Санкт-Петербург — город-музей, город-памятник. Но есть в его сердце особые места, где кажется, будто время застыло, согласившись на паузу. Одно из них — дворец Юсуповых на набережной Мойки. Это не просто дворец, а целая вселенная, застывшая в великолепии XIX века. Сегодня мы приоткрыли для себя одну из его дверей и совершили путешествие по парадным залам, которые видели блеск императоров, слышали шепот великосветских интриг и хранят память о своей блистательной семье. Мы хотим поделиться со всеми тем, что мы видели и слышали
История дворца
Дворец был построен в 1770-х годах по проекту французского архитектора Валлен-Деламота. Позже, в 1830 году, здание было приобретено родом Юсуповых — и оставалось их резиденцией до революции 1917 года. Семейство Юсуповых было одной из богатейших семей Российской империи: именно на этом доме они возлагали большое значение как на место представления своего вкуса и статуса.
После революции дворец был национализирован и превращён в музей. Сегодня он открыт для посещения и позволяет увидеть подлинные интерьеры и образ жизни аристократии до XX века.
Архитектура и оформление интерьеров
Интерьеры дворца сочетают в себе элементы разных стилей: от позднего классицизма до эклектики конца XIX — начала XX века. Архитекторы, работавшие над зданием, включают Андрея Михайлова, Бернарда де Симона и других. При этом коллекция семьи включала десятки тысяч произведений искусства: картины, скульптуры, ювелирные изделия. После революции значительная часть коллекции была передана в Государственный Эрмитаж и другие музеи. В экскурсии обратите внимание не только на цвет и форму залов, но и на материальные детали: гобелены, орнаменты, лепнину, текстиль, мебель, освещение.
Начало пути
Посетители входят во дворец не через главный вход с набережной Мойки, а со стороны улицы Декабристов, 21, а затем проходят через внутренний двор к входу в музей. Прибыв на адрес, мы не сразу заметили ворота и вход и даже прошли мимо.
От входа на улицу Декабристов до дверей самого музея нужно пройти около 15 минут по внутренней территории усадьбы. Этот путь проходит мимо части сада и позволяет настроиться на атмосферу дворца.
Сад, расположенный на территории усадьбы, простирается от набережной Мойки до улицы Декабристов и занимает особое место в истории и архитектуре комплекса. Это живописный, благоустроенный ландшафт, который когда-то включал мраморные статуи, беседки, искусственные руины, оранжереи с редкими растениями, овальный пруд и фонтан. Сад был важной частью жизни семьи Юсуповых. Известно, что маленький Александр Пушкин часто гулял здесь со своей бабушкой или няней.
Сегодня сад является приятным местом для прогулок. Вдоль дорожек стоят лавочки, много зелени, что создает тихую и спокойную атмосферу.
Экскурсия по залам дворца
Парадная лестница
Маршрут экскурсии по Юсуповскому дворцу начинается с Парадной лестницы, которая является одним из самых впечатляющих элементов дворца и сразу погружает посетителей в атмосферу роскоши и величия. Лестница выполнена из белого каррарского мрамора и украшена колоннами и балюстрадой.
Она ведет на второй этаж, где расположены основные парадные залы. Над лестницей висит великолепная, массивная люстра весом около 600 кг с 130 свечами и 700 хрустальными частями, изготовленная в середине XIX века в Западной Европе. Это зрелище сразу приковывает внимание посетителей.
Гобеленовая гостиная: Первый аккорд роскоши
Стены украшены гобеленами с охотничьими сюжетами, мебель выдержана в тёплых лакированных тонах, люстры и мраморные столики добавляют парадности. Зал задаёт тон началу экскурсии – это не только демонстрация богатства, но и жилой комфорт.
Спальня княгини
Следующее помещение — Спальня княгини. Это не то место, где только спят; в XIX веке это был кабинет, будуар, комната для утренних приемов. Интерьер выполнен в стиле рококо. Резная золоченая деревянная кровать под балдахином, обивка стен и мебели из лионского шелка с прихотливым рисунком, изящный туалетный столик.
Можно представить, как княгиня, сидя за этим столиком, просматривала утреннюю почту или готовилась к балу. Воздух, кажется, до сих пор пропитан ароматами духов того времени — фиалки, розы, жасмина. Это помещение позволяет увидеть не официальное, а частное лицо дворца.
Большая ротонда
И вот мы попадаем в пространство, которое служит связующей осью между разными частями дворца. Большая ротонда — это круговой зал, увенчанный куполом. Его предназначение — архитектурное: организовать движение, поразить масштабом, стать преддверием парадной анфилады.
Свет, льющийся сверху, белоснежные стены, коринфские колонны, скульптуры в нишах. Здесь нет вычурной мебели, чтобы ничто не отвлекало от восприятия чистоты архитектурных форм. Это пространство заставляет замедлить шаг, подготовиться к последующему зрелищу. Зал выполняет роль музыкальной паузы между актами оперы.
Синяя гостиная: Холодная элегантность
Входя в Синюю гостиную, попадаешь в объятия цвета морской волны и лазури. Этот зал, отделанный в стиле классицизма, дышит строгой, почти мужской элегантностью. Стены затянуты синим штофом, оттенок которого гармонирует с белизной лепнины и позолотой рам.
В этой гостиной обращаешь внимание на портреты. Как правило, здесь висели изображения членов императорской фамилии или самих Юсуповых, что подчеркивало близость семьи к трону. Синяя гостиная была предназначена для спокойных, возможно, деловых бесед, для ожидания перед выходом в более торжественные залы.
Красная гостиная: Пламя и золото
Если Синяя гостиная — это прохлада, то Красная — это пламя. Она обжигает роскошью. Отделанная в стиле барокко, она вся полыхает алым штофом, массивной золоченой резьбой и сложными зеркалами в рамах. Такие гостиные часто служили музыкальными салонами.
Это зал для эффектных приемов. Зеркала, умножали отблески свечей и сияние дамских украшений, создавая ощущение бесконечного, сияющего пространства. В такой гостиной решались судьбы, заключались сделки, рождались светские сплетни. Это апофеоз земных страстей, воплощенный в интерьере.
Зеленая гостиная: Умиротворение в изумрудах
После огня Красной гостиной Зеленая кажется оазисом спокойствия. Ее интерьер, выдержанный в стиле неоклассицизма, напоминает о прогулке по летнему саду. Стены обиты шелком цвета молодой листвы.
Такие гостиные часто служили музыкальными салонами. Можно представить, как здесь, при свете канделябров, звучал романс или фортепианная пьеса. Это комната для наслаждения искусством и неспешной беседы в узком кругу избранных.
Танцевальный зал: Бал как явление
Танцевальный зал, или Белоколонный, — это сердце светской жизни дворца. Огромное пространство, по периметру которого стоят стройные белые колонны, создающие ощущение легкости и простора. Паркетный пол, натертый до зеркального блеска, так и манит кружиться в вальсе.
Именно здесь проходили знаменитые юсуповские балы. Под звуки оркестра, скрытого на хорах, здесь танцевали несколько поколений петербургской аристократии. Люстры, отражаясь в паркете, создавали эффект двойного сияния. Этот зал — квинтэссенция петербургского бала, явления, бывшего не просто развлечением, а важнейшим элементом социальной и политической жизни.
Банкетный зал: Пир на весь мир
Следом за Танцевальным расположен Банкетный зал. Если в первом — танцуют, то здесь — пируют. Стол, способный уместить десятки гостей, сервированный фарфором и хрусталем, дает представление о размахе юсуповских приемов.
Николаевский зал: В честь императора
Зал назван в честь первого владельца дворца - князя Николая Борисовича Юсупова-старшего, который основал семейную коллекцию произведений искусства. Сегодня в этом зале можно познакомиться с родословной рода Юсуповых, увидеть портреты самых известных представителей. В зале экспонированы некоторые личные вещи членов фамилии
Зал Прециоза: Сокровищница в миниатюре
После грандиозных залов мы попадаем в интимный, но оттого не менее драгоценный Кабинет-музей, или Зал прециоза (от итал. «prezioso» — драгоценный). Это своеобразная сокровищница, где хранились самые ценные и редкие предметы из коллекции Юсуповых: резные камни, камей, мелкая пластика, античные вазы, миниатюры.
Князья Юсуповы были одними из крупнейших коллекционеров и меценатов России. В этом кабинете князь мог часами показывать гостям свои новейшие приобретения, обсуждать искусство с художниками и антикварами. Это место, где роскошь становилась предметом интеллектуального наслаждения.
Античный зал: Диалог с вечностью
Этот зал — прямое свидетельство увлечения аристократии классическим искусством. В его отделке и убранстве царит дух Древней Греции и Рима. Строгие формы, скульптурные фризы, копии античных статуй. Подобные залы были в моде в эпоху классицизма. Они символизировали связь с великими цивилизациями прошлого, демонстрировали образованность и изысканный вкус владельцев. Это был своего рода «музей в доме».
Римский зал: Триумф ампира
Продолжая античную тему, Римский зал поражает еще большей монументальностью. Он напоминает атриум римского патриция. Мощные арки, отделка под мрамор, тяжелые драпировки. Зал использовался для парадных обедов и концертов. Его акустика и имперский дух создавали идеальную атмосферу для торжественных мероприятий. Здесь, под сводами, напоминающими о величии Рима, решалась судьба империи Российской.
Итоги первой половины экскурсии
Первая часть экскурсии по дворцу Юсуповых охватывает парадные и тематические залы до Римского зала включительно. Дом либо музей — статус неважен; важно, что перед нами — кусок истории, интерьеров и культуры русского дворянства. Посещение таких залов позволяет ощутить, как формировался интерьер, как менялись стили и как жили люди, для которых дом был не просто жильём, а выражением себя и своего времени.
Следующая часть будет посвящена оставшимся залам: домашнему театру, фамильным покоям и вспомогательным помещениям.
Полезно знать
Адрес: Набережная р. Мойки, 94, Санкт-Петербург. Но фактически вход со стороны сада - ул. Декабристов 21.
Часы работы: уточняйте на официальном сайте.
При посещении обратите внимание на сочетание разных эпох и стилей — от классицизма до декоративного модерна начала XX века. Примерное время на проход всех залов - 2 часа.