Столь популярная сейчас тема поездок в Китай в связи с введением безвизового режима с Россией затрагивает разные аспекты, о многих из которых я уже писала (ссылки в конце статьи), а сейчас поговорим о транспорте, точнее - о возможности (а скорее - невозможности за редким исключением) управления автомобилем в Китае с использованием российского национального водительского удостоверения или международного водительского удостоверения.
Мне попалась статья на Дзен с довольно привлекательным названием «Как приехать в Китай на своем автомобиле из России» от канала «51 Меридиан», обещающего своим 88,5 тысячам подписчиков (а это уже в общем-то приравнено к СМИ) рассказы о мировой географии.
И вот в своей статье автор пишет, что вполне «реально сесть на свой автомобиль и отправиться в путешествие по Китаю», потому что «Китай является участником Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, как и Россия. Это означает, что они официально признают национальные водительские удостоверения других стран-участниц при наличии МВУ».
Так вот это недостоверная информация! От слова «совсем». Более того, еще и основанная на незнании положений Венской конвенции.
Венская конвенция о дорожном движении 1968 года предусматривает признание национального водительского удостоверения стран-участниц без необходимости получения международного водительского удостоверения (МВУ), а МВУ требуется в странах-участниках Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года.
Говорить о том, что участники Венской конвенции признают национальные права только при наличии МВУ, как минимум, юридически неграмотно.
Подробно об этих конвенциях и о том, в каких странах признаются российские права, а в каких требуется международное водительское удостоверение, я уже разбиралась ранее, и если интересно, можете почитать здесь:
А сейчас непосредственно о водительских правах в Китае.
Так вот, Китай не является участником ни Венской, ни Женевской конвенции о дорожном движении и не признает национальные водительские удостоверения других стран и международные водительские удостоверения.
Но давайте не будет голословными (все таки я юрист) и откроем первоисточник: официальный сайт с базой данных всех международных договоров ООН, где содержится актуальный текст этих договоров, сведения о странах-участниках, подписавших и ратифицировавших их (в том числе с оговорками), об их правопреемниках и пр.
Это список стран-участников Женевской конвенции о дорожном движении 1949 года, и Китая среди них нет.
А это список стран-участников Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. И снова среди них нет Китая.
Откуда же возникло заблуждение о возможном участии Китая в конвенциях о дорожном движении?
Дело в том, что Китай действительно подписал Венскую конвенцию о дорожном движении в 1968 году, но на этом же сайте с конвенциями ООН в разделе «Историческая информация» указано, что Китай является членом ООН, Устав которого был подписан от имени Китая 26.06.1945 года и ратифицирован 28.09.1945 года правительством Китайской Республики, которое продолжало представлять Китай в ООН до 25.10.1971 года.
25.10.1971 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала, что представители правительства Китайской Народной Республики являются единственными законными представителями Китая в Организации Объединенных Наций, а представители правительства Китайской Республики и Чана Кайши незаконно занимают места в ООН подлежат немедленному выдворению.
К слову сказать, о формировании 01.10.1949 года Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (той самой единственной легитимной власти) ООН была уведомлена еще 18.11.1949 года. Но чтобы осознать и признать это потребовалось всего каких-то 22 года.
29.09.1972 года министр иностранных дел Китайской Народной Республики уведомил Генерального секретаря ООН о том, что с 01.10.1949 года (дня основания Китайской Народной Республики), представители Чана Кайши не имели права представлять Китай и подписание и ратификация или присоединение к любым многосторонним договорам путем узурпации названия «Китай» являются незаконными и недействительными. При этом правительство изучит все эти многосторонние договоры и только потом примет решение о том, следует ли к ним присоединяться.
В будущем таких уведомлений было два:
- 20.06.1997 года в связи с возобновлением осуществления суверенитета КНР над Гонконгом с 01.07.1997 года,
- 13.12.1999 года в связи с возобновлением осуществления суверенитета КНР над Макао с 20.12.1999 года.
В этих уведомлениях было два приложения со списком международных договоров, которые будут применяться на данных территориях.
В Приложении № 1 были указаны договоры, стороны которых является Китайская Народная Республика (и ни одной из конвенций о дорожном движении там нет), а в Приложении № 2 - договоры, стороной которых Китайская Народная Республика не является, но которые применяются к данным территориям, так как действовали на них до возобновления осуществления суверенитета КНР над ними. И вот как раз в этом Приложении № 2 есть, в том числе, Женевская конвенция о дорожном движении 1949 года.
Таким образом, Китай не признал ни Венскую, ни Женевскую конвенцию о дорожном движении, но сохранил действие Женевской конвенции на территории Гонконга и Макао, где в качестве исключения признаются международные водительские удостоверения.
Но если вы посмотрите на карту Китая, то увидите, что Гонконг и Макао не граничат с Россией, а значит въехать на эти территории на своем автомобиле и с российскими правами (и даже с МВУ) невозможно.
А потому утверждение о том, что вам достаточно всего лишь российских прав и МВУ и можно отправляться в автопутешествие в Китай - не более чем громкий заголовок и введение читателей в заблуждение.
Можно ли россиянам управлять автомобилем на территории Китая или взять автомобиль в Китае в аренду?
Можно, но для этого надо получить временное китайское водительское удостоверение, что требует времени и расходов, и вряд ли обосновано при краткосрочной поездке.
Но есть и хорошие новости, пока только потенциальные, но все же: помимо введения безвизового режима, Россия и Китай ведут работу над соглашением о взаимном признании национальных водительских удостоверений.
Но пока это все только в стадии переговоров, информация об этом была еще в марте 2025 года, но конкретных сроков по-прежнему не называют.
Так что пользуйтесь такси: оно в Китае по вполне разумным ценам и с его заказом нет особых сложностей.
А для перемещения на дальние расстояния есть самолеты и поезда, билеты на них можно без проблем и с оплатой российской картой купить на Trip.com.
И еще по теме Китая:
- про стоимость авиабилетов, отелей, туров в Китай:
- про доступные способы оплаты в Китае:
- о том, что можно ввозить в Китай и как пройти паспортный контроль:
- о том, что нельзя вывозить из Китая и как проходит процедура таможенного контроля:
- о том, какие сайты и сервисы заблокированы в Китае и как эти блокировки обойти и какую eSIM выбрать для Китая: