Найти в Дзене
Аркив

Почему фанаты пропаганды очень часто обладают примитивным вкусом

Интересно, вы тоже замечали, что люди, которые искренне (!) верят имперской пропаганде, крайне часто обладают... ну, скажем так, более примитивным вкусом*? Понимаю, звучит высокомерно, и даже не буду оправдываться. Но правда. Когда я слышу человека, который заявляет, что Твомбли и Ротко — мазня, Тарковский и Фассбиндер — трата плёнки, а Рубинштейн и Голдсмит — набор слов, я практически уверен в его взглядах по вопросам прикладного мироустройства. Как минимум я пока ни разу не ошибся) [Забавно, что безапелляционное отрицание Малевича и Татлина всегда оправдывается критическим мышлением, которое, в свою очередь, предполагает осторожность взглядов и исключает любую безапелляционность… Впрочем, хейтеров авангарда такие детали занимают мало.] Ок, не спорю, обыватель XXI века, фанатеющий от имперских тезисов, вполне себе может считать Малевича художником. Даже великим. Но как будто бы реже. Значительно реже, чем их оппоненты) И нет. Личный опыт (мой «любимый» аргумент, но другого в наших реа

Интересно, вы тоже замечали, что люди, которые искренне (!) верят имперской пропаганде, крайне часто обладают... ну, скажем так, более примитивным вкусом*?

Понимаю, звучит высокомерно, и даже не буду оправдываться. Но правда. Когда я слышу человека, который заявляет, что Твомбли и Ротко — мазня, Тарковский и Фассбиндер — трата плёнки, а Рубинштейн и Голдсмит — набор слов, я практически уверен в его взглядах по вопросам прикладного мироустройства.

Как минимум я пока ни разу не ошибся)

[Забавно, что безапелляционное отрицание Малевича и Татлина всегда оправдывается критическим мышлением, которое, в свою очередь, предполагает осторожность взглядов и исключает любую безапелляционность… Впрочем, хейтеров авангарда такие детали занимают мало.]

Ок, не спорю, обыватель XXI века, фанатеющий от имперских тезисов, вполне себе может считать Малевича художником. Даже великим. Но как будто бы реже. Значительно реже, чем их оппоненты)

И нет. Личный опыт (мой «любимый» аргумент, но другого в наших реалиях у меня пока нет) подсказывает, что эта корреляция не сводится только к географии или уровню образования.

Иначе бы я не писал этот пост.

Так вот. Чтение разной литературы лишний раз напомнило мне, что обладатели примитивных вкусов крайне стремятся к максимально лёгкому обслуживанию собственного «я».

И «понятное» хрестоматийное искусство им это даёт. Мол, смотри, я — картина, на мне — лес, значит, я — про лес, а ты — разбираешься в искусстве.

Г — гений.

Фрагмент «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли. По мнению обывателей эта картина, конечно же, посвящена рождению языческой богини. То, что её писал один из самых христианских художников XV века, — уже детали, которые сильно сбивают обывательскую логику, поэтому не имеют значения.
Фрагмент «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли. По мнению обывателей эта картина, конечно же, посвящена рождению языческой богини. То, что её писал один из самых христианских художников XV века, — уже детали, которые сильно сбивают обывательскую логику, поэтому не имеют значения.

Отдельно отмечу, что ради «вылизывания» собственного эго обладатели примитивного вкуса готовы класть на ляпы формы и содержания, но гораздо чаще — они их просто не видят. Всё идёт более-менее хорошо до навязанных школами действительно великих авторов, но дальше — срывается в пропасть из сетевой поэзии и Кинкейда, результатов сугубо самостоятельной работы.

Томас Кинкейд. "Цветущий сад" (хз какой год)
Томас Кинкейд. "Цветущий сад" (хз какой год)

А теперь перейдем к имперской пропаганде, которая — фига себе — работает с тем же самым обслуживанием «я». — Основанная на полуправде, лжи и других формах манипуляций она отвлекает от проблем за окном и избегает неудобных вопросов за счёт того же лёгкого дофамина: быстрого и мощного удовлетворения эмоционального запроса на «мы самые великие, с самой лучшей культурой, самой длинной историей, а все вокруг — нам просто завидуют».

Она даёт чувство гордости за то, к чему её зритель по-хорошему не имеет никакого отношения (но да, кто-то искренне гордится тем, что родился на тех же 10 млн км², что и Марк Твен, и, о боже, говорит с ним на одном языке).

Именно по этой причине такой пропаганде удаётся совмещать в себе самые полярные убеждения и переобуваться на ходу, называя кого-то исчадием ада, а уже завтра — пожимая ему руки. — Потому что у большинства людей в принципе нет реальных убеждений, но есть эмоциональные зависимости и рефлексы.

И вот, напротив всего этого существует «непонятное» искусство, которое показательно не идёт зрителю навстречу. — К слову, отсюда все убогие попытки его низложить: объяснить масонским заговором, уходом от налогов, отмыванием денег, всеобщим отупением и бог знает чем ещё, лишь бы не признавать, что некоторым людям и целым культурам** искренне нравится что-то другое.

Автору такого «намеренно непонятного» искусства не то что бы совсем плевать на зрителя… Но он живёт ради своего личного искусства, которое существует ради искусства в узком смысле слова, которое существует ради искусства в широком смысле слова, которое уже существует ради зрителя…

Короче, всё сложно.

А пропаганда старается избегать сложностей.

P.S. Заметки на полях.

* Отдельно отмечу, что в контексте поста иметь примитивный вкус — не означает «любить говно». Любить «Я помню чудное мгновенье» — это не безвкусица. И уж точно не плохо. Плохо, когда ваши вкусы в поэзии этой историей по сути ограничиваются.

** Великий китайский поэт и художник Су Ши ещё в XI веке писал, что в искусстве живописи оригинальность, внутренняя правда жизни, индивидуальный опыт и природный гений — гораздо важнее формального сходства, и любой, кто низводит живопись до копирования природы, — в развитии не ушёл дальше ребёнка.

Забавно, что «ведущая» западная традиция пришла к идеям китайской эстетики только через 800 лет.

И бог знает, сколько понадобится, чтобы она сделала из этого выводы.

Юйцзянь (XIII век), "Горная деревня в рассеянном тумане"
Юйцзянь (XIII век), "Горная деревня в рассеянном тумане"
Чжу Да (1626-1705). "Цветы вдоль реки" (фрагмент)
Чжу Да (1626-1705). "Цветы вдоль реки" (фрагмент)
Сюй Вэй (1521-1593). "Разные растения" (фрагмент)
Сюй Вэй (1521-1593). "Разные растения" (фрагмент)

Друзья, если вдруг хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее огромное спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

А так же не забудьте поддержать пост лайком или комментарием, чтобы его увидели не только вы.