Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Как в произведениях А.П. Чехова проявился гуманизм писателя?

3 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ЕГЭ 2026» Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции Текст по Максиму Горькому (1)Антон Павлович Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости её трагически мрачные шутки. (2)Стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор за смешными словами и положениями.
(З)Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. (4)Ненавидя всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл.
(5)Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеётся и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сыт
Оглавление

3 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ЕГЭ 2026»

Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции

Текст по Максиму Горькому

(1)Антон Павлович Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости её трагически мрачные шутки. (2)Стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор за смешными словами и положениями.

(З)Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы... порядочнее!» — тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. (4)Ненавидя всё пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрёка их внутренний смысл.

(5)Почтеннейшая публика, читая «Дочь Альбиона», смеётся и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. (6)И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство. (7)Без сопротивления подчиняясь грубой силе, эти люди живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлeбать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.

(8)Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.

(9)Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. (10)Вот тихо и тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» — милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. (11)Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. (12)Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трёх сестёр»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата. (13)На её глазах ломается жизнь её сестёр, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в её груди.

(14)Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишнёвого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. (15)Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни. (16)Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.

(17)Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек. (18)Посмотрел он на этих скучных жителей Родины. (19)И с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живёте, господа!

(По М. Горькому)

Краткий пересказ текста

Горький утверждает, что гуманизм Чехова проявляется в его особом взгляде на жизнь. Писатель видел трагедию в обыденной пошлости, но скрывал её за юмором и благородным языком, будучи слишком скромным для прямых призывов стать лучше.

Чехов с состраданием изображал людей, не умеющих уважать своё достоинство: рабски покорных («Душечка»), безвольных («Три сестры»), эгоистичных и дряблых («Вишнёвый сад»). Он беспощадно, но с грустью показывал «тусклый хаос мещанской обыденщины», в котором задыхаются его герои.

Своим творчеством Чехов будто обращается к этим людям с тихим, но горьким упрёком: «Скверно вы живёте, господа!», выражая не осуждение, а безнадёжную тоску и сострадание.

Анализ текста М. Горького о А.П. Чехове

Попробуйте самостоятельно ответить на данные вопросы:

-2

1. Какова основная проблема, поставленная в тексте?

2. В чём, по мнению Горького, заключается уникальность чеховского гуманизма?

3. Как Горький характеризует чеховских героев? Каков их главный трагизм

4. Какую роль играет антитеза (противопоставление) в тексте Горького?

5. Какие средства художественной выразительности использует Горький и для чего?

6. Какова главная идея (основная мысль) текста Горького?

Ответы:

1. Какова основная проблема, поставленная в тексте?
Основная проблема - это проявление гуманизма А.П. Чехова в его произведениях. Горький исследует, как знаменитый писатель через юмор, мягкость и внешнюю беспристрастность выражал глубокое сострадание к человеку и трагическое восприятие обыденной пошлости.

2. В чём, по мнению Горького, заключается уникальность чеховского гуманизма?
Его уникальность в сдержанности и отсутствии прямого морализаторства. Чехов не кричал:
«Да будьте же вы... порядочнее!», а «стыдливо скрывал» жестокую правду жизни за «смешными словами и положениями», описывая мерзости «благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста». Его гуманизм - это не гневное обличение, а «тихий, глубокий вздох» сострадания.

3. Как Горький характеризует чеховских героев? Каков их главный трагизм?
Горький рисует их как «маленьких жалких людей», которые живут, «как рабы». Их главный трагизм - в неумении уважать собственное человеческое достоинство, в пассивности и безволии:

Рабская покорность: «Душечка» - «кроткая раба», которую «можно ударить по щеке».

Безволие и слабость: Ольга из «Трёх сестёр», которая ничего не может сделать, чтобы помочь себе и сёстрам.

Жизненная несостоятельность: Герои «Вишнёвого сада» - «паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни».

Лицемерие: Студент Трофимов, который говорит о труде, но сам бездельничает.

4. Какую роль играет антитеза (противопоставление) в тексте Горького?
Горький активно использует антитезы, чтобы подчеркнуть глубину чеховского восприятия:

Юмор и трагедия: Внешне «юмористические» рассказы скрывают «жестокое и противное», «горький упрёк».

Прекрасная внешность и горький смысл: «Прекрасная внешность его рассказов» противопоставлена «полному горького упрёка их внутреннему смыслу».

Кротость героев и гнусность их положения: «Кроткая раба» «Душечка» противопоставлена «гнуснейшему издевательству» над ней.

5. Какие средства художественной выразительности использует Горький и для чего?

Метафоры: «тусклое море пошлости», «ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает...», «задыхаются от скуки и лени». Они создают целостный, эмоционально насыщенный образ чеховского мира - тусклого, душного и безнадёжного.

Сравнения: «Душечка» - «как серая мышь», герои «Вишнёвого сада» — «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». Эти сравнения уничижают героев, подчёркивая их ничтожность, слабость и инфантилизм.

Лексика с негативной окраской: Пошлость, грязное, мерзости, рабы, паразиты, дряблые, скучная, серая толпа. Эта лексика передаёт оценку Горьким той действительности, которую изображал Чехов.

6. Какова главная идея (основная мысль) текста Горького?
Главная идея заключается в том, что А.П. Чехов был глубоко гуманистичным писателем, который сквозь маску юмориста и объективного бытописателя с огромной болью и состраданием говорил о трагедии «маленького человека», утратившего своё достоинство в «тусклом хаосе мещанской обыденщины». Его итоговая фраза, которую Горький вкладывает в уста Чехову -
«Скверно вы живёте, господа!» - это не злая сатира, а горький, полный безнадёжной тоски, упрёк и призыв к пробуждению.

Примеры из литературы по аспектам из текста Горького

-3

1. Аспект: «Трагизм мелочей жизни» и «тусклый хаос мещанской обыденщины»

Горький подчеркивает, что Чехов первым с такой силой показал, как серая, будничная жизнь губит человека.

А.П. Чехов «Ионыч»

-4

Это хрестоматийный пример, прямо иллюстрирующий тезис Горького. Мы видим, как идеалистичный молодой врач Дмитрий Старцев постепенно превращается в грубого, алчного и циничного Ионыча. Его духовная деградация происходит не из-за катастроф, а из-за мелочей: скучных разговоров, карточных игр, погони за деньгами. Чехов детально показывает, как «мелочи жизни» засасывают человека, как болото.

И.А. Гончаров «Обломов»

-5

Жизнь Ильи Ильича Обломова - это буквальное воплощение «тусклого хаоса» обыденщины. Его трагедия - не в потере имения или любви, а в абсолютной неспособности справиться с практическими мелочами жизни: встать с дивана, написать письмо, управлять имением. Гончаров, как и Чехов, показывает, как быт и страх перед деятельностью разрушают личность.

2. Аспект: «Рабски покорные» герои, не умеющие уважать своё достоинство

Горький с болью пишет о чеховских героях, которые безропотно подчиняются обстоятельствам.

А.Н. Островский «Гроза»

-6

Катерина Кабанова - сложный характер, но многие персонажи пьесы (Варвара, Кудряш, Борис) в той или иной степени приспосабливаются к «тёмному царству», живут по принципу «лишь бы все шито-да-крыто было». Однако самый яркий пример «кроткого раба» - это Тихон Кабанов. Он полностью подчинен воле матери, не смеет ей перечить и лишь после смерти жены осмеливается на робкий упрёк. Его фраза «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - крик бессилия раба.

Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорблённые»

-7

Семья Ихменевых, особенно князь Валковский, являются примерами людей, которых жизнь унизила и сломила. Однако образ Наташи Ихменевой - это пример добровольного рабства в любви. Она уходит из семьи, терпит унижения и измены от негодяя Алеши, сознательно выбирая путь страдания и самоуничижения, что перекликается с образом чеховской «Душечки».

3. Аспект: Герои-«паразиты», лишённые силы жить (как хозяева «Вишнёвого сада»)

Речь идет о людях, оторванных от реальности, неспособных к действию и живущих прошлым.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

-8

Павел Петрович Кирсанов - блестящий аристократ, чья жизнь остановилась после несчастной любви. Он превратился в «живого мертвеца», который лишь сохраняет внешний лоск, но не имеет цели в жизни. Его существование, по сути, паразитично, он не созидает, а лишь критикует новое поколение, живя воспоминаниями.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

-9

Вся фамусовская Москва - это мир паразитов и бездельников. Ярче всего это воплощено в Репетилове. Он болтает о «тайных собраниях», шумит, суетится, но его деятельность - это пародия на деятельность, пустая трата времени. Он, как и герои «Вишнёвого сада», говорит красивые слова, но абсолютно бездеятелен.

4. Аспект: Гуманизм автора, который не осуждает, а сострадает

Это ключевая мысль Горького: Чехов не презирает своих героев, а жалеет их.

Н.В. Гоголь «Шинель»

-10

Сравнение Гоголя и Чехова здесь очень показательно. Гоголь в повести «Шинель» тоже говорит о «маленьком человеке» Акакии Акакиевиче Башмачкине. Но гоголевский гуманизм более сложен и часто окрашен в трагикомические, даже сатирические тона («Он служил ревностно... с любовью» — здесь есть доля иронии). Чехов же, по мнению Горького, полностью устраняет сатиру, оставляя только чистое, «безнадёжное» сострадание к своему герою, видя в нем не объект для насмешки, а трагедию незаметной жизни.

Эти примеры показывают, что проблематика, которую Горький выделяет у Чехова (пошлость, рабская психология, деградация личности), была центральной для всей русской классической литературы XIX века. Однако художественный метод Чехова, с его внешней беспристрастностью и углублением в психологию, стал новым в раскрытии этих тем.