастеров «Союза Русских Художников» в лирическом ключе, проникнутый искренним восхищением и переживаниями. Гармония человека и русской природы становится главной темой творчества Виноградова. Мастер, предпочитающий яркие, солнечные мотивы, часто изображал природу в её наиболее радостных состояниях.

Картина «Весна» пленяет зрителя искренностью передачи радости от прихода тепла. Обыденный сюжет приобретает особую выразительность благодаря эмоциональному восприятию красоты простого деревенского пейзажа. Стремление к живописи на открытом воздухе, лежащее в основе картины, достигается за счёт ярких цветов и свободной техники мазка, передающей структуру тающего снега и сочность травы. Солнечные отблески на зданиях и тени на земле создают поразительный эффект присутствия. Насыщенный зелёный цвет хвои и утончённые контуры молодых ветвей словно оживают после зимних холодов. Природа, вдыхая весенний воздух, радуется предчувствию обновления.

2 картина. «В Доме»

«В Доме»
«В Доме»
  • Дата создания: 1910 год
  • Размеры: 87,5 х 70 сантиметров
  • Место нахождения: Калужский Музей Изобразительных Искусств (Калуга, Россия)

На картине изображена хозяйка имения Головинка, где часто бывал художник, и одна из её дочерей. Елена Дмитриевна и Соня Мамонтовы сидят в гостиной за столом. Они заняты чтением. Зритель видит героинь через дверной проём, наблюдая сцену из соседней комнаты, будто не желая нарушать установившийся покой. На стенах, которые попадают в перспективу, видны миниатюры и картины, в том числе фрагмент полотна Рафаэля Санти под названием «Сикстинская Мадонна». Он узнаваемо написан художником, в отличие от других миниатюр, показанных большей частью схематично. В Российской империи XIX столетия «Сикстинская Мадонна» была весьма популярной, делали много её репродукций. Она символизировала собой не только хороший вкус, но и внутреннюю чистоту человека.

Сцена освещена ярким солнцем. Свет проникает в окна с поднятыми шторами и падает на читающих, выделяя их в окружающей обстановке. Интерьер же при таком освещении покрыт тенями. Среди пастельных и коричневых цветов яркие бело-голубые, в полоску, стены гостиной выделяются, прекрасно гармонируя со скатертью на столе, полосатой одеждой Елены Дмитриевны и белым платьем и синими лентами в причёске Сони. Самым ярким цветовым акцентом картины является буйная зелень за окнами, которая находит отражение в глянцевых деревянных полах и скатерти стола.

Головинка соседствовала с усадьбой дочери Льва Толстого – Татьяны Сухотиной. Часто у неё гостил знаменитый писатель, и Мамонтовы также регулярно с ним общались. Елена Дмитриевна была известной меценаткой, очень любила живопись. На своей даче она создала уютное место для творческих людей той эпохи, где Сергей Виноградов регулярно гостил на протяжении десяти лет. Во время революции Мамонтовы покинули Головинку. Когда стали грабить и жечь соседние имения, они переехали в Тулу.

3 картина. «Нищие у Церковной Ограды»

«Нищие у Церковной Ограды»
«Нищие у Церковной Ограды»
  • Дата создания: 1899 год
  • Размеры: 53 х 69,7 сантиметров
  • Место нахождения: Смоленская Художественная Галерея (Смоленск, Россия)

Картина запечатлела собой яркий солнечный день. Небо, укрытое тучами, залито светом, отбрасывающим длинные тени на сочную зелень луга. Природа представлена на полотне широкими, обобщёнными мазками, создающими силуэтный эффект. Вдали возвышается храм с остроконечной крышей, где автор скрупулёзно выписал архитектурные детали: шестигранную звонницу над притвором и арочный проём над воротами. Из церкви выходят прихожане, вероятно, после завершения службы. За церковной оградой их ожидает группа из пяти просящих. Одежды нищих разнообразны по цвету, но их оттенки перекликаются с цветовой гаммой пейзажа. Например, алый цвет кофты юной девушки перекликается с платком женщины, покидающей храм, а оттенки рубах мужчин по бокам гармонируют с цветами зелени и самого храма.

Позы просящих различны: центральная девушка смотрит прямо, опустив голову и сложив руки в смиренном жесте. Её соседка слева повторяет эту позу, но её взгляд направлен на окружающих. Мужчины также изображены по-разному. Особенно выделяется нищий в синем зипуне, его осанка прямая и гордая, он опирается на трость и смотрит вдаль. Мужчина справа также опирается на трость, но его поза выражает смирение: плечи и голова опущены, взгляд устремлён в землю. Женщина, выходящая из ворот, повторяет позу нищих – руки сложены, голова опущена. За ней следует другая женщина, её голова наклонена вперёд, её взгляд устремлён на просящих милостыню. Сергей Виноградов верил, что задача живописи не только радовать глаз, но и пробуждать в зрителях сострадание. В духе идей Товарищества Передвижников, к которому он присоединился в 1899 году, художник показывает нам, что ценность человеческой жизни и социальный статус никак не связаны между собой. Картина была представлена на XXVII передвижной выставке.

4 картина. «Дорожка в Парке»

«Дорожка в Парке»
«Дорожка в Парке»
  • Дата создания: 1892 год
  • Размеры: 25 х 30,5 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Русского Импрессионизма (Москва, Россия)

Виноградов часто на своих полотнах изображал мир дворянской усадьбы – от скромных уголков сада до уютных дачных комнат. На этом полотне показана яркая освещённая солнцем тропинка, уходящая в глубину парка. На ней нависшие деревья оставляют вытянутые длинные тени, а трава уже напирает на границы кладки, желая забраться наверх.

Дорожка разделяет парк на две части и находится в центре картины, сразу привлекая внимание зрителя к себе. Сама она изображена неоднородно – художник работал как крупными мазками, так и небольшими, прорисовывая тень, отброшенную листьями деревьев над тропинкой. При этом песочный цвет покрытия является самым ярким и объёмным пятном на этой работе. На заднем плане картины художник изобразил прогал между деревьями, куда и заворачивает дорожка.

Однако у выверенной формы тропинки есть нарушение – одно дерево, посягнувшее на её территорию. Оно находится на переднем плане произведения, почти в центре. Дерево уже крупное, вокруг него образовалась поросль, но его никто не убрал с дорожки, позволив растению жить. Привлекает взгляд разнообразие оттенков и мастерство тональных переходов. Цвета плавно перетекают от светлых салатовых в траве к насыщенным зелёным у деревьев и болотным в местах, куда не достают солнечные лучи. Обилие зелёного разбавляют оранжевые, кремовые и голубые акценты.

Картина написана во время пребывания художника в Харькове в 1891-1897 годах, где он преподавал рисование в ремесленном училище для освобождения от воинской службы. Сам художник говорил о работе над пейзажами так:

«Я бы желал бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть показать на картинах всё, что отзывается в душе».

5 картина. «Играет»

«Играет»
«Играет»
  • Дата создания: 1914 год
  • Размеры: 89 х 70,5 сантиметров
  • Место нахождения: Национальный Художественный Музей Республики Беларусь (Минск, Беларусь)

С 1910 года Виноградов, как и его единомышленники из Союза Русских Художников, был серьёзно увлечён темой старых усадеб Российской империи. Новое течение породило обширную серию картин, элегичных и проникнутых лиризмом. Просторные интерьеры загородных имений, цветущие сады, залитые солнечным светом – всё это вдохновляло и очаровывало живописца. Был у художника близкий товарищ и одновременно соратник по живописи – Алексей Степанов, у которого была дочь – девочка Екатерина. Они часто встречались вместе в имении Головинки. В этом месте с поэтичной природой и красивыми ухоженными дачами художник Виноградов работает над галереей однотипных картин, называемых им кратко – «В Доме». Мастера интересует интерьер комнат, размеренная жизнь людей вдали от города и цветущая за окнами живая природа.

На полотнах часто мелькает маленькая девчушка с косичками. Это и есть та самая дочь друга художника – Катя Степанова. Виноградов пишет её во время разных занятий: за обеденным столом, на веранде, за вышивкой и рисованием. На картине «Играет» 1914 года Катенька сидит за пианино. Помимо фигуры девочки, живописец включил в сюжет фигуру собаки, которая устроилась на стуле рядышком. Много внимания уделил он и описанию убранства дома. Жёлтые обои в полоску, правильно расставленные стулья, икона в углу, большая картина, книги на полках. Закрытое окно украшает ажурная занавеска.

Пространство залито мягким светом. Свежая зелень деревьев за окошком отражается на зеркальной глади чёрного пианино. Это слияние пейзажа на улице и интерьера смотрится гармонично и жизнерадостно. Полотно «Играет» написано широкими, протяжными и стремительными мазками. Смотришь на холст, и ощущаешь настроение девочки, юной пианистки. Непринуждённая игра, отдых, мир и покой воцаряются в душе от просмотра этой работы.

6 картина. «Бабы»

«Бабы»
«Бабы»
  • Дата создания: 1894 год
  • Размеры: 37,8 х 57,7 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

На полотне запечатлены три женских фигуры, расположившиеся у сельского строения. Две из них, сидящие на лавке, обращены лицами к наблюдателю и ведут беседу. Молодая особа, облачённая в красочный наряд, склонилась к более зрелой женщине, по-видимому, что-то ей объясняя. Пожилая дама, в скромном одеянии, подпирает щёку рукой. Выражение её лица печальное, взор устремлён вдаль. Третья девица на картине повёрнута к нам спиной, скрывая лицо от зрителя. Её поза выдаёт поникшее настроение: плечи опущены, голова склонена. Живописец скрупулёзно воспроизвёл национальную одежду крестьянок. Взору открываются вышитые красным орнаментом сорочки, синие юбки, а также сарафаны с белоснежными передниками.

Картина «Бабы» появилась на свет в период пребывания художника в Харькове, где он работал над серией полотен, раскрывающих жизнь простого люда. В те годы автор преподавал в ремесленном училище и проводил летние месяцы в украинских имениях Павла Харитоненко – крупного промышленника – в том числе в селе Пархоменко. Именно природа и местные жители этого села стали источником вдохновения для ряда этюдов Виноградова: запечатлённые бытовые сцены, случайные встречи и особенности народного костюма. Всё это послужило основой для создания многочисленных жанровых работ, включая полотно «Бабы».

Работа на природе и в деревенской обстановке позволила художнику достоверно передать естественное освещение. Яркий солнечный свет передан чистыми, насыщенными красками. Женщины находятся в центре композиции. Пространство организовано таким образом, что многослойность одежд заметна с любого угла обзора. Внимание привлекают и детали деревенского быта: рядом с женщинами стоит плетёная корзина, тщательно прорисована бревенчатая постройка дома.

7 картина. «Бабы (Подруги)»

«Бабы (Подруги)»
«Бабы (Подруги)»
  • Дата создания: 1893 год
  • Размеры: 80,3 х 66,7 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Подобные сюжеты были широко распространены среди работ участников Товарищества Передвижников. На скамейке сидят две крестьянские женщины. За их спинами заходит солнце, создавая длинные тени сидящих героинь. Обе они грустны и задумчивы. Художник детально передаёт натруженные загорелые руки сидящей слева женщины. Тоска в лицах и позах героинь подчёркивается их пыльной поношенной обувью и небогатой одеждой.

Эта картина является ярким примером раннего творчества художника. Изображать сцены деревенской жизни он начал ещё в студенческие годы, когда приезжал на каникулы в родное село. До картины «Бабы (Подруги)» были написаны два этюда с портретами будущих героинь полотна. Виноградов увидел женщин в 1892 году, будучи в селе Пархоменко. Изображение сидящей справа героини художник перенёс с этюда почти неизменным. Показать картину Сергей Арсеньевич задумывал на выставке передвижников, о чём сообщал в письме своему другу. Художник писал, что хоть и продвинулся в работе вперёд, но результатами недоволен. Несмотря на то, что картина была закончена к выставке, её там, в итоге так и не представили.

Женщины изображены в самом центре картины. При этом объекты заднего фона Виноградов проработал очень детально, придавая пространству объём. Чтобы усилить это ощущение, художник изобразил отдалённые предметы более размытыми. Печальных героинь окружает яркая природа – насыщенно-зелёная трава, голубое небо без облаков. Художник виртуозно сочетает холодные цвета, которыми изобразил небо и дом, с золотистыми, бежевыми и зелёными. Такое цветовое решение делает пространство картины ещё более объёмным и наполненным воздухом.

8 картина. «Бабы Тульские»

«Бабы Тульские»
«Бабы Тульские»
  • Дата создания: 1889 год
  • Размеры: 68,5 х 49 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Историко-Художественный Музей «Новый Иерусалим» (Истра, Подмосковье, Россия)

На картине изображены две деревенские женщины, занятые разговором возле покосившегося здания. Художник детально изобразил их одежду, распространённую в селениях на юге России. Женщина в белом платье задумчиво слушает собеседницу. Она подпёрла подбородок сложенной в кулак ладонью, пока второй рукой придерживает другую за локоть. Брови её нахмурены, одна бровь приподнята. Художник детально изобразил выражение её лица. Выражения лица второй женщины не видно, но стоит она уверенно, плечи расправлены, а руки сложены на груди.

Обе женщины одеты в понёвы. Эта одежда раньше считалась показателем статуса хозяйки. Существовал даже обряд её надевания, готовящий девушку к замужеству. Как правило, сама хозяйка и шила эту одежду. Особенное внимание уделялось отделке, где у каждого элемента было своё значение. По понёве можно было понять, откуда приехала девушка и сколько ей лет. У одной из героинь картины на голове платок, а у другой сорока. Этот головной убор носили в центральной части России. Он считался показателем достатка женщины. На картине сорока действительно выделяется: ярко-красная, богато украшенная и подобрана в тон остальным предметам одежды.

Женщины выделяются своей яркой одеждой на фоне покосившегося строения. Художник объединил героинь с пейзажем вокруг, используя тёплые тона. Но яркая одежда женщин привлекает к ним взгляд, делая их заметнее на фоне недетализированного пейзажа. В 1880-ых годах Виноградов тяготел к импрессионизму и в работах, включая «Бабы Тульские», использовал отдельные мазки вместо контурной рисовки, а женщин он поместил на полотно таким образом, что они окружены свободным пространством.

9 картина. «В Церкви»

«В Церкви»
«В Церкви»
  • Дата создания: 1890-ые годы
  • Размеры: 63 х 47 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Отечественное искусство воспитало многих русских мастеров, произведениями которых мы можем любоваться и по сей день. В 1880-1890 годах выпускник Московского Училища Зодчества и Живописи Сергей Виноградов обучался у таких учителей, как Илларион Прянишников и Василий Поленов, он неоднократно был замечен на рисовальных вечерах, которые проводил Поленов. С 1888 Виноградов носил звание классного художника, а с 1916 года он стал членом Академии Художеств. Художник любил изображать церковную тематику. Его самым любимым церковным праздником была Пасха, которую он ассоциировал с верой в светлое будущее, жизнью и исполнением всех надежд. Мастер обладал большим трудолюбием и терпением. Благодаря этому ему удавалось достигать творческих вершин, оставляя далеко позади критический реализм.

В 1890 он пишет картину «В Церкви». Мы видим изображёнными на полотне молящиеся фигуры, которые склонились перед алтарём Божьей матери. Несмотря на то, что фигуры написаны тёмными, мрачными красками, сама картина не выглядит таковой – она кажется настолько светлой, обещающей надежду верующим. Работа наполнена воздухом, солнцем и светом. Сергей Виноградов с удовольствием принимал участие в выставках, которые проводило сообщество художников, различные художественные объединения и «Мир Искусства». Полотна творца выставлялись в разных городах мира – Нью-Йорке, Дюссельдорфе, Риге, Париже, Берлине, Праге. Начиная с 1923 года, Виноградов проживал в Латвии. Здесь же он преподавал живопись. Зимой 1938 он умер в Риге, похоронен на Покровском кладбище.

10 картина. «Дети»

«Дети»
«Дети»
  • Дата создания: 1895 год
  • Размеры: 51,5 х 71 сантиметр
  • Место нахождения: Одесский Национальный Художественный Музей (Одесса, Украина)

Виноградов – один из художников-передвижников, и изображение им крестьянского быта вполне естественно. На картине показаны маленькие пастушата, сгрудившиеся у костра. Вокруг пасутся коровы – белая и две пятнистые с чёрными боками; колеблется под ветерком осенняя грустная рощица. От догорающего костра тянется в сторону серый дым, и дети сидят так, чтобы не дышать им. Их шестеро. Четверо мальчишек сидят прямо на земле. Один полулежит, опираясь на локоть, и глядя, как тлеют подёрнутые пеплом ветки. Второй чертит что-то пальцами по земле, голова его опущена, он выглядит погружённым в какие-то тяжёлые раздумья. Третий тоже смотрит в костёр, он одет в тёмную одежду, сидит на корточках. Четвёртый (кажется, самый маленький из них) одет в ярко-синюю одежду и сидит, откинув одну ногу, а сам тянется к костру. Пятый мальчик стоит над всеми остальными. Шапка криво нахлобучена ему на голову, через плечо свисает сумка – должно быть, там припасы на целый день.

Чуть в сторонке, немного потупившись, стоит девочка – то, что она девочка, можно понять только по красному платку, который ей немного велик. В стороне свалены вещи – какие-то узелки, пожитки, дети выглядят несколько бесприютно посреди серого осеннего пейзажа. Над ними выпуклое небо, которое выглядит так, словно выступает из картины. Оно затянуто облаками и потому у него крайне разные цвета. На кустиках и на деревьях висят редкие красные и оранжевые листья, такие же на земле и их куда больше, чем на ветвях. Взрослые на сборе урожая. Снимают последнее с полей, и дети, которые в силу возраста не управятся с косой, не смогут связать сноп или глубоко копать, присматривают за коровами. Те, в отличие от ребятишек, выглядят вполне довольными. Бродят вокруг, нагибают головы к земле, ищут особенно вкусную траву.

Вечером, когда начнёт темнеть, станет веселее. Можно будет рассказывать страшные истории, а потом можно и домой, в тёплые избы. Пока же дети просто ждут, даже не играют. Картина показывает нам трагедию крестьянских детей – им некогда играть.