Часто так бывает, что мы просим чего-то у Бога, настаиваем на своем решении какого-то вопроса, но не замечаем того, что Бог нам предлагает в ответ на нашу просьбу, так как слишком озабочены своим видением проблемы и не замечаем новой открывающейся возможности или проходим мимо предложений, идущих от посланных нам Богом людей. Получается так, что просим помощи, а внимания на подсказки не обращаем, не принимаем Божью руку, протянутую нам, оказываемся слепы и не готовы к предлагаемым кардинальным изменениям, твердо стоим на своем пути решении проблемы, а потом обижаемся на то, что Бог нас не слышит...
Вот все и получается прямо по высказыванию Морриса Уэста : "Истина может лежать долгие годы на самом виду, прежде чем она дойдёт до сердца человека".
Разглядеть Божью волю в суете нашей жизни значит посмотреть на все с нами происходящее через призму Божественного Замысла, иметь праведный образ мыслей и стараться вести соответствующий заповедям образ жизни. Конечно, это совсем нелегко и требует от нас усилий и постоянного духовного труда, но Бог не может спасти нас без нашего участия и встречного внутреннего устремления к Нему.
Бывает так, что мы чувствуем апатию и усталость, потерю радости, а это значит, что сбились с пути, исчерпали почти весь лимит данных нам возможностей своего равития на каком-то этапе жизни и в тех условиях, в которых оказались. Невыраженные желания и подавленные стремления создают внутреннюю пустоту, приводящую к стрессу, тревоге и даже физическим заболеваниям.
Следовательно, надо выйти из этого состояния на новый, еще неизведанный этап, то есть оглянуться по сторонам и заметить открывающиеся возможности, внимательно отнестись к предлагаемым судьбой изменениям как к шансу для духовного роста и накопления полезного жизненного опыта. При этом нужно не просто в суете бытия разглядеть свои новые возможности, но и войти в принятие их, то есть полностью согласиться с теми переменами, которые Бог нам предлагает через людей и обстоятельства, установив с Ним максимальный контакт.
Его рука к нам всегда протянута. Остаётся протянуть свою в ответ, иначе мы можем пройти мимо и не оказаться в том месте, которое нам предназначено, с теми людьми, через которых должны были бы усвоить нужные жизненные уроки, открыть и развить в себе новые способности и таланты, подняться на следующий этап познания себя и духовных законов, предназначенный нам согласно прописанному свыше сценарию Программы жизненного пути.
Когда человек принимает вызовы судьбы как благо для свего духовного развития и не сопротивляется неожиданно появившимся обстоятельствам, усваивает новые знания и навыки, относясь к ним как к задачам, а не проблемам, то он учится в школе жизни осознанно, накапливая в матрице души необходимые ему положительные качества, преобразуя свои недостатки и отрицательные энергии в положительные энергии добра и любви к людям, к миру. Так он вносит свой вклад в эволюцию Вселенной через развитие своей духовности, обретает целостность, относясь творчески, с душой и любовью к выбранному делу, служа Богу и принося пользу людям.
Если же уроки жизни не принимаются как благо для развития души и отвергаются или не усваиваются, то испытания, болезни и травмирующие ситуации, сопровождающиеся душевной или физической болью, апатией, а то и отчаянием будут повторяться и усугубляться до тех пор, пока человек не поймет, что он сам своей неверной реакцией на события навлекает их на себя, так как не желает слышать то, чему его учит жизнь и менять свое отношение к миру, к людям, находясь в "коробочке" своего эгоизма и не стремясь к осмыслению происходящего.
Мы не сможем выбраться из кругов ада, который сами себе устраиваем неправильными мыслями, поступками и почувствовать счастье и радость жизни без смены своего потребительского и жестокого отношения к людям на деятельное участие к ним и проявление любви и милосердия. Не понимая, что через посланную боль и скорби Высшие силы призывают нас меняться к лучшему, мы скатываемся в ад своих страстей и обид на жизнь, на людей, на судьбу, пытаясь идти "своим путем", и таким образом противоречим Божьей воле, становясь все более несчастными и глубже зарываясь в жалость к себе.
О чём мы просим Бога в наших молитвах? Если судить по молебнам, которые заказывают в храмах, то в первую очередь верующих беспокоит здоровье, на втором месте идёт благополучие, потом учёба детей и защита воинов, иногда мы благодарим Бога за явленные Им благодеяния, иногда молимся в трудных жизненных обстоятельствах, надеясь что Бог их обратит ко благу. Получается, что наши молитвы, как правило, касаются простых житейских нужд. Это совершенно нормально и естественно, именно так — через просьбы о простом и насущном — начинают выстраиваться личные отношения человека с Богом. Однако есть и другой, высокий уровень молитвы, к которому стоит стремиться.
Об этом уровне молитвы повествует отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят."
Нам нужно понять, что следует просить в молитве и что есть главное благо, которое может дать нам Бог, — и это вовсе не что-то материальное, — это благодать Святого Духа. Получается, что именно её нам нужно в первую очередь просить у Бога. Более того, Бог Сам говорит нам, что Он хочет, чтобы мы искали Духа Святого и просили Бога даровать Его нам. Это — благословлённое Богом желание — должно быть основным направлением нашей молитвы. Всё же прочее — вторично и несущественно.
Надо всецело вручить себя Господу и предать себя в руки Его, просить о наставлении на путь спасения, о направлении каждого нашего шага и каждой мысли к следованию Его святой воле, о ниспослании нам благодати Святого Духа, чтобы она коснулась своей целительной силой глубин нашего существа и исцелила душу.
Если же мы просим чего-то другого, житейского, но не получаем просимого, то стоит подумать, о том ли мы молимся. Возможно, что мы подобны неразумным детям и просим не то, что нам полезно, поэтому Бог, ограждая нас от нашего собственного неразумия, не исполняет наши молитвы.
Очень хорошо эту мысль выразил святитель Климент Александрийский, вот его слова: "Порой мы молимся без проникновенности, или не заботясь о том, что на самом деле необходимо для нашей пользы, окажется ли данное от Бога благословением или причинит нам боль, если мы получим это. Вернее, по необдуманному порыву нашей прихоти мы попадаем во власть своих разрушительных желаний, которые атакуют души тех, кто принимает их, в ловушку смерти и силки ада. Когда мы просим Бога о чём-то подобном, мы никогда не получим этого".
Бог, как заботливый отец ограждает нас от неразумных просьб и неполезных желаний. Если же мы ищем благодать Святого Духа, то мы гарантированно ее получим, а она, в свою очередь, научит нас тому, что полезно для наших душ, она научит нас той просьбе и той молитве, которая непременно будет исполнена Богом.
Когда человек принимает все, что ему послано, как Божью волю, не деля на хорошее и "плохое", а с благодарностью, и смотрит на происходящее с ним как на задачи, поставленные Программой жизненного пути для его развития, то чувствует, что от испытаний становится только крепче духом, видит неслучайность удач и неудач, их промыслительность, тогда в душе его поселяется доверие к промыслу Божиему о нем и приходит удовлетворение от проделанной над собой работы и приобретенного опыта.
Каждый наш новый день следует воспринимать как шанс и возможность измениться к лучшему, проявить доброту и великодушие к людям, простить кого-то, мысленно отпустить обиду, освободить свою душу от злости, зависти или осуждения другого человека. Надо сместить ракурс своего внимания с себя и постараться увидеть в людях, окружающих нас, такую же, как наша, чувствительную и страдающую душу, жаждущую мира и счастья, в надежде найти в нас проявление поддержки, милосердия и любви. Отдавая людям часть своего душевного тепла, мы сами наполняемся приятным ощущением наполненности жизненной энергией, ведь чем больше отдаем, тем больше получаем взамен от мира того же вида энергии, и это касается не только положительной , но и негативной энергии.
Поэтому каково наше внутреннее состояние, то и притягиваем в свою жизнь и таким образом мы сами можем сознательно влиять на свою судьбу и от нашего ежеминутного выбора добра или зла в "здесь и сейчас" зависит то, по какому пути все сложится в дальнейшем. Поднимемся ли мы в рай еще здесь, на земле, или опустимся в ад своей озлобленности на мир и людей и тогда все будет складываться не так, как мы бы желали, то есть "неудачно".
Окружающий нас мир является отражением нашего сознания, поэтому только трансформируя последнее мы можем изменить реальность, в которой нам предстоит жить завтра.
Лучший способ для построения гармоничных отношений и благополучной жизни — ценить и дорожить тем, что имеем, особенно это касается сферы отношений с близкими людьми. Стоит проявлять деликатность, такт к другим, не горячиться при разговорах, не допускать отрицательных эмоций, не высказывать категоричных мнений о человеке и не навешивать ярлыков, уважительно и бережно относиться к его внутреннему миру и переживаниям, быть более снисходительным к его недостаткам, чаще замечая достоинства, благодарить за те маленькие радости, что он привносит в нашу жизнь. На что обращаем внимание в других людях, те энергии в них и взращиваем, поэтому следить надо за своими словами, не пытаться изменить другого, а изменяться самому. Если изменимся к лучшему мы, то изменится и люди, нас окружающие.
Да, нам всем хочется верить, что все сложится в жизни так, как мечтается, как мы хотим, но так как мы и сами не подарок и не являемся совершенными, то и жизнь наша не может быть идеальна. Поэтому надо честно признаться себе в своих недостатках, увидеть в себе не только светлые, но и темные стороны, и работать над ними. Следует осознать свою ответственность за то, как все сладывается по жизни, постоянно проверяя свои устремления — к добру и любви они ведут или наоборот — умножают зло в мире. Многое зависит от нас самих, ведь мы сами привлекаем к себе те энергии из внешнего мира, которыми внутренне наполненны: подобное притягивает подобное.
По какому варианту будем проживать жизнь — по более мягкому или более жесткому из всех возможных, зависит от нас.
Когда мы рассТРОены, что все пошло не по нашему плану, появляется раздражительность, нарушается троичная связь между телом, душой и духом.
Что прежде всего стоит сделать?
1) прекратить метания, взять себя в руки, эмоционально успокоиться, обрести мир в душе, внимательно посмотреть и принять к сведению состояние тела, о чем конкретно оно сигналит,
2) прислушаться к себе, не сопротивляемся ли, готовы ли принять происходящее как факт, попробовать найти в нем не только минусы, но и плюсы, начать действовать в новом направлении,
3) наблюдать, есть ли внутри нас энергия, интерес, радость, приходят ли новые идеи, есть ли желание созидать и творить, помогает ли нам Бог, есть ли расположенность к принятию Святого Духа, чувствуется ли внутренняя наполненность энергией. одухотворенность труда.
Нам следует учесть, что когда человек находится в травмирующей ситуации, когда расстроен, то происходит расслоение, расщепление его души на несколько конфликтующих частей. А исЦЕЛение происходит, когда он обретает ЦЕЛостность, и ее мы можем достичь только в Боге.
Наша психика устроена так, что мы бессознательно выносим вовне то, что не хотим или не можем признать в себе. Если внутри человека кипит подавленная злость на происходящее, раздражение, обида, что все не так как он хотел, то появляется внутренняя агрессия. Тогда его психика, чтобы справиться с этим напряжением, "приписывает" эти качества миру (проекция). "Это не я злой, это мир ко мне враждебен". Так легче. Но эта проекция искажает истину и восприятие реальности: каждое событие воспринимается уже как подтверждение этой враждебности.
🔹Ум и тело не могут постоянно быть в таком напряжении и чтобы снизить тревогу, психика переводит систему из пассивной обороны в активную. Вместо того чтобы бояться очередного крушения своих надежд, человек сам начинает "атаковать" потенциальные угрозы, действуя по принципу: "Лучший способ защиты — нападение", еще больше проявляя агрессию к миру.
🔹Наши ожидания — это мощный фильтр, через который мы пропускаем всю поступающую информацию. Если мы настроены увидеть агрессию мира, то будем:
- игнорировать добрые и нейтральные события, знаки,
- искажать нейтральные ситуации, видя в них скрытую угрозу,
- преувеличивать малейшие признаки неудач и недоброжелательности мира.
Таким образом, человек сам буквально создает для себя враждебный мир, выбирая из обрывков реальности, которые пропускает через свой внутренний фильтр лишь то, что подтверждает для него сложившуюся картину мира.
🔹Что нужно делать в таких случаях:
1) Осознаем свою проекцию. Понимаем, что раздражение, которое видим вокруг, может быть отражением не внешнего, а нашего внутреннего состояния. Спрашиваем себя: "Что во мне сейчас так напряжено что я вижу угрозу в этом нейтральном событии?"
2) Смещаем фокус внимания с внешнего на внутреннее. Перестаём пытаться "исправить мир" и начинаем "поддерживать себя", становясь для самого себя "поддерживающим Взрослым". В этом случае сознание становится лидером и использует эмоции как сигнал, а ум как инструмент, а это и есть прекращение внутреннего расщепления и ведет к мудрости, обретению нашей целостности. В этом тандеме эмоции дают нам живость, любопытство, интуицию, окрытость новому, а ум структурирует приходящую информацию и действует, дисциплинирует нас.
Таким образом происходит созревание человека к принятию обьективной картины мира и Истины, обретение целостности, которую он находит в принятии происходящего как волеизъявлении Бога и как заботе о его духовном росте и развитии.
В то же время духовный труд и просветленность души ативируют фильтры восприятия и открывают новое видение мира ( духовное зрение). Тогда становятся заметны ловушки ума в отношениях с близкими, во взаимодействии с окружающими, в искаженном понимании картины мира в целом. Поэтому только связь с Богом и сонастроенность с Ним приоткрывают занавес к гармонии с собой и миром, и к полному принятию происходящего. И становится понятным, как через уже осознанное можно открыть дверь в неосознанное, в мир все более глубокого постижения нами Бога.