Найти в Дзене
Михаил REM

История краха Philips

В 2010 году генеральный директор компании Phillips с гордостью заявил «Мы больше не являемся высокотехнологичной компанией». Что ж, это не совсем та фраза, которую ожидаешь услышать от компании, которая всего 10 лет до этого была гигантом инноваций, такими же, как Samsung или Sony, и до недавнего времени занимала третье место в мире среди производителей электроники, имея в своём штате более 350 тысяч сотрудников. Но это заявление было основано на фактах, и оно было сделано намеренно. Компания, которая когда-то была лидером целого ряда отраслей, от освещения до радиотехники, которая изобрела все основные физические носители информации, от компактных кассет до CD-дисков, DVD и Blu-ray, и которая считается родоначальником технологии полупроводников, на которых сейчас зарабатывают такие крупные производители, как ASML и тайваньская TSMC. Итак, 10 лет назад компания Philips по-прежнему оставалась гигантом электроники. По всему миру Philips продаёт мониторы, DVD-плееры, акустические системы
Оглавление

Высокотехнологичная компания

В 2010 году генеральный директор компании Phillips с гордостью заявил «Мы больше не являемся высокотехнологичной компанией». Что ж, это не совсем та фраза, которую ожидаешь услышать от компании, которая всего 10 лет до этого была гигантом инноваций, такими же, как Samsung или Sony, и до недавнего времени занимала третье место в мире среди производителей электроники, имея в своём штате более 350 тысяч сотрудников.

-2

Но это заявление было основано на фактах, и оно было сделано намеренно. Компания, которая когда-то была лидером целого ряда отраслей, от освещения до радиотехники, которая изобрела все основные физические носители информации, от компактных кассет до CD-дисков, DVD и Blu-ray, и которая считается родоначальником технологии полупроводников, на которых сейчас зарабатывают такие крупные производители, как ASML и тайваньская TSMC.

-3

Лидер рынка

Итак, 10 лет назад компания Philips по-прежнему оставалась гигантом электроники. По всему миру Philips продаёт мониторы, DVD-плееры, акустические системы, радио, кофемашины, бритвы и многие из этих товаров встречаются повсеместно. Но этот масштаб является скорее иллюзией. Сегодня компания не производит почти ничего из того, на чём она сделала своё имя. И мы имеем в виду не только тот факт, что она отдала на аутсорсинг производство осветительных приборов, телевизоров и бытовой техники.

Компания отказалась от всего спектра электроники и постепенно распродала свой бизнес конкурентам. Преимущественно в Азии, а затем продала этим компаниям права на использование её бренда. Две единственные линейки потребительских товаров, которые сегодня есть у компании Philips, это электробритвы и товары для ухода за полостью рта, такие как электрические зубные щётки. На их долю приходится лишь около 15% бизнеса компании, а это в 10 раз меньше, чем у нынешнего гиганта в области электроники компании Samsung.

-4

Примечательно, что Philips официально исключила электронику из своего спектра продукции в 2013 году. Вкупе с другими их ошибками, такими как полный провал на рынке полупроводников, заявление о том, что компания больше не является высокотехнологичной, выглядит на удивление точным. Итак, эта грустная история о том, как несколько десятилетий неграмотного управления и неспособность разрабатывать инновации сделали последнего в Европе гиганта в области производства электроники, по сути, компанией-пустышкой.

Да будет свет

Компания Philips была создана в 1891 году семьей Philips и за 130 лет она развила пять крупных бизнес-подразделений, каждая из которых имеет свое долгосрочное наследие. Как можно понять из логотипа компании, первым направлением бизнеса, с которого началась их деятельность, было освещение, а именно производство лампочек. Постепенно компания стала одним из лидеров этого рынка. Она отличалась стабильно высоким качеством продукции и талантливым маркетингом, а также агрессивным бизнес-поведением.

-5

Например, в 1925 году компания стала частью печально известного картеля «Фебус», куда входили также ее конкурент «Дженерал Электрик», немецкая компания «Асрам» и ряд других фирм. Эти компании договорились объединиться, чтобы искусственно завысить цены и одновременно сократить предельный срок службы лампочек до тысячи часов. По сути, эти компании изобрели плановое устаревание. Несмотря на то, что картель прекратил свое существование во Вторую мировую войну, компания Philips продолжала уверенно расти и стала крупнейшим мировым производителем товаров для освещения.

Бизнес занимал достаточно прочные позиции до двухтысячных годов, когда LED технологии во многом перевернули экономику отрасли. Philips посчитала, что будет лучше, если она просто преобразует свою линейку осветительной продукции в отдельную компанию, нежели будет думать о том, как сделать эту отрасль снова прибыльной. Компании часто прибегают к такой практике. Итак, в 2016 году появилась независимая компания Signify, которая переняла осветительный бизнес Philips.

-6

Новаторство

В 1927 году компания Philips запустила собственную радиостанцию, соединяющую Нидерланды с их колониями по всему миру. А спустя всего три года компания стала крупнейшим мировым поставщиком радиоприемников. Вскоре благодаря успеху в радиотехнологиях компания стала развивать и другие категории продукции. Например, она разработала компактную кассету — первый физический носитель для записи музыки и голоса, который получил бешеную популярность.

-7

Это стало для неё золотой жилой. Philips не только сама производила кассетные плееры и кассеты, но и взимала лицензионные платежи с тех, кто выпускал аналогичную продукцию. Кроме того, компания стала пионером всей современной музыкальной отрасли. Однако после первых успехов сфера инноваций компании дала трещину. Они также изобрели компакт-диск, но не торопились выводить его на рынок, поскольку знали, что это изобретение поглотит собой кассетный бизнес компании.

-8

Конкуренция

Пока они сомневались, их догнала Sony, и компания Philips пришлось делить этот формат носителя с японским гигантом. Впрочем, это все еще был уверенный успех. Роль компании в запуске следующего носителя, DVD-диска, была еще меньше. А после изобретения Blu-ray, Philips уступила пальму первенства компании Sony, несмотря на свой вклад в развитие этой отрасли. Philips постепенно оказалась в отстающих. Отчасти это объяснялось тем, что они были слишком медлительными, чтобы поспевать за конкурентами.

Кроме того, они неоднократно делали ставку не на технологии. Например, Video 2000 — неудачный ответ Philips на новинку от компании VHS. Или CDI — интерактивный формат CD, на который компания потратила один миллиард долларов и который совершенно не окупился. Что хуже всего, компания была абсолютно неспособна адаптироваться к трендам в области медиапотребления, не связанных с физическими носителями информации — к примеру, iPod, смартфоны, музыкальный стриминг и даже Bluetooth-гарнитуры.

Тем не менее, считается, что третье по величине бизнес-подразделение компании, бытовая электроника, родилось на основе успеха, достигнутого в области аудиовизуальной продукции. Следуя примеру своих японских конкурентов, компания ввела модель, при которой разрабатывается широкий ассортимент продукции без акцента на какое-либо конкретное изделие. Но в случае с компанией Philips такое активное расширение в итоге не увенчалось успехом.

-9

В некоторых товарных категориях, таких как электробритва, где компания была автором уникальных изобретений, включая запатентованную систему круглых вращающихся лезвий, ей удалось создать конкурентно способные и прибыльные линейки продукции. В остальном, Philips, по большому счёту, была одним из сотни брендов, которые конкурировали между собой за крошечную долю рынка. Итак, давайте проясним. Их неудачи объясняются вовсе не отсутствием попыток добиться успеха. Они принимали важные решения, брали на себя высокие риски и продолжали работать над инновациями.

Неверные решения

Просто они шли в неверном направлении. К примеру, они разработали собственную линейку компьютеров, но они часто были несовместимы со стандартными программами, Поэтому их мало кто покупал. Они хотели производить веб-телевизоры, где люди могли бы в упрощённом формате проверять электронную почту, но эта идея тоже провалилась. У Philips даже была собственная линейка мобильных телефонов, который, по сути, превратил обычный мобильный телефон в смартфон с тачскрином и революционным интернетом 2G. Это была сенсация, но такие телефоны также не пользовались спросом.

-10

Продажа подразделений

После многочисленных крупных неудач компания «Филлипс» решила полностью отказаться от электроники и рискованных инноваций. Именно тогда было сделано заявление, которое мы процитировали в начале видео. И именно тогда компания «Филлипс» решила продать весь свой бизнес по производству электроники. В 2001 году знаменитая лаборатория была закрыта, а в 2012 году бизнес по производству телевизоров и мониторов был продан гонконгской компанией «TPVision». Год спустя аудиобизнес был продан японской фирме «Funai»

Наконец, в 2021 году «Филлипс» продала свое последнее крупное бизнес-подразделение, которая выпускала такую бытовую технику, как пылесосы и кофемашины. Так, компания официально ушла с рынка электроники. Но самая грустная история связана с четвертым крупным подразделением компании Philips — микрочипами. Сегодня уже никто не вспомнит, что Philips производила полупроводники. Однако когда-то она была признанным пионером в этой области. Все началось в 1953 году, когда компания преимущественно занималась разработкой деталей для собственных электронных приборов.

-11

Она не смогла организовать конкурентно способное производство бытовых электронных приборов, и в итоге ей пришлось бороться за маленькую долю на всё более беспощадном рынке. Она не смогла создать успешный бизнес по выпуску микросхем, в отличие от таких конкурентов, как Samsung и Sony, и абсолютно не умела адаптироваться к быстро меняющимся трендам и технологиям.

Пишите Ваше мнение в комментариях.

Мой Телеграм,

Спасибо, что прочитали до конца, пожалуйста, подпишитесь, впереди еще много интересного на моем канале!