Найти в Дзене

📡 Радио, которое не умирает: почему пилоты и спасатели до сих пор говорят в эфире

Когда-то мир перешёл на цифровые сети, ИИ, квантовые компьютеры. Но радио по-прежнему звучит в небе, на морях и под землёй.
Пилоты, спасатели и военные продолжают говорить в эфире, потому что никакая из новых технологий не может заменить мгновенный голос. ведь интернет и провода в данной технологии не нужны. ✈️ Радио в небе: разговоры на высоте 10 000 м В современной авиации VHF-радиосвязь с диапазоном118–137 МГц - является основным каналом коммуникации.
Каждое воздушное судно обязательно должно иметь не меньше двух независимых радиостанций. Данные радиостанции обязательно должны работать в ручном режиме, даже при полном отказе электроники. 💡 Интересный факт: в современном мире, несмотря на существование спутников, 90 % всех переговоров между пилотами и диспетчерами до сих пор происходят через обычное аналоговое радио. Невероятно, но факт.
Данное требование прописано в документах ICAO и FAA, потому что радиосвязь - единственная система, работающая даже при потере навигации GPS.
Оглавление

Когда-то мир перешёл на цифровые сети, ИИ, квантовые компьютеры. Но радио по-прежнему звучит в небе, на морях и под землёй.

Пилоты, спасатели и военные продолжают говорить в эфире, потому что
никакая из новых технологий не может заменить мгновенный голос. ведь интернет и провода в данной технологии не нужны.

✈️ Радио в небе: разговоры на высоте 10 000 м

В современной авиации VHF-радиосвязь с диапазоном118–137 МГц - является основным каналом коммуникации.

Каждое воздушное судно обязательно должно иметь не меньше
двух независимых радиостанций. Данные радиостанции обязательно должны работать в ручном режиме, даже при полном отказе электроники.

💡 Интересный факт: в современном мире, несмотря на существование спутников, 90 % всех переговоров между пилотами и диспетчерами до сих пор происходят через обычное аналоговое радио. Невероятно, но факт.

Данное требование прописано в документах ICAO и FAA, потому что радиосвязь - единственная система, работающая даже при потере навигации GPS.

А теперь, исторический факт: именно радиосвязь спасла сотни пассажиров рейса Pan Am 6 в 1956 году. Представляете? После отказа двигателей в Тихом океане - экипаж смог удерживать контакт с авианосцем "Беннингтон". И по итогу смог успешно совершить посадку на воду, это всё благодаря коротковолновому диапазону HF-радио.

Сегодня, кроме стандартного эфира, авиапилоты применяют системы VHF Data Link (VDL) для передачи данных и координат через те же частоты, но уже с цифровой модуляцией.

🚒 Радио на земле: голос, который пробивается сквозь хаос

Когда происходит катастрофа - землетрясение, пожар или отключение электросетей - первое, что падает, это мобильная связь.

Но рации продолжают работать.

Пожарные, МЧС, спасатели и волонтёры используют системы:
TETRA, DMR, Analog FM и P25. Данные систему являются автономными стандартами и они не требуют базовых станций.

🔦 Во время землетрясения в Турции (2023 г.) первые координационные штабы связи создавались именно с помощью портативных радиостанций Hytera и Motorola, потому что все сети LTE были разрушены.
💬 Любопытный факт: Ещё буквально недавно, в 2022 году, на Алтае группа спасателей использовала радиосвязь для поиска альпинистов. А тем временем, сигнал от рации был пойман простыми радиолюбителями за 600 км. Это эффект отражения от ионосферы, известный как skywave.

Современные модели по типу Motorola DP4800, Hytera PD785 и отечественных Гранит Р33 - способны работать более 16 часов без подзарядки. При этом всём: передавая голос, GPS-координаты и короткие текстовые сообщения.

🌍 Почему радио не заменили смартфоны

  1. Автономность. Радио не зависит от базовых станций и интернета, а это важнейший плюс.
  2. Надёжность. Работает при температуре от −40 °C до +60 °C, а также, выдерживает пыль, воду, удары.Надёжность = практичность.
  3. Скорость реакции. Быстрая передача голоса - занимает менее 0,3 с. А это важно при аварийных вызовах и чрезвычайных ситуаций.
  4. Совместимость. Радио использует единые протоколы, поэтому это даёт возможность пилоту из Канады и спасателю из России поймать друг друга на частоте «121,5 МГц» - глобальная частота бедствия. Стоит запомнить каждому человеку данную частоту.
  5. Простота. Радиосеть можно развернуть из трёх раций и антенны за 10 минут - никакой оператор не нужен.
📻 важный факт: во время катастрофы урагана «Катрина» (США 2005 г.) все сотовые вышки были уничтожены, но осталась старая система полицейских радиостанций. И работала она ещё 4 дня, и помогла эвакуировать более 20 000 человек.
🔋 NASA ещё до сих пор применяет УКВ-радио при выходах астронавтов в открытый космос. А всё потому, что аналоговый сигнал устойчивее цифрового в радиационной среде.

⚙️ Радио будущего

Даже в XXI веке инженеры не отказываются от эфира - наоборот, радио становится цифровым, умным и точным.

Системы
SDR /Software-Defined Radio позволяют перестраивать частоты, протоколы «на лету» с помощью программного кода.

Новое поколение военных систем, по типу
HARRIS Falcon III, совмещает Wi-Fi, спутниковую и радиосвязь в одном устройстве.

⚙️ Мы измеряем, чтобы доверять

Компания «Прибор-X» помогает инженерам обеспечивать точность и устойчивость радиосистем.

Наши
анализаторы спектра, генераторы сигналов, частотомеры и калибраторы применяются при настройке авиационных, морских и спасательных радиостанций - там, где от измерений зависит безопасность.

Мы работаем для тех, кто должен быть на связи всегда - даже когда весь мир молчит.

🔗 Сайт: www.pribor-x.ru

📞 Телефон:
8-800-777-24-67

📧 Почта:
sales@pribor-x.ru

А мы также, продолжаем рассказывать просто о сложном мире измерений - и о том, как старое доброе радио остаётся сердцем связи в самых опасных точках планеты.

-2