Грандиозная "Радость праведных о Господе. Преддверие рая" из Владимирского собора в Киеве, отреставрированная "Евхаристия" из разрушенного собора в Варшаве и множество других эскизов к росписям храмов - на выставке в Манеже.
На школьных каникулах мы очень удачно съездили в Нижний Новгород. Кроме чудесного путешествия в Пешеланскую шахту, нам особенно запомнилось посещение выставки работ Виктора Михайловича Васнецова "Радость праведных".
Эта выставка будет проходить в Манеже Кремля до 25 января 2026. Теоретически здесь работает Пушкинская карта, но на практике из-за отсутствия интернета сын не смог ею воспользоваться.
В анонсе выставке сообщается, что все представленные работы по сути промежуточные этапы творчества Виктора Васнецова, созданные в процессе подготовки к росписям храмов. Большинство работ мы видели в прошлом году на большой выставке, посвящённой творчеству трёх художников Васнецовых, в Новой Третьяковке. Но всегда приятно увидеть их ещё раз. Да и полезно, ведь каждый раз находишь нюансы, открываешь для себя что-то новое.
Основная часть живописных полотен и графических работ приехала из Москвы, из фондов Третьяковки.
Виктор Михайлович Васнецов создавал эти эскизы в 1880-1910-х годах в процессе работы над росписями Владимирского собора в Киеве, собора Александра Невского в Варшаве, Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, храма Воскресения Христова (в народе - Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, Спасской церкви в усадьбе Абрамцево.
Религиозные работы Васнецова, на мой взгляд, - некий симбиоз древнерусского церковного искусства с модерном, при этом модерна всё-таки больше. А где-то отдалённо даже слащавых прерафаэлитов напоминает.
В 1880-1890-х годах Васнецов трудился над росписью Владимирского собора в Киеве, создал множество эскизов и лично расписывал сам храм. Размещу здесь ряд фотографий эскизов его росписи.
И ещё немного графики - эскизы с изображением святых.
"Красота составляет основу всех форм мироздания," - писал сам художник.
Конечно, был на выставке и эпохальный триптих "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". Это картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Трехчастную композицию художник создавал в 1889–1890-х годах. Эта работа не совсем каноническая, она выходит за рамки традиционной византийской иконографии. Скорее философское осмысление религиозного сюжета, как и многие другие работы художника.
Для того, чтобы лучше рассмотреть это огромное произведение, занимающее всю стену, в зале манежа устроили специальный помост. С него хорошо видны детали. Чтобы было проще сориентироваться, здесь же расположили подсказку - кто есть кто.
Перед нами люди пред вратами рая. В центре композиции - "Торжество ангелов" - Град Небесный Иерусалим. На фоне золотого храма застыли три ангела с распростёртыми крыльями и огромными печальными глазами: архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. А всё вокруг словно в движении - идёт, летит, простирает руки, клубится...
В левой части композиции художник изобразил праведников, идущих на встречу с Господом. С огромным крестом - благоразумный разбойник Дисмас, распятый рядом с Христом - первый, принесший покаяние. За ним - старец Адам и Ева - прародители человечества и Авель - первая невинная жертва убийства. За ними ряд женщин: святая Мария Магдалина в зелёных одеждах с сосудом, за её плечом прячется седая Мария Египетская, изображаемая даже на иконах практически без одежд. А вот кто в красных одеждах - я так и не знаю. Ближе к левому краю - святая София, к которой приникли её дочери- Вера, Надежда и Любовь. А правее от креста, ближе к архангелам изображены цари Давид с многострунной псалтирью и Соломон.
В правой части композиции можно увидеть несомых ангелами святых Варвару с мечом и Екатерину в царских одеждах. Чуть подальше застыли пять мудрых дев со светильниками. За ними - Алексий человек Божий, святые князья Владимир, Борис, Глеб и Анна Византийская. Ближе к краю - отроки, вышедшие живыми из огненной печи.
А вот так на старых фотографиях выглядел Владимирский собор в Киеве, справа - сам Васнецов на лесах в процессе работы.
Богородица в исполнении Васнецова...
Традиционно в красных тапочках в горошек, точно такие же - на большом живописном полотне, хранящемся в "Теремке" - доме-музее Васнецова в Москве.
И до сих пор я не нашла отгадку - откуда этот горошек взялся.
Также были показаны для эскизы мозаик апсиды собора святого Александра Невского в Варшаве, над которыми Васнецов работал в 1901-1911 годах. Этот храм был заложен в конце царствование императора Александра III, архитектором стал Л.Н. Бенуа, а средства на него собирали со всей Российской империи.
Главным украшением храма стали мозаики, созданные по эскизам Виктора Васнецова. Освящён собор был в 1912 году, интересно, что на тот момент он являлся самым высоким зданием Варшаве (колокольня возвышалась на 70 метров). К сожалению собор просуществовал совсем недолго, в годы Первой мировой войны собор сделали католическим, а в 1920-е годы - разрушили. Сохранилось лишь несколько фрагментов мозаик и эскизы, например - "О тебе радуется" и "Евхаристия".
Для меня самым интересным на выставке оказался триптих "Евхаристия" из собрания Исторического музея. Если честно, религиозную живопись Васнецова я воспринимаю именно как живопись - одухотворённую, прекрасную..., но это совсем не иконы. Так вот "Евхаристия", на мой непросвещённый взгляд, гораздо ближе к иконописи, чем все другие полотна Васнецова вместе взятые. Расскажу об этой работе подробнее.
Оказывается, много лет три части эскиза "Евхаристии" томились свёрнутыми в рулон в запасниках Государственного исторического музея и были обнаружены и отреставрированы совсем недавно. К сожалению, местами был утрачен красочный слой, но реставраторы бережно восстановили полотно, постаравшись минимально вторгаться в живопись Васнецова.
Интересно, что в традиционной иконографии за сенью присутствуют ангелы. Глядя на эскиз, можно подумать, что художник исключил их, но это совсем не так. Просто Васнецов расположил витражные изображения ангелов на окнах апсиды, которые, собственно, и разделяли композицию на три части. Увы, витражи не сохранились. На тёмном фоне в верхней части эскиза лентой прописаны имена святых. От первых христианских, отцов Церкви, до русских - князей, святителей, преподобных, мучеников.
Был на выставке и эскиз плащаницы, выполненный Васнецовым для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Выше - эскизы храма, а ниже - реальное фото. Идея создания храма принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову, а воплощали всей могучей компанией - абрамцевским кружком, но основным создателем принято всё таки считать Виктора Васнецова (с участием Василия Поленова).
В 1901 году Виктор Васнецов разработал эскиз плащаницы, основой которой стал образ "Христос во гробе". Ниже эскиз с выставки.
А это реальное исполнение, в церкви в Абрамцево.
Ну и напоследок, одно из самых пугающих произведений Васнецова -"Архангел Михаил". 1915 год, Первая мировая в разгаре, а совсем скоро грянет ещё хуже...
Новый век. Современные города с многоэтажками... что нас ждёт?..
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны нами в Нижегородской области. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.