Найти в Дзене
The Geek Wolf

Самурайское кино // пять интересных и важных японских картин

Каждый киноман знает этот набор символов, фактически обозначающих жанровую принадлежность фильма. Мы примерно знаем чего ожидать от картины, на постере которой изображен стоящий на носу драккара воинственный викинг в рогатом шлеме, ковбои, готовые готовые выхватить свои пистолеты на полупустой улице маленького городка или самураи, бегущие навстречу друг другу с катанами наперевес. И пусть с исторической точки зрения все эти образы по большей части представляют собой фантазии авторов, потому что викинги никогда не носили таких шлемов, дуэли среди ковбоев были наперечет, а большинство конфликтов в Японии все же решались за закрытыми сёдзи (двери из рисовой бумаги), зрители готовы окунуться с головой в мир героев и злодеев, не обращая внимания на такие «технические подробности». «Самурайские фильмы» и их по понятным причинам самая популярная разновидность под названием тямбара или «самурайский вестерн», отличают особое внимание режиссеров к противоречиям между личными желаниями воинов, об
Оглавление

Каждый киноман знает этот набор символов, фактически обозначающих жанровую принадлежность фильма. Мы примерно знаем чего ожидать от картины, на постере которой изображен стоящий на носу драккара воинственный викинг в рогатом шлеме, ковбои, готовые готовые выхватить свои пистолеты на полупустой улице маленького городка или самураи, бегущие навстречу друг другу с катанами наперевес. И пусть с исторической точки зрения все эти образы по большей части представляют собой фантазии авторов, потому что викинги никогда не носили таких шлемов, дуэли среди ковбоев были наперечет, а большинство конфликтов в Японии все же решались за закрытыми сёдзи (двери из рисовой бумаги), зрители готовы окунуться с головой в мир героев и злодеев, не обращая внимания на такие «технические подробности».

screenrant.com
screenrant.com

«Самурайские фильмы» и их по понятным причинам самая популярная разновидность под названием тямбара или «самурайский вестерн», отличают особое внимание режиссеров к противоречиям между личными желаниями воинов, общественными ожиданиями и строгой буквой кодекса Бусидо. И потому самураи — это прежде всего философия жизни и только потом уже «быстрый меч». Большинство фильмов этого жанра сопровождает красота видеоряда, включающая в себя прекрасные пейзажи, изобретательную игру света и тени, тщательную колористику и исключительную работу над звуком, являющимся отдельным инструментом представления той или иной сцены.

У «самурайских фильмов» есть своя классика, которая стала отправной точкой для творчества различных западных режиссеров. И одной из таких картин представляется 

Госпожа Кровавый Снег

1973 год

Этот фильм Тосия Фудзиты был снят по одноименной манге. Сюжет невероятно жестокий и богат на повороты, которые, мягко говоря, непривычны для западного зрителя. Настолько, что Дзен вряд ли допустит эту статью к публикации, если я попробую даже коротко описать нарратив.

screenrant.com
screenrant.com

Этот выдающийся фильм рассказывает о человеке, вся жизнь которого посвящена мести. И его главная героиня Юки, буквально взращенная как изобретательный и жестокий инструмент для того, чтобы заставить плохих людей расплатиться по долгам за содеянное, справляется со своей задачей невероятно стильно и на высокой поэтической ноте. «Госпожа Кровавый Снег» стала весьма значимой точкой отсчета не только для японского кино, но и для всего мирового киноискусства в целом. И если последующие «самурайские фильмы» в основном стали заимствовать колористические решения и поэтику кадров, то на творчество известного режиссера Квентина Тарантино картина повлияла буквально. И это заметно невооруженным взглядом внимательных зрителей саги «Убить Билла», в свою очередь ставшей классикой кинематографа.

Повесть о Затоичи

1962 год

Классика «самурайского вестерна», эта картина была снята Кэндзи Миссуми как первая часть саги, рассказывающая слепом воине, который великолепно владеет техникой «быстрого меча». 

«Ваше первое движение должно быть последним для врага» —говорится в одном из японских наставлений по ближнему бою на мечах. И Затоичи довел это определение до совершенства. Это абсолютный «Клинт Иствуд в Стране восходящего солнца», потому что главный герой говорит очень редко и метко. Но действия дают представления о том, что на самом деле думает и каким принципам следует Затоичи гораздо больше, чем его слова. То есть это один в один характеристика жанра, объединяющего искусство «быстрого пистолета» и «быстрого меча» под одну крышу.

screenrant.com
screenrant.com

Повесть о Затоичи — великолепная гармония патетики, героизма, экзотики и блестяще (для тех времен, понятно) поставленного экшена. И это отличная точка входа для тех киноманов, которые хотят открыть для себя жанр тямбара.

Отважный самурай 

1962 год

Один из знаковых фильмов Акира Куросавы. Режиссер снял эту картину в дзидайгэки — жанре японского театра и кино, традиционно описывающем бытие самураев на всем протяжении от момента становления и до эпохи Мэйдзи, когда этот класс воинов был упразднен. Кстати, тямбара, упомянутая выше, является поджанром дзидайгэки. Фильм удачно балансирует на границах комедии и экшена, добавляя легкий флер философии в эту выигрышную формулу. Главный герой, чей характер представляет собой довольно непривычную для жанра хаотичную комбинацию из нетерпения, мастерства и сарказма внезапно даже для самого себя становится наставником молодых самураев. 

screenrant.com
screenrant.com

Санджуро (в западном прокате фильм так и назывался — Sanjuro) — это довольно типичный персонаж японских дзидайгэки. Он ронин, то есть самурай, не имеющий господина, которому служит. Но при том, что этот парень довольно резкий и дерзкий, у него есть свой строгий моральный компас, которым он руководствуется по жизни. И потому Санджуро обладает редким качеством, которое столь ценит восточная школа философии. Он знает когда нужно действовать стремительно, но также понимает, что иногда нужно пойти против себя, набраться терпения и ждать. 

Телохранитель 

1961 год

И еще одна великолепная картина Куросавы. Также созданный в жанре дзидайгэки, фильм рассказывает о бродячем самурае (понятное дело, ронине) Сандзюро Кувабатакэ, который ищет приключения на свою … эээ … голову, да. Этот шедевр стал частью мирового кинематографа, оказавшись в топе 200 всех когда либо снятых картин по версии IMDB.

На основе «Телохранителя» были созданы как минимум несколько фильмов с невероятно похожим сюжетом. Иногда настолько, что доходило и до суда. Так, например, спагетти-вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» был обвинен в буквально покадровом плагиате картины Куросавы. Отлично просматривается влияние японского фильма на сюжет и эстетику блокбастера Уолтера Хилла с Брюсом Уиллисом в главной роли под названием «The last man standing» («Герой - одиночка»).

screenrant.com
screenrant.com

Как выясняется по ходу фильма, Сандзюро —великолепный стратег и тактик. Он очень изобретательно и даже изящно стравливает между собой две враждующие банды, которые терроризируют жителей небольшой деревни. Эстетика фильма основывается на привычном, но от этого не менее интересном языке контрастов между враждебным миром, окружающим главного героя, и его внутренней целостности, которой временами аккомпанируют великолепные пейзажи Страны восходящего солнца. 

Семь самураев 

1954 год

Эта картина традиционно почитается как «фильм, который изменил кинематограф». Простой, часто повторяющийся в без преувеличении сотнях лент сюжет рассказывает нам о … да, вы догадались правильно, о семи самураях, которые должны защитить деревню от многочисленных и злобных врагов. Однако «Семь самураев» — это классический случай того, как мастерство режиссера и его способность интересно, в деталях раскрыть своих героев делает простой сюжет «многослойным» и потому очень интересным. Каждый из семерых воинов имеет свой характер. Самураи не похожи друг на друга, однако перешагнуть через различия им помогает сплоченность вокруг общего дела и единые представления о справедливости. 

Фильм Куросавы стал важным событием для всего мирового кино. По нему было снято просто невероятное количество ремейков. Однако, как говорят эксперты, ни один из них не смог затмить собой оригинал.

screenrant.com
screenrant.com

Конечно, достойных внимания зрителя самурайских фильмов, снятых в традициях дзидайгэки и тямбра, гораздо больше, чем пять. Но посмотрев перечисленные выше шедевры, вы наверняка заметите между ними много общего. Все эти картины представляют собой оригинальные истории в традиционном японском колорите. И в то же самое время они универсальны, потому что рассказывают о легендарных героях, коварных злодеях и событиях, чей драматизм понятен и близок зрителям во всем мире.