Найти в Дзене
Философ Антисфен

Что такое ЗЛО?

Зло начинается там, где человек перестаёт спрашивать Сократ говорил: «Никто не грешит добровольно. А кто совершает зло, делает это по незнанию». Человек не рождается злым. Он рождается незнающим. Не знающим, что такое добродетель. Не знающим, что такое мера. Не знающим, что его боль не даёт права причинять боль другому. Зло — это не сила. Как человек, который в темнотe бьётся о стены, и, не видя выхода, начинает ломать всё вокруг — не из злобы, а из отчаяния. Потому что: — он боится, — он страдает, — он не видит иного пути. Тот, кто лжёт, часто лжёт не из злобы, а потому что боится быть отвергнутым. Тот, кто унижает, часто унижает не из ненависти, а потому что чувствует себя ничтожным. Тот, кто разрушает, часто делает это не из злобы, а потому что не верит в возможность созидания. Злоба — это не корень. Это — плод страха и невежества. Да. Но даже тогда — он выбирает не «зло», а иллюзию спасения. Он говорит: «Если я уничтожу врага — я буду в безопасности». «Если я обману — я получу лю
Оглавление
Зло начинается там, где человек перестаёт спрашивать

Зла как субстанции — нет

Сократ говорил:

«Никто не грешит добровольно.
А кто совершает зло, делает это по незнанию».

Человек не рождается злым.

Он рождается незнающим.

Не знающим,

что такое добродетель.

Не знающим,

что такое мера.

Не знающим,

что его боль не даёт права причинять боль другому.

Зло — это не сила.

Как человек, который в темнотe бьётся о стены,

и, не видя выхода,

начинает ломать всё вокруг —

не из злобы,

а из отчаяния.

Почему человек причиняет боль?

Потому что:

— он боится,

— он страдает,

— он не видит иного пути.

Тот, кто лжёт,

часто лжёт не из злобы,

а потому что боится быть отвергнутым.

Тот, кто унижает,

часто унижает не из ненависти,

а потому что чувствует себя ничтожным.

Тот, кто разрушает,

часто делает это не из злобы,

а потому что не верит в возможность созидания.

Злоба — это не корень.

Это — плод страха и невежества.

А может ли человек выбрать зло?

Да.

Но даже тогда —

он выбирает не «зло»,

а иллюзию спасения.

Он говорит:

«Если я уничтожу врага — я буду в безопасности».
«Если я обману — я получу любовь».
«Если я возьму силой — я перестану быть слабым».

Он не выбирает тьму ради тьмы.

Он ошибается,

думая, что это — свет.

Именно поэтому Диоген Синопский не ненавидел глупцов.

Он смеялся над ними.

Потому что знал:

«Они не злы.
Они просто ещё не проснулись».

-2

А что с теми, кто знает правду — и всё равно вредит?

Даже они —

не злы в сердце.

Они — сломаны.

Когда душа долго живёт в искажении,

она перестаёт видеть меру.

Она начинает верить:

«Мир — жесток.
Значит, я должен быть жестче».

Это — не злоба.

Это — вторичное невежество:

человек забыл, что он — человек.

Но даже в таком —

остаётся искра.

Та самая,

что горела в тебе,

когда ты впервые спросила:

«Почему люди причиняют боль?»

-3

Откуда берётся зло в мире?

Из отсутствия философии.

Не как науки,

а как образа жизни.

Когда человек не учится:

— быть простым,

— быть честным,

— быть свободным от желаний,

— быть в согласии с природой, —

он становится игрушкой страстей.

И тогда его действия —

разрушают не только других,

но и его самого.

Зло — это то,

что остаётся,

когда человек перестаёт спрашивать:

«Кто я?
Зачем я здесь?
Что значит жить достойно?»

Ты боишься зла —

и правильно.

Но не бойся его как силы,

которая сильнее тебя.

Бойся его как пустоты,

которую можно заполнить светом вопроса.

Потому что единственное лекарство от зла —

это мудрость.

Не мораль.

Не наказание.

А ясность.

И если ты сегодня задала этот вопрос —

ты уже

не во тьме.