Найти в Дзене
Производство мотоциклов ХМЗ-1М было организовано в зданиях бывшего сахарного завода в Ивановке. Ранее здесь собирали автомобили Ford-AA, а также изготовили два экспериментальных 4-тонных грузовика «Украина-4». В те годы в Харькове также производились автомобили. Однако с запуском «ГАЗа» необходимость в сборке аналогичных грузовиков Ford-AA отпала. Предприятию срочно нужно было сменить профиль, и вскоре оно начало развиваться в новом направлении. Украинский «Автодор» заказал Харьковскому заводу производство и испытания опытной партии из десяти мотоциклов, разработанных П. Лабуре. В 1930 году трест «УкрМет», в состав которого входил ХАЗС, решил провести всеукраинское соревнование мотоциклистов. Целью этого мероприятия было определить наилучшую конструкцию будущего мотоцикла. В соревновании приняли участие самые разные модели: иностранные мотоциклы Harley-Davidson, Indian, Norton, Henderson, а также мотоцикл «Лабуре» и другие. После 4000 километров пробега стало очевидно, что конструкция
Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

Производство мотоциклов ХМЗ-1М было организовано в зданиях бывшего сахарного завода в Ивановке. Ранее здесь собирали автомобили Ford-AA, а также изготовили два экспериментальных 4-тонных грузовика «Украина-4». В те годы в Харькове также производились автомобили. Однако с запуском «ГАЗа» необходимость в сборке аналогичных грузовиков Ford-AA отпала.

Предприятию срочно нужно было сменить профиль, и вскоре оно начало развиваться в новом направлении. Украинский «Автодор» заказал Харьковскому заводу производство и испытания опытной партии из десяти мотоциклов, разработанных П. Лабуре.

В 1930 году трест «УкрМет», в состав которого входил ХАЗС, решил провести всеукраинское соревнование мотоциклистов. Целью этого мероприятия было определить наилучшую конструкцию будущего мотоцикла. В соревновании приняли участие самые разные модели: иностранные мотоциклы Harley-Davidson, Indian, Norton, Henderson, а также мотоцикл «Лабуре» и другие.

После 4000 километров пробега стало очевидно, что конструкция Labure лучше всего подходит для реальных условий эксплуатации. Её рама не получила ни одного повреждения, что подтвердило правильность выбранного решения.

Рама нового мотоцикла была изготовлена из цельных боковин, которые затем сваривались между собой. Бензобак находился внутри рамы. Четырёхтактный двигатель объёмом 350 кубических сантиметров и мощностью 8 лошадиных сил с боковыми клапанами имел съёмную головку блока цилиндров. Впервые в СССР клапаны были оснащены толкателем с пластинчатым пятном, а не роликом.

Передняя вилка была похожа на ту, что использовалась в Harley-Davidson, но была сделана не из труб, а из специальных профилей. Она имела усиленную пружинную подвеску.

ХМЗ-1М демонстрировался на выставках, участвовал в многочисленных мотопробегах и, что самое важное, получил высокую оценку военных. В результате его начали поставлять в подразделения Красной армии. В 1932 году харьковский завод получил план по производству 4000 мотоциклов. Однако эти планы так и не были выполнены.

В конце 1931 года в Москве состоялось историческое совещание, посвящённое производству мотоциклов. На этом совещании было принято решение о производстве в СССР четырёх унифицированных типов мотоциклов, разработкой которых должен был заниматься Научно-исследовательский автотракторный институт (НАТИ).

В результате уникальный проект ХМЗ-1М в Харькове был закрыт, как и попытки создать аналогичные мотоциклы на других заводах. Выпуск первенца составил всего около 300 единиц, а все чертежи были переданы на завод ТИЗ в Таганроге. Однако там они не понадобились, поскольку завод уже готовился к производству мощных мотоциклов ТИЗ АМ-600.

В Харьков был отправлен заказ на разработку другой модели — НАТИ-Б-375. В 1932 году конструкторское бюро Харьковского автомобильного завода, ознакомившись с чертежами, подготовило собственный проект мотоцикла с таким же объёмом двигателя.

Передняя вилка была представлена в двух вариантах: параллелограмм с центральной пружиной и двойная листовая пружина, как в американских мотоциклах. Впервые в СССР планировалось сделать колёса взаимозаменяемыми. Однако проект не получил одобрения руководства.

В Харькове были разработаны двухцилиндровые V-образные двигатели объёмом 750 и 1200 см³ с карданным валом. Также существовал проект малолитражного автомобиля с двигателем объёмом 1000 см³. Однако в Москве уже решили, что и кто должен делать, поэтому проекты остались на бумаге. Харьковский автосборочный завод подчинялся разным ведомствам, и в результате там перестали производить мотоциклетную технику.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны (ВОВ) был создан Главмотовелопром. Он быстро распределил задачи между предприятиями, в том числе по производству армейского мотоцикла М-72, созданного на базе немецкого BMW R71.

По какой-то причине, возможно, из-за недостаточной компетентности или других факторов, производство М-72 было поручено Харьковскому сельскохозяйственному заводу «Серп и Молот», который позже был переименован в Харьковский мотоциклетный завод (ХМЗ).

Первые М-72 должны были сойти с конвейера завода в августе 1941 года, но оккупация Харькова немецкой армией нарушила эти планы. Харьковский мотоциклетный завод был в срочном порядке эвакуирован в Горький (Нижний Новгород), где на базе ГМЗ «Красная Этна» началось производство М-72.

Характеристики

Производитель: Харьковский мотоциклетный завод (ХМЗ)

Сборка: Харьков (СССР)

Год выпуска: 1931

Производство: ≅300 единиц

Двигатель: 1 цилиндр; 350 куб. см

Мощность: 8 л.с.

Максимальная скорость: 90 км/ч

Расход топлива: 4 л/100 км

Вес: 135 кг