Найти в Дзене
б.к.

Победа Мамдани - что это значит для Америки?

На выборах мэра Нью-Йорка победил индиец из Уганды, мусульманин и социалист Зохран Мамдани. В ходе предвыборной кампании он обещал открыть муниципальные (видимо субсидируемые) магазины в каждом районе города, сделать автобусы бесплатными, ввести бесплатное дошкольное образование для всех детей в возрасте до пяти лет и заморозить арендную плату для 1 млн квартир. Его победа столь же закономерна, как и победа Трампа. Оба - популисты, представляющие крайности левого и правого флангов. По мере того, как Америка погружается в кризис, по мере того, как общество теряет веру в возможность решения нарастающих проблем традиционными центристскими методами, запрос на чудесные простые решения растёт. Естественно, простыми решениями нельзя решить сложные проблемы и закономерным итогом деятельности и Трампа, и Мамдани будет ещё большее ухудшение ситуации. И естественно, на ухудшение ситуации общество (как минимум на первом этапе, до установления диктатуры) ответит ещё большим запросом на ещё более

На выборах мэра Нью-Йорка победил индиец из Уганды, мусульманин и социалист Зохран Мамдани. В ходе предвыборной кампании он обещал открыть муниципальные (видимо субсидируемые) магазины в каждом районе города, сделать автобусы бесплатными, ввести бесплатное дошкольное образование для всех детей в возрасте до пяти лет и заморозить арендную плату для 1 млн квартир.

Его победа столь же закономерна, как и победа Трампа. Оба - популисты, представляющие крайности левого и правого флангов. По мере того, как Америка погружается в кризис, по мере того, как общество теряет веру в возможность решения нарастающих проблем традиционными центристскими методами, запрос на чудесные простые решения растёт. Естественно, простыми решениями нельзя решить сложные проблемы и закономерным итогом деятельности и Трампа, и Мамдани будет ещё большее ухудшение ситуации. И естественно, на ухудшение ситуации общество (как минимум на первом этапе, до установления диктатуры) ответит ещё большим запросом на ещё более радикальные и ещё более простые решения. Больше популизма, больше разрушения. Эта спираль саморазрушения - удел несостоявшихся государств третьегои мира, к которым постепенно присоединяются Соединённые Штаты.

Большинство общественных процессов развиваются циклично, по спирали, и как правило переживающие кризис общества следуют трём основным паттернам. Хотя в целом это одна и та же модель, но небольшие нюансы позволяют нам разделить её на подкатегории.

Первая модель, назовём её грузинской или украинской, выражается в том, что общество с надеждой и воодушевлением избирает лидера, но затем свергает его до окончания его срока, чтобы привести к власти ещё одного популиста, затем снова быстро разочаровывается, снова свергает его и так много раз.

Во втором случае, назовём его аргентинским или латиноамериканским, на первую модель накладывается дополнительный элемент - выбор между правой и левой идеологией. Общество кидается из крайности в крайность, из тотального субсидирования, дефицита бюджета и гиперинфляции, предлагаемих Чавесом, Мамдани и их социалистическими братьями, к самым диким и жёстким формам капитализма, предлагаемых аргентинцем Миллеем.

Третий случай, назовём его американским, - ещё более сложный с точки зрения количества и силы элементов кризиса. В дополнение к радикализации общества и расколу по признаку идеологии, в Соединённых Штатах добавляется раскол по расовому и возрастному признаку (большинство молодёжи - это нацменьшинства, сочувствующие левым взглядам). 

В случае США добавляется также критический элемент - способность отдельных территорий к относительно устойчивому автономному существованию. США - большая страна, в которой отдельные штаты обладают значительными полномочиями, вплоть до зачатков собственных армий в виде национальной гвардии. Мы уже видели в январе 2024 года, как национальная гвардия Техаса прогнала федеральных пограничников и многие контролируемые республиканцами штаты были готовы направить свои силы национальной гвардии на помощь Техасу в противостоянии с федеральным правительством Байдена. 

Ввод Трампом федеральных войск в один контролируемый демократами город может воспламенить не только контролируемые демократами города, но и штаты. То есть кризис на уровне отдельного города расколет страну на две мощные коалиции. Если республиканцы к тому времени потеряют конгресс, то конфликт ещё более осложнится.

Также в США существует устойчивая традиция и хорошо прописано разделение полномочий между властями различных уровней и между исполнительной, законодательной и судебной властью. С одной стороны, это на первых порах стабилизирует систему, но когда рамки дозволенного очень узки, даже маленький шаг за черту делегитимизирует участника. В условиях жесткого противостояния, когда ситуация вынуждает обе противоборствующие стороны принимать радикальные и выходящие за рамки полномочий решения, сила оружия быстро становится главным аргументом.

В условиях падения популярности Трампа, в ходе решающей схватки на промежуточных выборах в Конгресс через год, Мамдани может стать катализатором, резко повышающим температуру реакции и доводящим смесь до кипения. Главное, чтобы он не обманул избирателей, чтобы он сохранял верность своим безумным экономическим идеям и реально попытался их воплотить...