Найти в Дзене
Страницы истории

Коканд – столица самого молодого узбекского ханства. Бурный взлет могущества и быстрое падение. Наиболее интересные исторические места

Коканд является одним из старейших городов Узбекистана. Первые письменные источники, подтверждающие его существование, появились в Х веке. Арабские путешественники и географы Аль-Истахри и Ибн Хаукаль в своих записках пишут о городе Ховакенде или Хоканде. Но проведенные на территории города раскопки дают основание полагать, что город существовал здесь уже во 2-й половине II века до н.э., причем, он являлся центром Сохского оазиса, то есть, региональным центром, который входил в состав расположенного на территории Ферганской долины государства Давань. Нахождение города на одном из маршрутов Великого шелкового пути, соединяющего Индию и Китай с Ближним Востоком, дает основание полагать, что город Ховакенд или Хоканд, а также Хавокин и Хукан (он имел несколько вариантов названия) был одним из крупных центров торговли. Развивалось в нем и ремесло. Город был известен резьбой по дереву и чеканкой по металлу, ювелирным искусством и вышивкой. Но наступило XIII столетие, и, как и многие другие

Коканд является одним из старейших городов Узбекистана. Первые письменные источники, подтверждающие его существование, появились в Х веке. Арабские путешественники и географы Аль-Истахри и Ибн Хаукаль в своих записках пишут о городе Ховакенде или Хоканде. Но проведенные на территории города раскопки дают основание полагать, что город существовал здесь уже во 2-й половине II века до н.э., причем, он являлся центром Сохского оазиса, то есть, региональным центром, который входил в состав расположенного на территории Ферганской долины государства Давань.

Нахождение города на одном из маршрутов Великого шелкового пути, соединяющего Индию и Китай с Ближним Востоком, дает основание полагать, что город Ховакенд или Хоканд, а также Хавокин и Хукан (он имел несколько вариантов названия) был одним из крупных центров торговли. Развивалось в нем и ремесло. Город был известен резьбой по дереву и чеканкой по металлу, ювелирным искусством и вышивкой.

Кокандская вышивка. Фото автора
Кокандская вышивка. Фото автора

Но наступило XIII столетие, и, как и многие другие города Центральной Азии, город был разрушен полчищами Чингисхана.

Получение столичного статуса

К началу XVIII века территория Средней Азии была поделена между двумя враждующими ханствами: Хивинское (Хорезм) и Бухарское. Ферганская долина с Кокандом входили в состав Бухарского ханства, но в 1709 году представитель узбекского племени минг Шахрух-бий, подняв восстание, смог отделить Ферганскую долину от Бухарского ханства и образовал свое государство. Столицей его он в 1732 году сделал Коканд, небольшой и незначительный по тем временам город.

На территории города была заложена крепость Эски-курган, с которой и начался новый Коканд. В городе, ставшем столицей воинственного государства, началось активное строительство. В том числе, к 1740 году были возведены крепостные стены, которые помогли горожанам отразить нападение джунгар.

Во время правления Нарбута-бия (1770—1798 годы) в стране наступило относительное спокойствие и началось экономическое развитие. Сам Нарбута-бий покровительствовал наукам и искусствам.

В столице ханства велось активное строительство домов для знати и религиозных сооружений. Было построено несколько медресе, до наших дней сохранилось то, что носит имя хана - медресе Нарбута-бия. Также его называют медресе Мир.

Медресе Нарбута-бия в Коканде. Фото автора
Медресе Нарбута-бия в Коканде. Фото автора

Медресе представляет собой одноэтажное монументальное здание, построенное из кирпича по типу бухарских медресе. Вход осуществляется через портал с аркой, ориентированный на север. Он оформлен узорами в традиционном голубом цвете.

Медресе Нарбута-бия. Фото автора
Медресе Нарбута-бия. Фото автора

Фрагмент оформления медресе Нарбута-бия. Фото автора
Фрагмент оформления медресе Нарбута-бия. Фото автора

По сторонам от входной арки расположены две невысокие граненые башни-гульдасты с голубыми куполами. Один из них, справа от входа, расположен над помещением для занятий – дарсхона, другой, слева, венчает мечеть.

Фасад здания имеет длину 70 метров. Само здание представляет собой замкнутое сооружение с внутренним двором. По периметру расположены 24 кельи для учащихся - худжры.

Медресе Нарбута-бия. Фото автора
Медресе Нарбута-бия. Фото автора

Медресе и сегодня является исламским учебным заведением, в нем обучаются около 100 студентов.

Коканд в XIX веке

Своего расцвета и могущества ханство и его столица Коканд достигли в первой половине ХIХ века. Столица молодого по историческим меркам государства начала превращаться в крупный и влиятельный торговый, просветительский и религиозный центр. В городе активно шло строительство величественных мечетей, усыпальниц, медресе. Сюда стекались ученые, поэты, мыслители.

В период правления Умар-хана (1809-1822 годы) Коканд стал центром притяжения литераторов, художников, каллиграфов, в нем творили около 70 поэтов.

Поэтическое состязание. Худ. Шавкат Зохидов. Фото автора в музее Великих мыслителей Коканда
Поэтическое состязание. Худ. Шавкат Зохидов. Фото автора в музее Великих мыслителей Коканда

Такое стало возможным благодаря покровительству Умар-хана. Он сам писал стихи на фарси и узбекском языках, скрываясь под псевдонимом «Амири».

Умар-хан. Фото сделано автором в музее Великих мыслителей Коканда
Умар-хан. Фото сделано автором в музее Великих мыслителей Коканда

При Умар-хане была построена мечеть Джами с медресе, известная своими высокими деревянными резными колоннами и яркими расписными потолками. Над ее строительством трудилось 200 человек.

Фрагмент резной колонны мечети Джами в Коканде. Фото автора
Фрагмент резной колонны мечети Джами в Коканде. Фото автора

Фрагмент резной колонны мечети Джами в Коканде. Фото автора
Фрагмент резной колонны мечети Джами в Коканде. Фото автора

Фрагмент потолка мечети Джами в Коканде. Фото автора
Фрагмент потолка мечети Джами в Коканде. Фото автора

Фрагмент потолка мечети Джами в Коканде. Фото автора
Фрагмент потолка мечети Джами в Коканде. Фото автора

В жизни двора важную роль играла его супруга Мохлар-айим (1792—1842 годы), известная как поэтесса Надира. Она покровительствовала литературе, искусствам, наукам, принимала активное участие в культурной жизни государства.

В 1822 году Надира овдовела и велела для супруга построить усыпальницу, получившую название Дахма-и-Шахан.

Первоначально построенный для захоронения Умар-хана, мавзолей вскоре стал фамильной ханской усыпальницей.

Комплекс Дахма-и-Шахан в Коканде. Фото автора
Комплекс Дахма-и-Шахан в Коканде. Фото автора

Захоронения в комплексе Дахма-и-Шахан. Фото автора
Захоронения в комплексе Дахма-и-Шахан. Фото автора

Помимо самих захоронений, в комплекс входят купольное помещение с входным порталом и мечеть-айван (терраса) с двумя колоннами. Сейчас этот архитектурный комплекс является важной достопримечательностью Коканда.

В 1825 году по приказу Надиры была построена и вторая усыпальница - Мадарихан (мавзолей Модари-хан). В нем сначала была похоронена мать правителя, а позже она стала усыпальницей для женщин из ханского рода.

Усыпальница Мадарихан. Фото автора
Усыпальница Мадарихан. Фото автора

В 1842 году в ней была погребена и сама Надира, казненная по приказу бухарского эмира. До наших дней сохранился только входной павильон усыпальницы.

Сын Умар-хана Мухаммад Али-хан правил вместе с матерью Надирой и продолжал покровительствовать деятелям литературы и науки.

Худояр-хан и его великолепный дворец

В 1845 году на трон взошел 12-летний Худояр-хан. В период его непростого правления Коканд стал крупным городом, самым значимым в регионе. По площади он был в 6 раз больше Хивы (столицы Хорезма, или Хивинского ханства) и в 2 раза больше Бухары (столицы Бухарского эмирата). Город был обнесен стеной и попасть внутрь можно было через 12 ворот (стены и ворота не сохранились). В городе действовало более 300 мечетей, 40 медресе. Коканд стал главным религиозным центром Ферганской долины.

Правление Худояр-хана ознаменовалось тем, что при нем город, как и все ханство, был на пике своего могущества, и тем, что это могущество он растерял. Постоянная борьба между группировками, представлявших с одной стороны интересы оседлых узбеков и таджиков, а с другой ко­че­вых пле­мён кипчаков и киргизов, сделала положение в стране нестабильным, в разных городах постоянно вспыхивали восстания.

Сам Худояр-хан трижды всходил на престол и трижды был свергнут с него. Но он успел оставить после себя наследие, которое называют жемчужиной Коканда и которое является главной достопримечательностью города. Это ханский дворец Урда, или дворец Худояр-хана.

Роскошный комплекс, представляющий собой настоящий сказочный восточный дворец, пышный и роскошный, затейливо украшенный, был возведен в 1871 году.

Входной портал дворца Худояр-хана в Коканде. Фото автора
Входной портал дворца Худояр-хана в Коканде. Фото автора

Об очень непростом правлении Худояр-хана и его великолепном дворце будет отдельная статья.

Присоединение Коканда к России

Постоянные распри внутри страны привели к ее ослаблению, и в феврале 1876 года Коканд был занят российскими войсками. Ханство было упразднено, а Коканд стал центром Кокандского уезда, который вошёл в Ферганскую область, являющейся частью Туркестанского генерал-губернаторства в составе Российской империи.

К началу ХХ века Коканд был поделен на четыре района (даха): Сарымазарский, Ходжентский, Риштанский и Маргиланский. Каждый состоял из кварталов (махалля), всего их было 72 и насчитывалось в них около 10 000 дворов, 120 школ на 10 - 20 учеников и около 60 медресе. В городе функционировало 660 мечетей, около 30 караван-сараев, 6 крупных и несколько специализированных базаров.

Европейские постройки в Коканде

После присоединения к России Коканд быстро начал расти. Через махалли были проложены широкие дороги, вдоль которых вместо одноэтажных домов стали появляться 2-3 этажные строения европейской архитектуры. В городе начали развиваться ускоренными темпами промышленность и торговля, появились банки, количество которых было больше, чем в Ташкенте. Коканд превратился в крупный капиталистический центр и в нем вырос европейский квартал, в котором размещались административные здания и банки, особняки богатых промышленников и купцов. Архитектура этого периода представляет собой смешение таких европейских стилей, как модерн и неоклассицизм и местных мотивов.

В 1910 году в городе было построено здание для отделения Русско-Азиатского банка, функционировавшего в разных странах. Здание спроектировано в стиле модерн и хорошо сохранилось до сих пор, и сейчас оно используется для банковской деятельности – в нем находится узбекский «Пахта Банк».

Здание Русско-Азиатского банка в Коканде. Фото автора
Здание Русско-Азиатского банка в Коканде. Фото автора

Купол на здании Русско-Азиатского банка в Коканде. Фото автора
Купол на здании Русско-Азиатского банка в Коканде. Фото автора

Напротив здания Русско-Азиатского банка расположен особняк братьев Вадьяевых, богатых торговцев. Здание было построено в 1907-1911 годах в стиле модерн. Украшают здание купола и шпили, лепные детали и декоративная кирпичная кладка.

Особняк братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора
Особняк братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора

Вход в особняк братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора
Вход в особняк братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора

Особняк имеет внутренний двор, окруженный террасой-айваном на узбекский манер.

Внутренний двор особняка братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора
Внутренний двор особняка братьев Вадьяевых в Коканде. Фото автора

Дом сдавался братьями в аренду банкам, а после революции был национализирован. В настоящее время в здании располагается хокимият - городская администрация.

Послереволюционное время

После октябрьской революции 1917 года Коканд был занят войсками красной гвардии. В феврале 1918 года на кокандскую крепость напали басмачи и блокировали в ней красногвардейцев. В 1919-1920 годах Красная армия разгромила басмачей, в районе Коканда шли последние бои. В 1924 году Коканд вошёл в состав Узбекской ССР.