Приятных случайностей, дорогие друзья!
Наверное это будет одна из длинных статей... 😅
Сегодня, для тех кто не знаком с этим названием, мы будем иметь дело с детищем Михаила Афанасьевич Булгакова, противоречивым романом "Мастер и Маргарита". Это одно из тех произведений, о которых есть что сказать.
Начнём, я думаю, с самого произведения и обсудим в чем заключаются разные мнения.
Сперва стоит отметить, что это "роман в романе", то есть в этом произведении есть писатель и он пишет роман, который мы так же читаем по ходу повествования. Ещё одна особенность - целых три основные сюжетные ветви(это если не обращать внимания, на дополнительные истории). События следуют друг за другом, но вперемешку. Уже звучит странно да? 😃
Буду честной, этот роман пришелся по вкусу далеко не всем, к тому же, по сей день он вызывает большое количество вопросов и абсолютно разных мнений.
Я опишу сюжет, для того, чтобы вся суть была вам более понятной.
В романе присутствуют два главных героя, это, разумеется, Мастер и Маргарита. С ними практически на ровне(этих героев сложно назвать второстепенными) идут такие персонажи как Воланд(или сам дьявол), Бегемот(кот-человек, такой перевертыш получается), Азазелло(это имя скорее всего отсылает нас к Азазелю, одному из верховных демонов Ада), Коровин(тоже один из участников свиты Воланда, но кто он конкретно, понять сложно). Далее следует прям таки большое количество второстепенных героев, перечислять их нет смысла, мы мало на них обратим внимания.
Сам роман начинается со сцены появления Воланда в Москве, на Патриарших прудах. Он предстает пред нами как некий иностранец, приехавший по обмену магическим опытом. Как оказалось наш гость маг-фокусник. А нацелился он на двух мужчин, беседовавших в саду о литературе и религии. Как раз таки в начале романа, нас знакомят с диалогом Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного. Михаил, открыто высказывает Ивану, что его стихотворение о Боге создает акцент на том, что он точно есть(Бог). Далее Берлиоз утверждает, что мы не можем знать, так как не видели его и не имеется каких-то подтверждений его существования. В диалог вклинивается Воланд и задает ритм дальнейшему повествованию. Мужчины изучают иностранца, побаиваясь, что у него проблемы с головой, особенно после того, как он признался, что видел Бога своими глазами.
Здесь от лица Воланда и начинается роман про Понтия Пилата и Иешуа Ганоцри. Одновременно это рассказ Воланда и тот самый роман Мастера. Если в кратце то это как раз таки часть где Иисуса судили и приговорили к распятию, вот этот кусок от начала суда до самого распятия(включая придательство Иуды), описывается в романе Мастера. А рассказ Воланда ограничился всего лишь главой из этого романа(на который он даже не ссылается, а преподносит мужчинам как абсолютно точно случившееся событие). В панике Михаил остается без головы( в совершенно прямом смысле слова, ее отсекло поездом), а Иван, как и предсказывал Воланд, окажется в психиатрической лечебнице ( это все ряд случившихся событий).
Далее нас познакомят с Мастером. По стечению обстоятельств он оказывается в психиатрической больнице, как и Иван. Мастер рассказывает ему свою историю, о том как роман, который он написал не приняли и как влюбился в замужнюю даму по имени Маргарита. Параллельно рассказу Мастера, Воланд со своей свитой потешается над Московским народом, пугая их занимая злосчастную квартиру 50, по Садовой улице. Далее он проводит сеанс черной магии, где деньги сыпятся дождем, конферансье не надолго теряет голову(хоть его пощадили), а далее устраивает показ мод. Всего его дары, конечно, оказываются иллюзиями и как только гости покидают театр «Варьете», лишаются всего, что там обрели.
По итогу все рассказы сводятся к финалу, когда Мастр разочаровывается в себе и своих способностях писать, не желая, чтобы кто-то страдал кроме него, добровольно уходит в клинику для душевнобольных. Маргарита в его поисках заключает сделку с Воландом и соглашается быть королевой на «Балу у Сатаны». Там весь вечер Маргарита должна была встречать мертвые души, чтобы отдать часть своей каждому, дабы изменить их существование.
Маргарита вынесла все испытания и в награду Сатана вернул ей Мастера.
Понятно, что грандиозное количество деталей я упустила, ибо получилось бы очень долго.
Так что же противоречивого? Спросите вы…
Говоря об этом романе, мнение разделяются в чем главный посыл, но я пришла ко мнению, что здесь немного все таки доминирует любовная ветвь. Потому что не смотря на все раскрывающиеся в романе темы — религии и веры в принципе, любви(в различных ее аспектах, от благородства до эгоизма), сомопожертвования, отсутствие переменчивости людских желаний и принципов, оканчивается он все таки на теме любви. Воланд говорит возлюбленным:
«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».
Намекая, как я понимаю, на то, что если Маргарита не может быть рядом с живыми на земле, то и Мастер(раз любит), должен остаться с ней (где-то в непонятном месте).
Но все таки на тему ведущей линии можно спорить бесконечно😌 Представьте,только на минутку, что автор не закладывал главную мысль, а писал по наитию. А высокие умы теперь голову ломают😄
Ну что же, с сюжетом и ветвями разобрались, теперь можно поговорить о критике и о том ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДАЮТ ЧИТАТЬ ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ? Нет, я ни в коем случае не обесцениваю это произведение, наоборот, очень люблю его. Но что школьники могут вычитать в такой литературе? Да, в этом произведение очень много достоинств, от стилистики, до глубинных смыслов. Однако, в первой голове этой книги описывается как одному из персонажей отсек голову поезд.😱 Там есть сцены с Гелой - ведьмой, которая ходит топлес(если не вообще нагая), ну зачем школьникам такая литература? Я понимаю поступить в колледж или универ и для(действительно) общего развития, прочесть его и составить собственное мнение, это да, это отличная идея. Но школа… Я читала эту книгу как раз таки в школе и помню свой шок по поводу происходящего, от начала до конца. И на тот момент фокус был на трэше происходящего, а не на каких-то серьезных посылах.
Это лично моё мнение😅 А критикуют это произведение по многим разным причинам. Одни говорят, что похоже на бред накурившегося (сами понимаете чего…)человека, другие, что сюжет сумбурный, непонятный. Зачем писал, как говорится, что хотел?
Я этого мнения не придерживаюсь, я все таки считаю, что у этой книги много достоинств, а большое количество сюжетных линий скорее указывает на талант,не каждый может такое придумать, причем еще и так подробно описать.
Да много странных событий, с первого раза могут быть не понятными. Однако если прочитать несколько раз, вы увидите, что это все имеет смысл.
Ну а теперь обсудим экранизации, я знакома с двумя, с сериалом выпущенным много лет назад с Анной Ковальчук в роли Маргариты. И новым фильмом 2023 года, где в роли главной героини выступила Юлия Снегирь.
Новый фильм, я посмотрела чисто ради статьи, потому что трейлер меня не впечатлил. Я очень боялась испортить ощущение классики, от сериала и книги, что прям притрагиваться к фильму не хотела. Но смею признаться, фильм меня приятно удивил. У режиссера получилась киноверсия своего взгляда на роман и это выглядит четко.
В некоторых моментах он отступает от канона, но оно того стоит, это смотрится приятно и интересно, никакого раздражения. Так например в фильме Мастер уже ставит пьесу по своему роману, а в книге его с ходу не опубликовали и жестоко раскритиковали. До такой степени, что Мастер сошел с ума. Их встреча с Маргаритой в книге проще гораздо чем в фильме:) В фильме был повод для их «столкновения» так скажем, а в книге Маргарита услышала, как Мастер читает свой роман и подошла к нему. Главный герой понял, что эта его муза, когда увидел в ее глазах одиночество и огонь, а в руках «… отвратительные, тревожные, желтые цветы», мимозы стали символом (для меня лично) их любви.
Фильм подает книгу немного иначе, но не искажая, а переосмысливая. Так через постановку на сцене(потому что в начале фильма ставят пьесу по роману Мастера), мы видим отрывок о Понтии Пилате, вместо диалога Берлиоза и Бездомного. Иностранца(Воланда) впервые видим знакомящегося с Мастером, а не с мужчинами из МАССОЛИТА.
И в целом получилось интересно, ознакомится советую, просто чтобы посмотреть на роман со стороны режиссера Михаила Локшина.
Есть так же есть сериал, он передает события оригинала, там отличный актерский состав, я когда смотрела, мне очень понравилось, столько харизмы😄 Выпуск 2005 года режиссера Владимира Бортко.
Я советую прочесть эту книгу, хотя бы один раз. Взглянуть на эти события, составить мнение, где-то посмеяться. Ну а те, кто не особо восприимчив к книгам, советую и фильм и сериал, потому что они абсолютно разные, как игрой актеров, так и режиссерским виденьем.
Не знаю на сколько длинной получилась статья, хотелось подробно разобрать эту книгу, она достаточно интересна в своей спонтанности и безумстве(частичном). Хочется прочесть ваше мнение о книге, о фильме, сериале. Интересно как вам это произведени:)
Делитесь в комментариях и не забывайте ставить лайк, если статья была полезной, а так же подписывайтесь, будем обсуждать и другие книги, иногда фильмы, иногда сериалы!
Всем интересных кадров и захватывающих страниц!🫶🏻🥰 📽️📚