Найти в Дзене
Мастерская "Калежа"

О чем расскажут советские мебельные ручки?

Оглавление

Помните старые советские стенки в гостиной? Для кого-то это символ детства, для кого-то — пример старомодной мебели. А для историка — такой же важный предмет изучения, как указы вождей. Даже маленькая ручка секретера или трельяжа может многое рассказать о жизни людей другой эпохи.

https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/mebelnye-ruchki/ruchkiknopki/ruchka-knopka-58-34347/

Раннесоветский период: воображаемая мебель без фурнитуры

-2

https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/mebelnye-ruchki/ruchki-dlya-prikhozhey/ruchka-mebelnaya-9702/

До революции мебель в основном делали на заказ. В деревнях работали столяры, в городах — артели или крупные фабрики. Им были доступны только натуральные материалы. Но крупные фабрики, работавшие для состоятельных заказчиков, могли использовать для создания фурнитуры медь или бронзу, фарфор, даже драгоценные металлы. Артели столяров предлагали покупателям из деревень сундуки или буфеты с ручками из жести. Предметом роскоши в деревнях считалась кровать «с шишечками» — латунными или хотя бы железными шарами. Столяры-частники и крупные фабрики следовали за модой, но могли выполнить любой индивидуальный заказ.

После революции советское правительство задумалось о создании нового жилья для «нового» человека. Считалось, что строители коммунизма отвергнут «шишечки» и другой нефункциональный декор как буржуазные излишества. Мебель должна была стать простой, но очень удобной. Специально для разработки деталей быта «нового» человека были созданы ВХУТЕМАС — высшие художественно-технические мастерские. В них преподавали такие знаменитые художники и архитекторы как Татлин, Кандинский, Родченко. В мастерских много работали над созданием многофункциональной мебели. Студенты предлагали столы, которые можно превращать в диваны, поднимающиеся к стене кровати, секретеры, игравшие роль шкафа и письменного стола одновременно.

Мастерские думали не только об удобстве владельцев мебели, но и об экономии дефицитных материалов при ее производстве. Поэтому ни у одного из предметов нет декоративных накладок. У большинства нет даже ручек. Если без них было не обойтись, использовали всего две простые формы:

  • прямоугольные скобы — у секретеров они одновременно играли роль ножек-подставок для столешницы;
  • кнопки в виде шара или шляпки на широкой ножке — небольшие, по размеру ладони.

Ручки-кнопки были выбраны как самые простые в производстве, при этом очень удобные. Их конструкция включает всего две детали: металлический стержень и круглое навершие. Округлая форма снижает риск случайных травм.

Современные мебельные дизайнеры до сих пор восхищаются разработками ВХУТЕМАС. Похожие практичные решения сегодня можно найти у известного бренда из Швеции. Но в 20−30-е годы у молодого государства не было ресурсов даже для создания такой недорогой мебели. Она осталась в основном в виде проектов, но не была запущена в массовое производство. А люди в быту пользовались старой мебелью или сколачивали новую из подручных средств. Об удобстве, тем более о красоте, речи не шло.

Довоенная эпоха: роскошь, доступная избранным

-3

https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/mebelnye-ruchki/ruchkiknopki/ruchka_knopka-65-34764/
В 30−40-е годы активно строятся «сталинки» — квартиры с высокими потолками, просторными комнатами, соответствующей роскошной обстановкой. Они должны символизировать благополучие советского труженика. Такие квартиры заполняют роскошной мебелью из дуба или карельской березы. Ее украшают резьбой и сверкающими ручками из золотистой меди либо латуни. Их делают крупными и заметными. Даже простые ручки-кнопки ярко блестят на фасаде. Мастера могли сделать фигурные капли, петли или скобы, дополнить латунь вставками из расписного фарфора.

Хотя уже началось массовое фабричное производство мебели, роскошные гарнитуры были доступны не всем. Их могли купить лишь избранные владельцы квартир в «сталинках». Люди, живущие в коммуналках или бараках, по-прежнему пользовались старой дореволюционной мебелью или предметами кустарного производства. Хотя частного предпринимательства уже не было, работали отдельные столяры или небольшие мебельные артели. Простые кровати или столы многие жители коммуналок сколачивали самостоятельно. Вместо тумб часто использовали ящики из-под фруктов.

В 30−40-е материалы фурнитуры и корпуса по-прежнему были только натуральными. И дорогая, и дешевая мебель были сделаны из дерева, металла, ткани.

Послевоенная эпоха: отказ от роскоши в пользу доступных решений

-4

https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/mebelnye-ruchki/ruchkiknopki/ruchkaknopka-4921/

В 50−60-е нужно было быстро строить жилье. Архитекторы экспериментировали с планировками «хрущевок», чтобы строить быстрее и дешевле. А промышленные дизайнеры искали новые формы и материалы для мебели, которая будет стоять в небольших квартирах. Им пригодились разработки ВХУТЕМАС. В 60−70-е опять вспомнили об удобстве многофункциональной мебели. Советским гражданам стали предлагать секретеры, трельяжи, раскладные диваны и кресла-кровати. Мебельная стенка, которая была мечтой многих, по замыслу дизайнеров объединяла функции буфета, книжного шкафа и бельевого комода.

Производство мебели стало действительно массовым. Во многом этого удалось добиться за счет отказа от натуральных материалов. Вместо массива дерева стали использовать древесные плиты или хотя бы фанеру. Они были дешевле, легче в обработке.

С мебельной фурнитурой дело обстояло сложнее. Советские дизайнеры того периода отказывались от дорогой дефицитной латуни и меди. Их предлагали заменить алюминием, железом, керамикой или стеклом. Начинали делать ручки из пластмассы, например, бакелита. Но пластик был нужнее в других отраслях промышленности.

Если нельзя отказаться от дефицитных материалов, нужно хотя бы сократить их расход. Поэтому мебель эпохи оттепели отличается лаконичным дизайном. Фасады гладкие, покрытые полиролью, металлические дверные ручки — круглые маленькие кнопки или скобы.

Поздний СССР: желание выделиться

-5

https://www.kaleja.ru/products/mebelnaya-furnitura/mebelnye-ruchki/ruchkiknopki/ruchka-knopka-73-774042/

В 70−80-е люди начали уставать от однообразной мебели, которую к тому же приходилось «доставать». Фабрики пытались ответить на запрос покупателей разработкой новых моделей с оригинальным дизайном. Их могли украсить фигурными металлическими ручками, фрезеровкой на фасадах. Но между разработкой и запуском массового производства новых гарнитуров проходило много времени. Красивая мебель по-прежнему была дефицитом.

После перестройки многие активно избавлялись от старой советской мебели. Но современные дизайнеры предлагают подарить ей вторую жизнь. Перекрасьте фасады и поставьте новую фурнитуру от мастерской «Калежа» — и старая стенка прослужит вам еще долго.