В Осинниках, в городском краеведческом музее, новая выставка заняла… одну из туалетных комнат.
И о выставке говорят. Ее смотрят. Делятся фотографиями в соцсетях, обязательно в вертикаль, чтобы кран «под золото» в кадр вошел, чтобы виден был и бачок, а справа, слева «золоченые» рамы галереи…
И это обычная выставка - «Трезвый взгляд: искусство против алкоголя» - в необычном месте.
Ее открыли в сентябре, в День трезвости. В отремонтированном сотрудниками музея, стилизованном под музейный мини-зал, благоухающем цветами, работающем туалете. И за прошедшие первые недели выставки там ни разу не было смыва по нужде. Искусство сильнее.
О «Вау!»-эффекте
- Да ладно… - сказала я, как уже говорили и другие до меня, так же прочитавшие лишь афишу и не знавшие про нестандартное место выставки.
И Ксения Демина, научный сотрудник музея и автор идеи выставки и места, повернула ручку явно туалетной двери, и та медленно раскрылась.
И ниже овала винтажного зеркала все оказалось как в историческом старинном туалете в каком-нибудь поместье.
Выше - как в исторической картинной галерее. Ведь редкость теперь советские плакаты на тему борьбы с пьянством выпуска 1984 года, по семь копеек каждый, - тоже история, им почти полвека. И в них, в плакатах, помещенных в рамы, сатира на все времена: у пьяницы, пропившего субботу с воскресеньем, в понедельник на работе гиря, а не башка. И на плакатах урок жизни: у пьяниц дети рождаются больными. И общественное мнение, самое весомое в годы СССР, выражено через плакаты мощно: рабочий кулак разбивает бутылку, рядом слоган-мораль: «Пьянчуга, лодырь, разгильдяй, нам жить и строить не мешай!».
А самый, в точку, плакат, особенно понятный «компьютерному» XXI веку, про полное обнуление. На плечах пьяницы на плакате не голова, а нуль. И выше кратко, как в чате: «Семью потерял, забросил дела… Водка личность к нулю свела». Актуально из 1980-х? До сих пор? Еще как!
- Но почему галерея… здесь? - спрашиваю у Ксении.
- Потому что «Вау!»-эффект, - отвечает. - Мы хотели привлечь внимание к такой острой проблеме общества, как алкоголизм. На обычной выставке школьники, студенты…, кто-то слушает, кто-то нет, и после выставки информацию могут забыть. А сюда, в это помещение, люди заходят и не ожидают, что в туалете может быть выставка.
…И группа студентов-геологов горнотехнического колледжа, побывав сначала (таков порядок экскурсии) на лекции об искусстве против алкоголя в большом зале осинниковского музея и на аутогенной тренировке времен СССР, посвященной тому, что алкоголь вреден, потом, после слов, что выставки бывают в самых разных помещениях по миру и даже в туалетных пространствах, первой в сентябре вошла в эту дверь…
- И ребятам не только понравилась выставка, они до сих пор о ней говорят… Как смеялись тогда от неожиданности и удивлялись, а потом читали плакаты, фотографировались и выходили молча. И многие говорили потом: «Пьяница жизнь свою смывает в унитаз», - рассказала мне позже Мария Волошинова, педагог колледжа.
Шестые в мире
Но если рассказать историю поиска новых форм и т.д. по порядку, то примерно год назад...
- Я подумала: «В музее все должно быть по-музейному, и туалет не исключение». И пошла к директору музея, - вспоминает Ксения Демина.
К тому же все музейные залы заполнены. Малого зала для мини-выставок в шесть-семь картин не было.
- А по стране и миру давно есть примеры выставок в туалетных пространствах. Самый известный пример - знаменитый художник Валерий Кошляков (в 1980-х, по сообщениям в СМИ) открывал свою выставку в общественном туалете в Ростове, - продолжает Ксения. - Так что когда мы решили у нас в музее тоже провести мини-выставку в туалетном пространстве, то стали в мире шестыми, в России - четвертыми, первыми - по Сибири…
И, выбирая, с какой темы начать, положили перед собой в том числе плакаты, как раз полученные от одной семьи в дар.
- Так, все случайное неслучайно. Мы перебирали темы, варианты для мини-выставки и на этих антиалкогольных советских плакатах остановились… И первые же отзывы о новой выставке нам дали надежду, что и эта выставочная площадка будет востребована…
И галерея в туалетной комнате станет постоянной. Тема борьбы с пьянством (антиалкогольной кампании времен позднего СССР) сменится со временем на другую. На какую именно - держится в секрете. Чтобы сохранить эффект «Вау!».
Комментарий специалиста
Выбор
Психолог - о нестандартном месте выставки
«Комсомолка» расспросила Александра Сухих, психолога из КемГУ, о выставке в туалетной комнате в музее на юге Кузбасса.
- Мозг человека неожиданный фон для выставки действительно надолго запоминает? И, соответственно, запомнит и содержание выставки тоже?
- Запоминает. Но этот прием действует не на всех. Меня бы он не удивил. Но я и не сторонник…
- Сочетания несочетаемого?
- Да.
- А как это работает, совмещение несовместимого, в плане воздействия на человека?
- Используется эффект неожиданности, и этот отпечаток запоминается. Помните, сколько эпатажа было на выступлениях у поэтов-футуристов в начале XX века? Тот же рояль, прикрепленный к потолку?... Необычно, перевернуто…
- И на таком фоне они читали стихи, демонстрируя: они поэты нового времени.
- Так что, по мне, выставка в Осинниках - больше футуристическая, - рассуждает психолог Сухих. - Ведь отрыв от обычного восприятия - это и есть элементы футуризма, неофутуризма… Вообще во всех «-измах» (будь то футуризм, имажинизм и т.д., старый, новый, хоть самый новый футуризм. - Авт.), напомню, всегда есть свои плюсы и минусы.
- И если Вас этот фон как психолога не задел. Но какой-то плакат с выставки из пересланных мной фотографий запомнился?
- Да. Где зеленый змей изображен в виде пылесоса и заглатывает, засасывает пьяницу.
- Так на плакате наглядно показан…
- Слив личности.
P.S. После чего зритель, устав держать голову высоко и рассмотрев этот плакат со змеем и со стихами последним («Кто любит в рюмку заглянуть, тому в той рюмке утонуть!»), голову опускает. И что же видит? Реальную сантехнику, слив. Это ли не закрепление только что пройденного материала?!
От автора
А ведь и я после выставки впервые задумалась над тем, что… Раз в сто лет (конечно, больше, чем раз, но мощно, минимум, раз в столетие) наш привычный мир книг, картин, музыки, воспитания в конце концов... «Взрывается» необычным. Нестандартным. В своей ли сути или в форме, или хотя бы в фоне... И хорошо это или плохо, судить даже не экспертам.
А Времени, которое, уходя все дальше, дистанцируясь от события все больше, покажет каждому ищущему, наконец, пОнятое свое.
И эксперименты нужны не просто как один из векторов поиска или встряски. Они (выбрасывая набранное, сверх краев переполнившее, как река, несущаяся дальше к порогу ли, к водопаду), пройдя «порог», «водопад», отбрасывают лишнее и рождают самое лучшее.
Как, к примеру, у Маяковского в 1916-м, увлеченного тогда футуризмом край. Он в стихотворении о расставании с любимой, о нанесенной ему обиде, рассказанной поэтом, с проживаемой болью онлайн и с горем и яростью тоже онлайн, говорит о себе, о своей любви:
«Муууу!
В ярмо замучена шея-язва,
Над язвой смерчи мух».
Но, пробродив по улицам всю ночь, с рассветом, смертельно устав от переживаний и боли, еще сам не зная, не замечая, что порог уж пройден, говорит нам, в будущее, кто проживет похожее или будут другие по жизни беды. И делится своею силою. И строки выше, вырвавшиеся из форм и рыков футуризма, потрясли, но лично мною не запомнились. А вот эти строки - послесловие после «водопада», строки от великого Владимира Маяковского на века:
«Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души».
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Лариса МАКСИМЕНКО