"Он смотрел ещё дальше, за пределы русской равнины, за Каспий, куда посылал экспедицию князя Бековича-Черкасского, между прочим, с целью разведать и описать сухой и водный, особенно водный, путь в Индию; за несколько дней до смерти вспомнил он давнюю свою мысль об отыскании дороги в Китай и Индию Ледовитым океаном. Уже страдая предсмертными припадками, он спешил написать инструкцию Камчатской экспедиции Беринга, которая должна была расследовать, не соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой, — вопрос, на который давно уже и настойчиво обращал внимание Петра Лейбниц. Передавая документ Апраксину, он говорил: «Нездоровье заставило меня сидеть дома; на днях я вспомнил, о чем думал давно, но к чему другие дела мешали, — о дороге в Китай и Индию".
(c) Ключевский В. О. "Пётр Великий среди своих сотрудников".
Попытки проложить "дорогу в Китай" предпринимал отец Петра I царь Алексей Михайлович (1629-1676). В XVI веке Россия осваивала Сибирь и Дальний Восток, сталкиваясь с границами Китая. Возник вопрос, на каких условиях соседствовать дальше.
- Вооружённые стычки в Приамурье между русскими землепроходцами и цинскими войсками начались с 1649 года.
- Первая официальная миссия из России в Китай состоялась в 1654 году. В условиях языкового барьера, отсутствия связи и логистики всё сводилось к "прощупыванию почвы".
- Затем в 1685 году царевна Софья (1657-1704) отправила в Китай посольство, во главе которого был назначен Фёдор Алексеевич Головин. Дипломат владел латынью, на которой и шли переговоры, потому что с китайской стороны в роли переводчиков выступили иезуиты. В Китае в это время правил император Канси (1661-1722), у которого были все основания гнуть свою линию: Китай России был нужнее, чем Россия Китаю.
- В 1689 году в Нерчинске был заключён договор между Русским государством и Цинской империей, по которому Россия теряла часть освоенных территорий (Бобылев, 1990, с. 150).
- В 1692 году Пётр I (1672-1725) направил в Пекин миссию для установления торговых отношений и, как отмечал впоследствии Ф. Лефорт, "путешествие было удачным". Так было положено начало систематической торговле с Китаем.
В высочайшей переписке русский царь обращался к цинскому императору Канси следующим образом:
"Великих азиацких стран Императору (Повелителю - зачёркнуто) настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление..." (с)
И подписывался:
"Вашего величества добрый приятель Пётр". (с)
(с) Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022. С. 53.
Чем был знаменит Китай? Прежде всего, предметами материальной культуры: шёлком, фарфором и другими ценностями, которые представляли интерес для привилегированного класса.
Среди увлечений Петра нельзя не отметить коллекционирование произведений искусства, предметов этнографии и различных "натуралий". Результат широкого кругозора императора Всероссийского принимает посетителей каждый день, кроме понедельника.
В XVIII веке увлечение "китайщиной" было свойственно представителям знати и духовенства, дипломатам и купцам, медикам, инженерам и учёным, которые собирали и хранили образцы китайского декоративно-прикладного искусства.
Что до коллекции Петра, то мы не располагаем целостным собранием, но отдельные произведения позволяют составить представление о вкусах царя.
Начало коллекции.
Вероятно, первыми предметами в личном собрании китайских редкостей Петра I были дипломатические дары цинского императора. Например, "две маленькие чашечки из чеканного золота очень хорошей работы".
Посольство Ф. А. Головина вернулось в Россию в 1690 году, причём, уже не к Софье, а к Ивану и Петру. Последнего очень заинтересовали рассказы дипломата о путешествии.
При Екатерине II (1729-1796) эти парные чашечки и блюдца в "Описи драгоценным вещам взнесенным в Армитажъ Ея Императорского Величества 1789 года" были описаны следующим образом:
"Блюдичко с чарочкой золотыя канительной работы, по блюдичку цветочки и змии, в блюдичко вставлены четыре синих и тридцать красных яхонтиков и при том порожние места для камушков".
(с) Меньшикова М. Л. О некоторых ценных официальных и диковинных подарках китайского императора Канси российскому императору Петру I.
Неудивительно, что царь хотел ещё "куриозных вещей". С середины XVII века через Тобольск и Сургут проходил караванный путь из Цинской империи, местная торговля китайскими товарами контролировались Сибирским приказом.
В 1711 году Пётр заказал у губернатора Сибири Матвея Петровича Гагарина два золотых кувшина для вина. И в 1712 году Гагарин пишет ответ царю: "...послал я до величества вашего... китайского вывозу два рукомойника золотых".
Что интересно, похожий "рукомойник" есть в собрании Юсуповых.
Для царицы Екатерины Алексеевны (1684-1727) Пётр заказал Гагарину китайские шпильки для волос.
Шпильки губернатор Сибири добыл. Как и другие китайские изделия из драгмета, которые не доходили до заказчиков. Это привело к тому, что в 1715 году губернатор попал под следствие. Его обвиняли в вымогательстве взяток и товаров у иностранных купцов и даже присвоении украшений, купленных для царицы.
Последнее стерпеть было нельзя. В 1718 году Гагарина вызвали в Петербург, а в 1721 году казнили.
В собрании Государственного Эрмитажа есть несколько шпилек, которые с большой долей вероятности были конфискованы у Гагарина.
Аппетит приходит во время еды.
Во время второго путешествия по Европе в 1716-1717 годах Петру удалось купить коллекцию амстердамского аптекаря Альберта Себы. Однако чаще всего, когда речь шла о пополнении коллекции, он не приобретал их самолично.
Пётр знал, где имеет смысл искать, с присущей ему прагматичностью составлял заказы для дипломатов и отправлял экспедиции в Сибирь для поиска экспонатов для Кунсткамеры.
В 1722-1725 годах в Петербург из Китая посольством Льва Васильевича Измайлова были доставлены изысканные образцы китайской филиграни.
В документах один из сосудов описан как "кувшин китайский, финифтяной работы, с двумя наподобие драконов сделанными позолоченными ручками".
К личному собранию Петра I относят лунную флягу, которая также была привезена в Петербург посольством Л. В. Измайлова. В европейских собраниях это первый предмет, выполненный в технике перегородчатой эмали клуазонне (фр. cloisonne), которая получила развитие в Китае в период правления династии Мин (1368-1644).
Царские хранилища.
Первоначально личное собрание царя, или "Государев кабинет" хранилось в Летнем дворце Петра I. Сейчас там можно увидеть Зелёную гостиную, в которой находилась коллекция китайского фарфора.
Для современной экспозиции подобран фарфор периода правления Канси (1654-1722). Что-то похожее на это.
Для Петра I это был не просто интерес к красивой керамике для домашнего серванта. В первых аптеках Петербурга медицинские бутылочки были именно из китайского фарфора.
Образцы китайского фарфора Пётр I мог видеть во время Великого посольства в 1697-1698 годах. В Амстердаме он установил контакты с представителями Голландской Ост-Индской компании, посредством которых можно было приобретать китайские товары.
По возвращении домой царь немедленно заказал китайский фарфор для аптек Москвы и Петербурга. И чтобы непременно с двухглавым орлом. Образцы этих аптекарских сосудов находятся в собрании Государственного Эрмитажа.
А также в Государственном историческом музее. Один из таких сосудов можно увидеть на выставке "Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность" в Музеях Московского Кремля (17.10.2025-1.02.2026).
"Государев кабинет" в 1719 году был перенесён в Кикины палаты. Впоследствии предметы распределялись между дворцами в городе и пригородах, часть оказалась в Кунсткамере, где в 1747 году случился пожар.
Музейного учёта тогда не существовало. В 1730-ых годах раритеты Кунсткамеры зарисовывали, чтобы была хоть какая-то фиксация, помимо первичного описания. Это позволило опознать некоторые предметы.
Например, лунная фляга из коллекции Петра I была идентифицирована по акварельной зарисовке Алексея Ангильевича Грекова.
Равно как и чудесные механические игрушки.
"Пётр любил механику, и его пленяла мысль превратить государство в машину".
(с) Мережковский Д. С. "Пётр и Алексей".
У Канси были свои интересы в области "куриозных вещей". В частности, подобно монгольскому Богдо-гэгэну VIII (1869-1924), он интересовался механизмами.
Канси основал часовую мастерскую на территории Запретного города и до 1722 года там производили механические "курьёзы". Несколько произведений он передал в подарок Петру I.
Здесь внутри кораблика из слоновой кости, "позолоченным серебром оправленного", скрыт механизм, который приводил в движение колесики и пассажиров.
Даосская богиня Си-ван-му, к счастью, тоже была зарисована.
И это тоже механическая игрушка, которая в 1725 году поступила в Кунсткамеру из личного собрания Петра Великого.
Ещё нам известна механическая фигурка китаянки, которая принадлежала Петру I, и тоже поступила в Кунсткамеру после смерти императора в 1725 году.
В наши дни, читая новости о китайских роботах-гуманоидах, я вспоминаю об этих милых игрушках, которые радовали императоров и их приближённых. Вот оно, начало робототехники.
Среди других китайских диковин, которые пришлись по душе государю, были "шелка узорные".
Пётр I ввёл в моду шлафроки, просторные домашние халаты. Для царя их шили из европейских и китайских тканей в мастерских Московского Кремля.
В этом состоит особенность увлечений царя-реформатора: страсть коллекционера, который готов преодолевать трудности, чтобы получить желанный предмет, соединялась в нём с деловитостью государственных масштабов.
Как мы видим, ему мало было набрать драгоценного фарфора в личный "Государев кабинет", - он снабдил им аптеки. Мало было прикупить себе "шляфроков", - шёлк задействовали в парадной одежде и атрибутике армии и церкви, а также в обиходе столичных жителей.
"Без государя указа не пропускать купцов в Китай, а пропущен будет или ослушается, тому будет смертная казнь без всякой пощады". (с)
Торговля с Цинской империей оказалась настолько выгодным делом, что уже в 1706 году Пётр I издал приказ о полной государственной монополии на торговлю с Китаем (Бобылев, 1990, с. 151).
Историк Василий Осипович Ключевский в лекции LXVIII 3 части "Курса русской истории", ссылаясь на свидетельство А. И. Остермана, приводит слова Петра:
"Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом". (c)
Литература
- Бобылев В. С. Внешняя политика России эпохи Петра I. М.: Университет дружбы народов, 1990. С. 150-151.
- Ключевский В. О. "Пётр Великий среди своих сотрудников // Пётр Великий: Pro et Contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователец. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2003. С. 373
- Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022.
- Меньшикова М. Л. О некоторых ценных официальных и диковинных подарках китайского императора Канси российскому императору Петру I. Третьяковская галерея. № 2 (75), 2022.
- Мережковский Д. С. Пётр и Алексей. М.: Эксмо, 2018.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен