Найти в Дзене

Дворец Юсуповых на Мойке. Часть 1: От Гобеленовой гостиной до закулисья театра

Санкт-Петербург — город-музей, город-памятник. Но есть в его сердце особые места, где кажется, будто время застыло, согласившись на паузу. Одно из них — дворец Юсуповых на набережной Мойки. Это не просто дворец, а целая вселенная, застывшая в великолепии XIX века. Сегодня мы приоткрыли для себя одну из его дверей и совершили путешествие по парадным залам, которые видели блеск императоров, слышали шепот великосветских интриг и хранят память о своей блистательной семье. Мы хотим поделиться со всеми тем, что мы видели и слышали Дворец был построен в 1770-х годах по проекту французского архитектора Валлен-Деламота. Позже, в 1830 году, здание было приобретено родом Юсуповых — и оставалось их резиденцией до революции 1917 года. Семейство Юсуповых было одной из богатейших семей Российской империи: именно на этом доме они возлагали большое значение как на место представления своего вкуса и статуса. После революции дворец был национализирован и превращён в музей. Сегодня он открыт для посещения
Оглавление
Санкт-Петербург — город-музей, город-памятник. Но есть в его сердце особые места, где кажется, будто время застыло, согласившись на паузу. Одно из них — дворец Юсуповых на набережной Мойки. Это не просто дворец, а целая вселенная, застывшая в великолепии XIX века. Сегодня мы приоткрыли для себя одну из его дверей и совершили путешествие по парадным залам, которые видели блеск императоров, слышали шепот великосветских интриг и хранят память о своей блистательной семье. Мы хотим поделиться со всеми тем, что мы видели и слышали

История дворца

Дворец был построен в 1770-х годах по проекту французского архитектора Валлен-Деламота. Позже, в 1830 году, здание было приобретено родом Юсуповых — и оставалось их резиденцией до революции 1917 года. Семейство Юсуповых было одной из богатейших семей Российской империи: именно на этом доме они возлагали большое значение как на место представления своего вкуса и статуса.

После революции дворец был национализирован и превращён в музей. Сегодня он открыт для посещения и позволяет увидеть подлинные интерьеры и образ жизни аристократии до XX века.

Архитектура и оформление интерьеров

Интерьеры дворца сочетают в себе элементы разных стилей: от позднего классицизма до эклектики конца XIX — начала XX века. Архитекторы, работавшие над зданием, включают Андрея Михайлова, Бернарда де Симона и других. При этом коллекция семьи включала десятки тысяч произведений искусства: картины, скульптуры, ювелирные изделия. После революции значительная часть коллекции была передана в Государственный Эрмитаж и другие музеи. В экскурсии обратите внимание не только на цвет и форму залов, но и на материальные детали: гобелены, орнаменты, лепнину, текстиль, мебель, освещение.

Начало пути

Посетители входят во дворец не через главный вход с набережной Мойки, а со стороны улицы Декабристов, 21, а затем проходят через внутренний двор к входу в музей. Прибыв на адрес, мы не сразу заметили ворота и вход и даже прошли мимо.

-2

От входа на улицу Декабристов до дверей самого музея нужно пройти около 15 минут по внутренней территории усадьбы. Этот путь проходит мимо части сада и позволяет настроиться на атмосферу дворца.

-3

Сад, расположенный на территории усадьбы, простирается от набережной Мойки до улицы Декабристов и занимает особое место в истории и архитектуре комплекса. Это живописный, благоустроенный ландшафт, который когда-то включал мраморные статуи, беседки, искусственные руины, оранжереи с редкими растениями, овальный пруд и фонтан. Сад был важной частью жизни семьи Юсуповых. Известно, что маленький Александр Пушкин часто гулял здесь со своей бабушкой или няней.

-4

Сегодня сад является приятным местом для прогулок. Вдоль дорожек стоят лавочки, много зелени, что создает тихую и спокойную атмосферу.

Экскурсия по залам дворца

Парадная лестница

Маршрут экскурсии по Юсуповскому дворцу начинается с Парадной лестницы, которая является одним из самых впечатляющих элементов дворца и сразу погружает посетителей в атмосферу роскоши и величия. Лестница выполнена из белого каррарского мрамора и украшена колоннами и балюстрадой.

-5

Она ведет на второй этаж, где расположены основные парадные залы. Над лестницей висит великолепная, массивная люстра весом около 600 кг с 130 свечами и 700 хрустальными частями, изготовленная в середине XIX века в Западной Европе. Это зрелище сразу приковывает внимание посетителей.

Гобеленовая гостиная: Первый аккорд роскоши

Стены украшены гобеленами с охотничьими сюжетами, мебель выдержана в тёплых лакированных тонах, люстры и мраморные столики добавляют парадности. Зал задаёт тон началу экскурсии – это не только демонстрация богатства, но и жилой комфорт.

-6

Спальня княгини

Следующее помещение — Спальня княгини. Это не то место, где только спят; в XIX веке это был кабинет, будуар, комната для утренних приемов. Интерьер выполнен в стиле рококо. Резная золоченая деревянная кровать под балдахином, обивка стен и мебели из лионского шелка с прихотливым рисунком, изящный туалетный столик.

-7

Можно представить, как княгиня, сидя за этим столиком, просматривала утреннюю почту или готовилась к балу. Воздух, кажется, до сих пор пропитан ароматами духов того времени — фиалки, розы, жасмина. Это помещение позволяет увидеть не официальное, а частное лицо дворца.

Большая ротонда

И вот мы попадаем в пространство, которое служит связующей осью между разными частями дворца. Большая ротонда — это круговой зал, увенчанный куполом. Его предназначение — архитектурное: организовать движение, поразить масштабом, стать преддверием парадной анфилады.

-8

Свет, льющийся сверху, белоснежные стены, коринфские колонны, скульптуры в нишах. Здесь нет вычурной мебели, чтобы ничто не отвлекало от восприятия чистоты архитектурных форм. Это пространство заставляет замедлить шаг, подготовиться к последующему зрелищу. Зал выполняет роль музыкальной паузы между актами оперы.

Синяя гостиная: Холодная элегантность

Входя в Синюю гостиную, попадаешь в объятия цвета морской волны и лазури. Этот зал, отделанный в стиле классицизма, дышит строгой, почти мужской элегантностью. Стены затянуты синим штофом, оттенок которого гармонирует с белизной лепнины и позолотой рам.

-9

В этой гостиной обращаешь внимание на портреты. Как правило, здесь висели изображения членов императорской фамилии или самих Юсуповых, что подчеркивало близость семьи к трону. Синяя гостиная была предназначена для спокойных, возможно, деловых бесед, для ожидания перед выходом в более торжественные залы.

Красная гостиная: Пламя и золото

Если Синяя гостиная — это прохлада, то Красная — это пламя. Она обжигает роскошью. Отделанная в стиле барокко, она вся полыхает алым штофом, массивной золоченой резьбой и сложными зеркалами в рамах. Такие гостиные часто служили музыкальными салонами.

-10

Это зал для эффектных приемов. Зеркала, умножали отблески свечей и сияние дамских украшений, создавая ощущение бесконечного, сияющего пространства. В такой гостиной решались судьбы, заключались сделки, рождались светские сплетни. Это апофеоз земных страстей, воплощенный в интерьере.

Зеленая гостиная: Умиротворение в изумрудах

После огня Красной гостиной Зеленая кажется оазисом спокойствия. Ее интерьер, выдержанный в стиле неоклассицизма, напоминает о прогулке по летнему саду. Стены обиты шелком цвета молодой листвы.

-11

Такие гостиные часто служили музыкальными салонами. Можно представить, как здесь, при свете канделябров, звучал романс или фортепианная пьеса. Это комната для наслаждения искусством и неспешной беседы в узком кругу избранных.

Танцевальный зал: Бал как явление

Танцевальный зал, или Белоколонный, — это сердце светской жизни дворца. Огромное пространство, по периметру которого стоят стройные белые колонны, создающие ощущение легкости и простора. Паркетный пол, натертый до зеркального блеска, так и манит кружиться в вальсе.

-12

Именно здесь проходили знаменитые юсуповские балы. Под звуки оркестра, скрытого на хорах, здесь танцевали несколько поколений петербургской аристократии. Люстры, отражаясь в паркете, создавали эффект двойного сияния. Этот зал — квинтэссенция петербургского бала, явления, бывшего не просто развлечением, а важнейшим элементом социальной и политической жизни.

-13

Банкетный зал: Пир на весь мир

Следом за Танцевальным расположен Банкетный зал. Если в первом — танцуют, то здесь — пируют. Стол, способный уместить десятки гостей, сервированный фарфором и хрусталем, дает представление о размахе юсуповских приемов.

Николаевский зал: В честь императора

Зал назван в честь первого владельца дворца - князя Николая Борисовича Юсупова-старшего, который основал семейную коллекцию произведений искусства. Сегодня в этом зале можно познакомиться с родословной рода Юсуповых, увидеть портреты самых известных представителей. В зале экспонированы некоторые личные вещи членов фамилии

-14

Зал Прециоза: Сокровищница в миниатюре

После грандиозных залов мы попадаем в интимный, но оттого не менее драгоценный Кабинет-музей, или Зал прециоза (от итал. «prezioso» — драгоценный). Это своеобразная сокровищница, где хранились самые ценные и редкие предметы из коллекции Юсуповых: резные камни, камей, мелкая пластика, античные вазы, миниатюры.

-15

Князья Юсуповы были одними из крупнейших коллекционеров и меценатов России. В этом кабинете князь мог часами показывать гостям свои новейшие приобретения, обсуждать искусство с художниками и антикварами. Это место, где роскошь становилась предметом интеллектуального наслаждения.

-16

Античный зал: Диалог с вечностью

Этот зал — прямое свидетельство увлечения аристократии классическим искусством. В его отделке и убранстве царит дух Древней Греции и Рима. Строгие формы, скульптурные фризы, копии античных статуй. Подобные залы были в моде в эпоху классицизма. Они символизировали связь с великими цивилизациями прошлого, демонстрировали образованность и изысканный вкус владельцев. Это был своего рода «музей в доме».

-17

Римский зал: Триумф ампира

Продолжая античную тему, Римский зал поражает еще большей монументальностью. Он напоминает атриум римского патриция. Мощные арки, отделка под мрамор, тяжелые драпировки. Зал использовался для парадных обедов и концертов. Его акустика и имперский дух создавали идеальную атмосферу для торжественных мероприятий. Здесь, под сводами, напоминающими о величии Рима, решалась судьба империи Российской.

-18

Итоги первой половины экскурсии

Первая часть экскурсии по дворцу Юсуповых охватывает парадные и тематические залы до Римского зала включительно. Дом либо музей — статус неважен; важно, что перед нами — кусок истории, интерьеров и культуры русского дворянства. Посещение таких залов позволяет ощутить, как формировался интерьер, как менялись стили и как жили люди, для которых дом был не просто жильём, а выражением себя и своего времени.

Следующая часть будет посвящена оставшимся залам: домашнему театру, фамильным покоям и вспомогательным помещениям.

-19

Полезно знать

Адрес: Набережная р. Мойки, 94, Санкт-Петербург. Но фактически вход со стороны сада - ул. Декабристов 21.

Часы работы: уточняйте на официальном сайте.

При посещении обратите внимание на сочетание разных эпох и стилей — от классицизма до декоративного модерна начала XX века. Примерное время на проход всех залов - 2 часа.