В России с первого декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, которые станут самым значительным изменением за последние годы и окажут глубокое влияние на весь авторынок. Первоначально планировавшееся на первое ноября, введение новых тарифов было перенесено на месяц, чтобы дать возможность автовладельцам, уже заказавшим машины за границей, завершить процесс их ввоза по старым ставкам.
Суть предстоящей реформы — кардинально изменить подход к расчету сбора. Сейчас он зависит от объема и типа двигателя. С декабря к этим факторам добавится мощность автомобиля в лошадиных силах. Она будет учитываться по прогрессивной шкале, что создаст сложную систему расчетов. Ключевым порогом станет мощность в 160 л. с. Для автомобилей ниже этого показателя, ввозимых для личного пользования, сохранятся льготы. Новые машины будут облагаться по ставке 3400 рублей, а машины старше трех лет — по ставке 5200 рублей. Для всех автомобилей мощнее 160 л. с. будет действовать единый коммерческий тариф, который коснется как юридических, так и физических лиц.
Новые правила фактически ставят крест на практике ввоза мощных автомобилей под видом личного импорта с целью перепродажи. Документ детально ужесточает условия льготного ввоза, которые ранее регулировались «сноской 6». Если вы ввезли автомобиль по льготе и продали его в течение года, государство потребует доплатить разницу между льготным и полным коммерческим сбором. Это лишает смысла схемы серого импорта, основанные на быстрой перепродаже. На рынке это приведет к резкому сокращению предложения мощных иномарок, ввозимых по параллельным каналам. Популярные модели, такие как кроссоверы Geely Monjaro, которые были дешевле официальных на 1,5 миллиона рублей, теперь станут значительно дороже и могут стать нерентабельными или исчезнуть с рынка.
Новый удар особенно ощутят китайские автопроизводители, не локализовавшие свои заводы в России. Их машины, ввозимые через параллельный импорт, резко подорожают на сотни тысяч, а мощные модели — на миллионы рублей. Это ставит их в сложное положение. С одной стороны, они теряют ценовое преимущество, ключевое в борьбе за покупателей. С другой, правительство заявляет, что повышение утильсбора должно стимулировать иностранные компании к открытию производств в России. Таким образом, на них оказывается давление в пользу локализации. Первый вице-премьер Денис Мантуров отметил, что одиннадцать из тринадцати автозаводов, оставленных иностранными брендами, перезапущены. Это пример желаемого сценария для государства. Для китайских брендов, все еще колеблющихся, это может стать решающим аргументом. Сохранение исключительно импортной модели бизнеса в новых условиях грозит полной потерей конкурентоспособности.
Цены на автомобили могут сильно удивить потребителей. Рост затронет все модели, так как производители и дилеры будут включать в стоимость повышенный утильсбор. Рассмотрим несколько примеров. Новая малолитражка с двигателем до 1 литра может подорожать в 3–4 раза — со 100 тысяч рублей до 250–300 тысяч. Для мощных автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров утильсбор вырастет с 670 тысяч рублей до 2,67 миллиона, а с учетом индексации с 1 января 2026 года — до 3,22 миллиона. Это может быть сопоставимо со стоимостью подержанной иномарки. С 1 января 2026 года планируется очередное повышение коммерческого утильсбора на 25–50%. Это станет первым шагом в пятилетнем плане ежегодного увеличения ставок на 10–20%.
Рынок ожидает значительные изменения. Аналитики предсказывают цепную реакцию, которая затронет всех: от покупателей до участников рынка.
Во-первых, цены на автомобили взлетят. Это коснётся как импортных машин, так и тех, что собирают в России. Ведь производители тоже пострадают.
Во-вторых, дилеров ждёт новая волна банкротств. Они и так работают в сложных условиях, а резкое падение покупательской способности станет для них фатальным.
В-третьих, пострадает частный импорт автомобилей. В последние годы он и так сокращался, а теперь станет экономически невыгодным для большинства моделей.
Единственная надежда для потребителей — автомобили мощностью до 160 лошадиных сил. На них приходится более 80% автопарка страны. Для этой категории при льготном ввозе ставки останутся прежними. Среди таких моделей — Toyota RAV4, Toyota Camry, Kia Sportage и Hyundai Tucson.
Реформа может кардинально изменить российский авторынок. Государство стремится не только пополнить бюджет, но и стимулировать локализацию производства, а также избавиться от серых схем. Однако есть риск, что бюджет недополучит сотни миллиардов рублей из-за снижения импорта автомобилей, предупреждают в Национальном автомобильном союзе. Эксперты считают, что новый утильсбор может привести к росту инфляции, как это было после предыдущих повышений. В результате цены на автомобили снова вырастут, многие дилеры обанкротятся, а все участники рынка — от крупных производителей до частных импортёров — будут вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели. Для любителей автомобилей это означает, что эпоха доступных мощных иномарок подходит к концу. На смену ей приходит время более осознанного выбора и новых приоритетов при покупке автомобиля.