Чем ближе мой день Х, тем чаще думаю о том, как же рожали наши пра...бабушки.
Без клиник, без УЗИ, без стерильных палат — но с верой, молитвой и людьми, которым доверяли.
И ведь рождали.
Иногда — в избах, банях, в чистом поле, а иногда — в небольших приютах при церквях или больницах.
А помогали им чаще всего те, кого называли повитухами или повивальными бабками — женщины, знавшие о родах больше, чем кто-либо в округе.
Домашние роды — норма жизни
До конца XIX века почти все роды происходили дома.
Помощь оказывали матери, родственницы, соседки — или повитуха, если была поблизости.
Повитух приглашали заранее, иногда за несколько вёрст.
Её звали с благоговением, так как она была не просто помощницей — она была символом жизни, продолжения рода.
В городе всё было несколько иначе: там уже начинали появляться первые обученные акушерки и родильные дома. Но попасть туда могли далеко не все — чаще бедные, сироты, незамужние женщины. Для многих родильный дом был не только медицинской помощью, но и защитой от осуждения и нищеты.
Первые родильные дома
Первые родильные дома в России появились ещё в XVIII веке при госпиталях и благотворительных обществах, но широкое распространение получили в XIX.
Их создавали не только для помощи роженицам, но и для предотвращения детоубийств и оставления младенцев «на улице».
Там принимали женщин «в нужде», часто — анонимно.
После родов младенцев иногда отправляли в воспитательные дома, если мать не могла или не хотела их содержать.
Родильные дома становились и школами — именно там повитух обучали акушерству, санитарии, уходу за новорождёнными.
Можно сказать, что именно с этого момента рождается профессиональное акушерство в России.
Повитухи: между традицией и наукой
Слово «повитуха» от слова «повивать» — обвивать новорождённого тканью.
Но её роль была куда глубже.
Повитуха знала, как облегчить боль, как ускорить роды, как спасти ребёнка, если тот не дышит.
С 1754 года в России вышел указ о создании учреждений, обучающих искусству приёма родов. Согласно ему, каждой женщине, желающей стать повитухой, требовалось закончить специальный 6-летний курс.
После этого выдавалось официальное разрешение на работу, и новоиспечённые специалистки принимали присягу. Такие повитухи назывались присяжными, и список имеющих разрешение на самостоятельную практику предполагалось подавать в полицию.
Это помогало следить за деятельностью повитух и гарантировало качество помощи, так как от навыков представительницы этой профессии зависели роды, а также дальнейшее состояние матери и ребёнка.
20 сентября 1789 года был принят «Устав повивальным бабкам» — первый в истории России документ, регламентирующий женский профессиональный труд. Этот устав без существенных изменений действовал до 1917 года.
При этом оставались и «самородки» — женщины, передававшие знания из поколения в поколение.
Их опыт на местах нередко ценился выше формального диплома, ведь за их плечами были десятки родов и человеческая благодарность, а не бумага с печатью.
Роды — как естественная часть жизни, а не медицинская процедура
Для наших прабабушек рождение ребёнка было не «событием», а частью жизни, естественным продолжением женской судьбы.
Роды не вызывали страха — к ним готовились, о них молились, после них благодарили.
В некоторых регионах даже существовали особые обряды: новорождённого обмывали «живой водой», в избе зажигали свечу — как символ нового огня в доме.
Женщину после родов не тревожили делами, соседи приносили еду, ухаживали за детьми. Общинность, взаимная поддержка — то, чего так не хватает в современном мире.
Между прошлым и настоящим
Если вдуматься — прошло всего чуть больше века.
Но путь от избы до современного роддома колоссален.
Тогда рождение ребёнка сопровождалось молитвами и доверием к опыту женщин.
Теперь — технологиями, стерильностью и точными прогнозами.
И всё же в этом переходе есть нечто общее: желание сохранить жизнь.
Повитухи, родильные дома, врачи — все они были и остаются проводниками между жизнью и ... жизнью.
А вы знаете, где и как рожали ваши прабабушки?
Сохранились ли в вашей семье истории о повитухах, которые принимали роды в деревне или городе?
Иногда одна такая история рассказывает о времени больше, чем десятки архивных документов.
🪆 Готовы узнать больше о своём роде? Подписывайтесь на мой канал и погружайтесь в удивительный мир генеалогии! t.me/startseva_tatiana
🪆 Записаться на консультацию, просмотр архивных документов или исследование.
Просто пишите мне в бот: t.me/altaigen_bot
🪆Ищете помощь в поиске предков? Присоединяйтесь ко мне для персонального сопровождения исследования или оформления родословной "под ключ". Все подробности на сайте: www.altaigen.ru
🪆Хотите больше информации о генеалогии?
Почитайте мои статьи и материалы, чтобы углубиться в тему: t.me/startseva_tatiana/856