Найти в Дзене
Всякое обо всяком

Охота на ведьм: тёмная страница Европейской истории

Нигде в Европе охота на ведьм не унесла столько жизней, как в Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны судебные процессы достигли своего апогея, но прямой связи между войной и судами нет. Вера в потустороннее стара как само человечество. Церковь же, особенно в Средние века, видела в колдунах экзистенциальную угрозу. Так, в 1430-х она начала охоту на ведьм. На таких процессах чаще всего обвиняли женщин в заключении договоров с Дьяволом. А изданный в 1486 году трактат «Молот ведьм», написанный Генрихом Крамером, монахом ордена доминиканцев, служил своего рода инструкцией для «вытягивания правды» из подсудимых. Хотя к 1520-м годам волнения, вызванные Реформацией, поутихли, инквизиция не бездействовала. В период с 1580 по 1650 костры горели особенно ярко. Время было неспокойное. Так называемый «малый ледниковый период» принёс в Европу череду неурожаев, что вылилось в рост цен на продукты питания, голод и эпидемии. А с началом войны к ним добавились страх перед гибелью, рез
Оглавление
Сожжение «ведьмы» (гравюра Яна Лёйкена, 1649–1712)
Сожжение «ведьмы» (гравюра Яна Лёйкена, 1649–1712)

Во время Тридцатилетней войны судебные процессы над ведьмами достигли своего пика. Но, как бы странно это ни звучало, прямой связи между войной и этими процессами нет. В людей вселяли страх и ужас другие факторы.

Охота на ведьм началась ещё в 1430-е

Нигде в Европе охота на ведьм не унесла столько жизней, как в Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны судебные процессы достигли своего апогея, но прямой связи между войной и судами нет.

Вера в потустороннее стара как само человечество. Церковь же, особенно в Средние века, видела в колдунах экзистенциальную угрозу. Так, в 1430-х она начала охоту на ведьм. На таких процессах чаще всего обвиняли женщин в заключении договоров с Дьяволом. А изданный в 1486 году трактат «Молот ведьм», написанный Генрихом Крамером, монахом ордена доминиканцев, служил своего рода инструкцией для «вытягивания правды» из подсудимых.

Период между 1580 и 1650 годами был особенно кровавым

Хотя к 1520-м годам волнения, вызванные Реформацией, поутихли, инквизиция не бездействовала. В период с 1580 по 1650 костры горели особенно ярко.

В начале XVII века Франц Франкен Младший написал эту картину "Ведьмовской шабаш". Это произошло в то время, когда Европа переживала тяжёлый кризис, вызванный церковным расколом, изменением климата и борьбой за власть.
В начале XVII века Франц Франкен Младший написал эту картину "Ведьмовской шабаш". Это произошло в то время, когда Европа переживала тяжёлый кризис, вызванный церковным расколом, изменением климата и борьбой за власть.

Время было неспокойное. Так называемый «малый ледниковый период» принёс в Европу череду неурожаев, что вылилось в рост цен на продукты питания, голод и эпидемии. А с началом войны к ним добавились страх перед гибелью, резнёй и разорением. Жадность, зависть — всё это стало обыденностью.

Император, верховный судья империи и защитник подданных, был где-то далеко. Ему было не до проблем какой-нибудь маленькой деревеньки на границе Пфальца. Империя состояла примерно из трёхсот различных территорий — княжеств, графств, вольных городов, — и все они пользовались широкой автономией. (Не стоит забывать и то, что сословия нередко выступали против императора. Чтобы управлять такой конфедерацией, император и сословия должны были достигать консенсуса, что, добавлю от себя, было той ещё задачей.)

От неугодных быстро избавлялись

На деле за большинством гонений на землях Священной Римской империи стояли не центральная власть и не церковь, а местные влиятельные круги. Подобные процессы нередко использовали как средство устрашения и укрепления собственной власти: неугодные быстро оказывались за решёткой по обвинению в колдовстве, ожидая своей казни. И не важно было, католики они или протестанты. Так описывал эти процессы бывший судебный заседатель из Райнбаха Герман Лёэр в своём труде «Скорбь и смирение благочестивых невинных» (ориг. „Hochnötige Unterthanige Wemütige Klage Der Frommen Unschültigen“).

В одной лишь Рейнской области охота, начатая Кёльнским курфюршеством в 1626 году, унесла жизни более тысячи человек. В 1631 году она докатилась до Райнбаха, вскоре утихла, но вновь вспыхнула с новой силой во второй половине 1630-х. Даже сам Герман Лёэр оказался под подозрением и был вынужден бежать в Амстердам, где и написал «Скорбь и смирение».

К сожалению, Вестфальский мир 1648 года не положил конец этому безумию. Лишь в 1775 году последняя предполагаемая ведьма на немецкой земле была приговорена к смертной казни.

Данная публикация является переводом статьи "Hexenverfolgung: Die dunkle Ära" за авторством Евы Циммерхоф