Интересно, вы тоже замечали, что люди, которые искренне (!) верят имперской пропаганде, крайне часто обладают... ну, скажем так, более примитивным вкусом*?
Понимаю, звучит высокомерно, и даже не буду оправдываться. Но правда. Когда я слышу человека, который заявляет, что Твомбли и Ротко — мазня, Тарковский и Фассбиндер — трата плёнки, а Рубинштейн и Голдсмит — набор слов, я практически уверен в его взглядах по вопросам прикладного мироустройства.
Как минимум я пока ни разу не ошибся)
[Забавно, что безапелляционное отрицание Малевича и Татлина всегда оправдывается критическим мышлением, которое, в свою очередь, предполагает осторожность взглядов и исключает любую безапелляционность… Впрочем, хейтеров авангарда такие детали занимают мало.]
Ок, не спорю, обыватель XXI века, фанатеющий от имперских тезисов, вполне себе может считать Малевича художником. Даже великим. Но как будто бы реже. Значительно реже, чем их оппоненты)
И нет. Личный опыт (мой «любимый» аргумент, но другого в наших реалиях у меня пока нет) подсказывает, что эта корреляция не сводится только к географии или уровню образования.
Иначе бы я не писал этот пост.
Так вот. Чтение разной литературы лишний раз напомнило мне, что обладатели примитивных вкусов крайне стремятся к максимально лёгкому обслуживанию собственного «я».
И «понятное» хрестоматийное искусство им это даёт. Мол, смотри, я — картина, на мне — лес, значит, я — про лес, а ты — разбираешься в искусстве.
Г — гений.
Отдельно отмечу, что ради «вылизывания» собственного эго обладатели примитивного вкуса готовы класть на ляпы формы и содержания, но гораздо чаще — они их просто не видят. Всё идёт более-менее хорошо до навязанных школами действительно великих авторов, но дальше — срывается в пропасть из сетевой поэзии и Кинкейда, результатов сугубо самостоятельной работы.
А теперь перейдем к имперской пропаганде, которая — фига себе — работает с тем же самым обслуживанием «я». — Основанная на полуправде, лжи и других формах манипуляций она отвлекает от проблем за окном и избегает неудобных вопросов за счёт того же лёгкого дофамина: быстрого и мощного удовлетворения эмоционального запроса на «мы самые великие, с самой лучшей культурой, самой длинной историей, а все вокруг — нам просто завидуют».
Она даёт чувство гордости за то, к чему её зритель по-хорошему не имеет никакого отношения (но да, кто-то искренне гордится тем, что родился на тех же 10 млн км², что и Марк Твен, и, о боже, говорит с ним на одном языке).
Именно по этой причине такой пропаганде удаётся совмещать в себе самые полярные убеждения и переобуваться на ходу, называя кого-то исчадием ада, а уже завтра — пожимая ему руки. — Потому что у большинства людей в принципе нет реальных убеждений, но есть эмоциональные зависимости и рефлексы.
И вот, напротив всего этого существует «непонятное» искусство, которое показательно не идёт зрителю навстречу. — К слову, отсюда все убогие попытки его низложить: объяснить масонским заговором, уходом от налогов, отмыванием денег, всеобщим отупением и бог знает чем ещё, лишь бы не признавать, что некоторым людям и целым культурам** искренне нравится что-то другое.
Автору такого «намеренно непонятного» искусства не то что бы совсем плевать на зрителя… Но он живёт ради своего личного искусства, которое существует ради искусства в узком смысле слова, которое существует ради искусства в широком смысле слова, которое уже существует ради зрителя…
Короче, всё сложно.
А пропаганда старается избегать сложностей.
P.S. Заметки на полях.
* Отдельно отмечу, что в контексте поста иметь примитивный вкус — не означает «любить говно». Любить «Я помню чудное мгновенье» — это не безвкусица. И уж точно не плохо. Плохо, когда ваши вкусы в поэзии этой историей по сути ограничиваются.
** Великий китайский поэт и художник Су Ши ещё в XI веке писал, что в искусстве живописи оригинальность, внутренняя правда жизни, индивидуальный опыт и природный гений — гораздо важнее формального сходства, и любой, кто низводит живопись до копирования природы, — в развитии не ушёл дальше ребёнка.
Забавно, что «ведущая» западная традиция пришла к идеям китайской эстетики только через 800 лет.
И бог знает, сколько понадобится, чтобы она сделала из этого выводы.
Друзья, если вдруг хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее огромное спасибо):
Тинькофф 2200 7004 6266 6024
А так же не забудьте поддержать пост лайком или комментарием, чтобы его увидели не только вы.