Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Любовь и смерть Жоан Маду. Э.М. Ремарк. «Триумфальная арка».

Недавно перечитала «Триумфальную арку» Ремарка. В юности я не могла понять, что мог найти Равик, талантливый хирург, добрый и ответственный человек, мужчина с богатым внутренним миром в Жоан Маду. И что так раздражало меня во время чтения книги. Спустя годы, я могу предположить, что мужчина просто боялся открыться любви, боялся всерьез взять ответственность за женщину, боялся начать решать задачи, боялся признаться, что прикосновение к юности Жоан, к её ветру и сверкающей солнечными бликами воде, к мощному и очищающему ливню, помогло ожить его истерзанной душе. И, будем честны, боялся он не просто так: трудно было бы ждать от Жоан Маду верности, честности и домашнего уюта. Представьте, что к психологу обратились главная героиня романа Жоан Маду. Возможно, ее запрос звучал бы так: «Помогите вернуть (и удержать) любимого мужчину!!!». Но если она была бы честна с психологом, то добавила: «который знает о моих изменах». Ей двадцать пять лет. Она родилась в Италии, отец румын, мать итальянк

Недавно перечитала «Триумфальную арку» Ремарка. В юности я не могла понять, что мог найти Равик, талантливый хирург, добрый и ответственный человек, мужчина с богатым внутренним миром в Жоан Маду. И что так раздражало меня во время чтения книги. Спустя годы, я могу предположить, что мужчина просто боялся открыться любви, боялся всерьез взять ответственность за женщину, боялся начать решать задачи, боялся признаться, что прикосновение к юности Жоан, к её ветру и сверкающей солнечными бликами воде, к мощному и очищающему ливню, помогло ожить его истерзанной душе. И, будем честны, боялся он не просто так: трудно было бы ждать от Жоан Маду верности, честности и домашнего уюта.

Представьте, что к психологу обратились главная героиня романа Жоан Маду. Возможно, ее запрос звучал бы так: «Помогите вернуть (и удержать) любимого мужчину!!!». Но если она была бы честна с психологом, то добавила: «который знает о моих изменах».

Ей двадцать пять лет. Она родилась в Италии, отец румын, мать итальянка. У неё в прошлом были мужчины, но она не любит об этом говорить, так как умеет забывать то, что не желает помнить. Жоан приехала вместе с любовником в Париж в попытке если не спасти отношения, то расстаться с ним. Она посредственная певица и актриса, как самокритично отмечает сама, хотя обладает завораживающим голосом. Испытывает противоречивые чувства и эмоции. Умеет полностью отдаваться страсти и мгновенно переключаться, не заботясь анализом своего поведения. Она эффектна, стройна, любит наряжаться, умеет себя подать, на ней даже дешевый мех смотрится богато. Её лицо ничего не скрывает и ничего не выражает - высокие тонкие брови, широко поставленные глаза, красивые губы. У неё густые золотистые волосы. Она честна и знает, чего хочет. Обратим внимание на то, что речь Жоан насыщена драматизмом и всевозможными преувеличениями:

« -Я была невероятно несчастна.

- И долго?

- С неделю».

«Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Я была настолько несчастна - вся, полностью, - что через неделю мое горе иссякло. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить. И остается одна опустошенность. А потом всё проходит, и постепенно оживаешь».

Заметим, что, находясь в Париже, не имея почти средств к существованию, серьезной профессии, после смерти любовника и исчезновения любимого мужчины женщина с уровня певички в ночном ресторане становится актрисой. И, если кто-то скажет, что профессия актрисы – это легко, то он глубоко ошибается. Да и в ресторане девушка выступала со своим сольным номером и у неё появились поклонники.

Она ставила цели, она этих целей добивалась (как тут не вспомнить версию, что прототипом главной героине послужила актриса Марлен Дитрих?).

Защитная стратегия: попытка заполнить пустоту в душе знакомствами с новыми мужчинами и веселым времяпровождением.

Рабочая гипотеза: Жоан имеет истероидный тип акцентуации характера, который характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения и склонностью к драматизации ситуаций.

Истероиды отчаянно требуют внимания к себе. Они очень нуждаются во всевозможных формах его проявления. Главное для них – чтобы не ощущать себя забытыми и ненужными. «Мне нужно, чтобы мною восторгались! Я хочу, чтобы из-за меня теряли голову! Чтобы без меня не могли жить!» - довольно распространенный девиз этих людей.

Истероиды имеют высокий уровень артистичности. Им жизненно необходимо быть на первых ролях, получать комплименты, быть центром притяжения: Жоан за год прошла путь от певички в ночном ресторане до актрисы, которая снимается в кино. Она самокритично оценивает свои возможности, но, по мнению слушателей и зрителей, обладает завораживающим голосом и красотой. С такими людьми интересно и весело, их охотно приглашают в компании.

Жоан и Равик встретились осенней ночью. Увидев смерть своего любовника в номере отеля, женщина выбежала на улицу и бесцельно бродила под дождём. Жоан подумывала о суициде, но на мосту Альма её остановил мужчина, предложил зайти в кафе, напоил кальвадосом и привёл в свой номер отеля, так как возвращаться туда, откуда она убежала, Жоан отказалась категорически.

И тут мы должны остановиться и запомнить этот резкий переход от отчаянья, безнадежности, страха, мыслей о суициде к доверчивости, к ночи любви с первым попавшимся мужчиной. И вряд ли кальвадос тому причиной. Хотя… две рюмки кальвадоса без закуски на фоне стресса….

Ей так нужен тот, кто будет заботиться, опекать и содержать её. И так необходим понимающий и заботливый партнёр, который сумеет снизить градус эмоций в нужный момент, сумеет уравновесить накал страстей в душе истероида. Но при этом он должен хорошо выглядеть и быть успешным.

А что делает Равик? Не проникается её горем, отправляет бедняжку решать свои задачи и забывает о ней. Но… истероиды плохо справляются с трудностями, они часто инфантильны в решении вопросов. И ловко умеют сесть на так вовремя попавшуюся чужую шею. Жоан приходится напоминать о себе. Да, он снова ей помог: она смогла найти работу певички в ночном ресторане. Но это совсем не то, что хотела бы женщина.

И «дочь Евы» решает пустить в ход то, чем её наделила природа, ведь ночь любви у них уже была и отторжения не вызывала. Её стратегия достигает цели: она часто приходит к мужчине, остается на ночь, Равик говорит о том, что любит её. Но… он опять ничего не обещает, хотя дарит ей несколько дней на морском побережье. Показывает ту красивую и богатую жизнь, которая ей понравилась и к которой она теперь стремится.

Она говорит мужчине о том, что: «Ты за меня в ответе с того самого дня, как мы встретились на мосту», о том, что хотела бы иметь в будущем. И получает от него ту правду, к которой не готова: у него нет документов, гражданства, он не может заключить брак, купить дом, у него нет возможности открыто заниматься своим делом, его в любой день может арестовать полиция. У него нет будущего, нет возможности её содержать.

На прямой вопрос Жоан, что ей делать, если его арестуют и вышлют из страны, он ответил: «Тогда я быстро вернусь. Через одну-две недели. Что-то вроде небольшого путешествия, и только». То есть, на вопрос, который сильно беспокоит влюбленную женщину, он вообще ничего не ответил и ничего не обещал.

Когда Равика после ареста полиции высылают из страны, и он не возвращается «через одну-две недели», Жоан через девять недель перестает узнавать о нём и находит ему замену. Надо заметить, что истероиды способны на предательство и подлость, и не считают, что делают что-то плохое.

Встретив мужчину через три месяца и две недели, Жоан приглашает его в квартиру, которую, как считает Равик, снимает её партнёр, и предлагает ему стать любовником. Получив отказ, обижается:

«Сначала ты устроил меня в "Шехерезаду" - в эту мерзкую дыру, потом оставил одну, и, если я к кому-то обратилась за помощью, если кто-то позаботился обо мне, значит, я непременно стала содержанкой!», «Но я хочу сказать тебе еще кое-что! Я еще многое хочу тебе сказать! Ведь ты сам видел меня в "Клош д'Ор", видел, что я была не одна, а когда в ту ночь я пришла, тебе всё было безразлично - ты спал со мной... И наутро тебе всё было безразлично, и ты снова ласкал меня, и я любила тебя, и ты был такой хороший, и ни о чем не спрашивал, и за это я любила тебя, как никогда раньше. Я знала: ты должен быть таким, и только таким, я плакала, когда ты спал, и целовала тебя, и была счастлива, и ушла домой, боготворя тебя... А теперь? Теперь ты пришел и упрекаешь меня в том, на что в ту ночь столь милостиво закрыл глаза! Теперь ты всё это вспомнил, и укоряешь меня, и разыгрываешь оскорбленную невинность, и закатываешь мне сцену, точно ревнивый супруг! Чего ты, собственно, от меня хочешь? Какое имеешь на меня право?».

Она признается в своей измене:

«Даже если я и была с кем-то близка, какое тебе до этого дело? Ты же сам сказал, что не хочешь ни о чем знать».

Жоан прибегает и к манипуляции, и к откровенной лжи, как к инструментам для достижения целей. Она играет на чувствах Равика, пытаясь обвинять, вызвать чувство вины, сочувствие и желание её защитить. Но ничего не помогает.

Мужчина не верит в её чувства, интуитивно понимая, что она не способна на глубокие искренние эмоции, и не может построить долгосрочные отношения. И он же говорит ей:

«Дорогая моя, - сказал он почти с нежностью. – Ты не останешься со мной. Нельзя запереть ветер. И воду нельзя. А если это сделать, они застояться. Застоявшийся ветер становится спертым воздухом. Ты не создана для постоянства".

При этом она обладает высоким уровнем демонстрации эмоций, экспрессии и театральности. Жоан склона к драматизации, она провоцирует мужчин, заставляя их ревновать, они грозятся её убить, что, в конце концов, приводит к её гибели. Но с Равиком провокация не дает тот эффект, к которому она привыкла.

В финале книге в неё стреляет любовник, и она умирает в клинике. Равик, как хирург, не может её спасти, но дает возможность умереть без боли.

Поможет ли терапия Жоан? Да, при условии, что мы сможем изменить запрос. Если она не уйдет после второго сеанса, так как поймет, что потребуется длительная работа и после седьмого, когда столкнется с сопротивлением. Если поймет, что терапия будет обнажать в её прошлом то, что женщина успешно «забыла», то, что она не хотела бы видеть. Если не будет использовать ложь. Если мы найдём, что в основе многих её поступков лежит неудовлетворенная потребность в принятии. Если мы найдём те эпизоды, которые «запустили» определенный тип поведения и Жоан захочет взять на себя ответственность за свою жизнь. Если она решится взглянуть своим страхам в лицо. Если поймет, что при встрече с трудностями нужно прикладывать усилия, а не впадать в инфантильное состояние, идя наиболее легким путём. Если захочет работать над ошибками... Долгая, кропотливая интересная и сложная работа, сквозь истерики, обиды, психосоматические заболевания, обвинения психолога в том что: «Вы меня не любите!», «Мне от вашей «терапии» только хуже!».

Сможет ли Равик выстроить отношения с обновленной Жоан? А вот это тема другой статьи.

Э.М. Ремарк. «Триумфальная арка».

Автор: Дьяченко Галина Викторовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru