Недалеко от нашего отеля "Насама", в городе Порт-Вила на Вануату, буквально в двух минутах ходьбы, стоит указатель: "Фонд Н. Мишутушкина и А. Пилиоко".
Мы сворачиваем и идем по аллее метров 50, кругом такая заброшка, что муж спрашивает: нас тут не съедят?
- Каннибалы?
- Да.
- Надеюсь, нет, "каннибализм нынче не является распространенной практикой", цитирую я ему выражение из Википедии.
В это время нас догоняет темнокожий мужчина. Он спрашивает:
- Русские? Идете в музей?
- Да.
- Тогда вы должны заплатить по 1000 вату за каждого (примерно полторы тыс. руб.) Он говорит, что был водителем Николая Мишутушкина, а сейчас тут живёт.
Мы фотографируемся с ним. Его зовут Янгель.
Смотрите видео
А мы идем смотреть, что тут осталось от Фонда.
Н. Мишутушкин появился на свет во Франции, он - сын русских эмигрантов, которые уехали из страны после революции.
Родился он в 1929 году, получил высшее экономическое образование, но всегда интересовался живописью и водил дружбу с художниками.
По работе Н. Мишутушкину нужно было ездить в этот регион Океании и он осел в 1961 году на Новых Гебридах (ныне Вануату). Про его семью нам ничего неизвестно, а вот его партнёром был Алой Пилиоко.
Мы ничего не знали о нем, даже предположили, что он был темнокожим, увидев один из портретов в музее.
В этом месте, где мы находимся, всюду признаки распада и ветхости, такое чувство, что коллекция доживает последние дни.
Впереди мы видим трехэтажный дом, но он тоже уже разрушается, хотя стекла еще целы. Дом закрыт.
Николай Мишутушкин умер в Новой Каледонии в 2010 году после операции. Ему было 80 лет. И что, теперь здесь никого нет?
Мы идем дальше, и в это время к нам навстречу выходит мужчина, ему лет 45, но вид у него довольно потрепанный, если честно сказать, бомжеватый.
Он говорит, что его зовут Туя Туй, он родом с острова Уоллис (фр. Îles Wallis) - это группа островов в юго-западной части Тихого океана, являющаяся частью заморской общины Франции Уоллис и Футуна.
Показывает свой топчан, на котором спит, тут же показывая на стол, говорит, что это его мастерская и добавляет, что хотел бы продать что-нибудь из своих работ.
Мужчина говорит, что партнёр Николая Мишутушкина - его дядя Алой Пилиоко.
Показывает нам фотографии, фото Николая Мишутушкина, говорит, что русские сюда часто приезжают и привозят ему водку, вино.
Указал на батарею бутылок: "Смирнофф", "Абсолют" и т.д.
Я предлагаю ему со мной сфоткаться, он говорит, что он небритый и поэтому старый.
- Как дядя умер, я перестал бриться. Дядя умер в 2020 году.
Из картин мы ничего не купили, но дали ему 1000 вату.
Туя Туй сразу спросил, который час? Муж предположил, что он побежит в магазин за бухлом.
Смотрите видео
Ну, что я могу сказать? Всё интересно! Мы узнали, что партнёр Н. Мишутушкина был с Валлиса, как и его племянник (Острова Валли́с и Футуна́ - Французская Полинезия).
На обратном пути мы заходим в магазин. Покупаем воду и печенье.
Усаживаемся на берегу и муж читает о Н.Мишутушкине и А.Пилиоко. Мы смотрим коллекцию, картины и узнаем, что музей тихоокеанской культуры и этнографии находится в Риге и в нем представлены картины обоих художников.
Вот, наверное, почему здесь латыши были.
На ужин идем в кафе-бар "Три поросенка".
При входе написано, что сегодня день такоса, только сегодня один такос стоит 500 вату, правда, брать надо минимум три.
Заходим в заведение. На первый взгляд там шведский стол, помимо барной стойки и столов - люди подходят и накладывают себе еду в тарелки.
Но официантка усаживает нас за стол, предлагает выбрать напитки и сделать заказ из меню. Муж берет себе пиво, я - сок из свежих фруктов.
Из меню я выбираю такосы - давно их не ела, помню в Мексике и в США эти лепешки с начинкой мне очень нравились, а муж берет бургер, вспоминая Терри из Австралии, который нам их готовил. ссылка
После того как нам принесли напитки, к столу подходит официантка и подает чек, говорит, за такосами идите сами.
Как это? А почему она сама их нам не принесёт?
Оказывается, в этом есть смысл - то, что я приняла за "шведский стол" и были такосы, которые люди готовили сами, то есть выбирали ингредиенты для них, и складывали всё в лепёшку.
Я подхожу к месту изготовления такосов, парень, который там работает, спрашивает меня: русская?
Я отвечаю: да.
Он говорит, что сейчас мы будем делать "три красивых такоса" (последние три слова по-русски).
Я даже переспрашиваю от неожиданности. Три?
- Три! - повторяет он.
- Красивых?
- Красивых!
Я смеюсь и не могу надивится, как за тысячи км от России так много на островах русских, что персонал кафе-баров выучил несколько слов и узнает русских безошибочно. Парень спрашивает, как меня зовут и говорит, что его зовут Филимон.
Ох, таксист Соломон, повар Филимон, они и внешне так похожи. Хоть Фиджи и Вануату относятся к одной группе островов Меланезии, народ здесь очень сильно отличается не только по языку, но и внешне. На Фиджи все были здоровые, как австралийцы, и говорили по-английски, здесь хоть и говорят по-английски, но тут же переходят на французский, а внешне намного тщедушнее, худее и ниже ростом, чем их соседи. Муж говорит, что внешне они тяготеют к туземцам Папуа-Новой Гвинеи.
Смотрите видео
Я думала поначалу, что съем один такос, потом решила, что два, в конце концов слопала все три, мужу ничего не досталось. Но он был и так доволен своим бургером.
Мы даже стали обсуждать, что всюду еда разная - на Фиджи мы морепродуктами объедались, тут мясо и курица. Чек вышел на 5000 вату, это примерно 3500 руб. Я дала еще 500 на чай. Официантка пошла всем рассказывать, что ей дали целых 500 вату и была очень рада. Мы так поняли, что и здесь на чай давать не принято (Вероника говорила, что на Фиджи на чай давать нет традиции).
Пришли в номер. Муж мне долго подключал интернет: оказалось, что без ВПН на российские сайты выйти нельзя, а моя программа ВПН устарела, ему пришлось ее обновлять. Неожиданно так. Почему заблокировано? Непонятно. А мы Вануату помогали после урагана и землетрясения.
Продолжение: Кофе и встречи на Вануату ссылка
Предыдущий репортаж: Летим на Вануату ссылка
Прошу всех, кто прочел статью, поставить пальчик вверх или вниз.