Найти в Дзене
ВЕДА-КЛУБ

Тибетский обряд Бардо – переходное состояние после смерти

Бардо (тиб. бар до – «между двумя») в тибетском буддизме означает промежуточное состояние сознания между смертью и новым рождениемru.wikipedia.orgasaraev.ru. Согласно традиции школы Ваджраяна, человеческое сознание, покинув тело, проходит через несколько стадий бардо вплоть до следующей реинкарнацииru.wikipedia.org. Общая продолжительность этого посмертного путешествия составляет до 49 дней, после чего неизбежно происходит новое рождениеru.wikipedia.org. Ниже рассмотрены основные этапы бардо, описание классического текста «Бардо Тёдол» (более известного как «Тибетская книга мёртвых»), а также религиозные практики монахов и родственников умершего в этот период, связанные поверья и символика видений, и то, какое значение учение о бардо имеет для живых. Этапы бардо после смерти Тибетская традиция описывает три основных стадии посмертного бардоru.wikipedia.org, которые последовательно переживает сознание умершего. Эти этапы подробно изложены в тексте «Бардо Тёдол» и буддийских комментария

Бардо (тиб. бар до – «между двумя») в тибетском буддизме означает промежуточное состояние сознания между смертью и новым рождениемru.wikipedia.orgasaraev.ru. Согласно традиции школы Ваджраяна, человеческое сознание, покинув тело, проходит через несколько стадий бардо вплоть до следующей реинкарнацииru.wikipedia.org. Общая продолжительность этого посмертного путешествия составляет до 49 дней, после чего неизбежно происходит новое рождениеru.wikipedia.org. Ниже рассмотрены основные этапы бардо, описание классического текста «Бардо Тёдол» (более известного как «Тибетская книга мёртвых»), а также религиозные практики монахов и родственников умершего в этот период, связанные поверья и символика видений, и то, какое значение учение о бардо имеет для живых.

Этапы бардо после смерти

Тибетская традиция описывает три основных стадии посмертного бардоru.wikipedia.org, которые последовательно переживает сознание умершего. Эти этапы подробно изложены в тексте «Бардо Тёдол» и буддийских комментариях. Кратко рассмотрим каждую стадию:

Чикхай Бардо – бардо момента смерти

Чикхай Бардо (также Чигай-бардо) – это состояние в момент умирания и сразу после клинической смерти, когда происходит отделение сознания от телаtibetpedia.rutibetpedia.ru. Буддисты считают, что смерть – не одномоментный скачок, а процесс постепенного растворения сознания в изначальном свете пустоты. Согласно учению, в миг смерти умирающий переживает явление ослепительно яркого белого света, так называемый “ясный свет” (очищённое сияние), который соответствует проявлению изначальной природы умаtibetpedia.ru. Этот свет в буддизме трактуется как проявление изначальной буддовости – если сознание сумеет распознать его как собственную природу, то возможно мгновенное освобождение от круговорота перерожденийvikent.ruvikent.ru.

Однако большинству обычных людей трудно удержать внимание на чистом свете. В первые часы и дни после остановки сердца сознание ещё связано с телом тонкой “ниточкой” энергии и может оставаться в смятении, не осознавая факта своей смертиtibetpedia.ru. Считается, что бардо процесса умирания длится приблизительно 3–4 дняtibetpedia.ru. В это время ламы помогают умершему правильно пройти стадию смерти: не цепляться за своё физическое тело и прошлую жизнь, осознать, что смерть уже наступила, и направить сознание к уходу через «отверстие Брахмы» на макушке головыtibetpedia.rutibetpedia.ru. Это считается очень важным условием для благоприятного перерождения. Поэтому в первые три дня монахи обычно находятся рядом с телом, читая священные тексты и мантры, чтобы наставлять душу умершего и облегчить её выход из телаtibetpedia.rutibetpedia.ru. Родственникам в эти часы советуют сохранять тишину и душевный покой, не рыдать и не хвататься за тело, чтобы не отвлекать сознание от процесса переходаtibetpedia.ru.

Примечание: Подготовленные буддийские практикующие могут при жизни освоить специальные медитации умирания (практика пхова), позволяющие войти в состояние самадхи в момент смерти и направить своё сознание в высшие сферыtibetpedia.rutibetpedia.ru. В идеале, такой практик сразу распознает «ясный свет» и минует обычные мучительные переживания бардо, либо сознательно перенесёт себя к благоприятному рождению по обету Бодхисаттвыtibetpedia.rutibetpedia.ru. Однако для большинства людей требуется внешняя духовная помощь в бардо.

Чёньи Бардо – бардо сияния (бардо постижения реальности)

Если сознание не достигло освобождения в момент смерти, оно вступает в следующую фазу – Чёньи Бардо (бардо дхарматы, или бардо истинной реальности). Это период посмертных видений и переживаний, который длится вплоть до примерно второй недели после смертиtibetpedia.ru. В «Бардо Тёдол» подробно описано, что первые 14 дней сознание умершего пребывает в странном иллюзорном мире – проекциях собственного умаtibetpedia.rutibetpedia.ru. Вначале появляются мирные божества: будды и бодхисаттвы, окружённые мягким сиянием разных цветов. Тибетская традиция говорит о 42 мирных божествах – они являются проявлениями пяти дхьяни-Будд и их супруг, сопровождаемых свитами бодхисаттвprobud.narod.ruprobud.narod.ru. Эти величественные и благостные образы представляют высшие истины и добродетели. Буддийские тексты подчёркивают, что все эти видения исходят не извне, а из самого сознания умершего: «Эти сорок два совершеннейших существа возникнут из твоего сердца… Они – проявление твоего чистого изначального знания, узнай их. Эти образы не пришли извне, это энергия твоего собственного изначального состояния ума»probud.narod.ru. Иначе говоря, мирные божества бардо – это персонификация просветлённых качеств самой природы ума умершего, и задача души – распознать в них свои собственные проявления, не испытывая ни страха, ни эйфории.

Каждый день первого этапа бардо дхарматы перед умершим является новое божество или мандала светящихся божествabhidharma.ru. Яркие лучи мудрости исходят из этих визионерских образов, призывая сознание слиться с ними. Согласно тексту, душе предлагается выбор: последовать за ослепительным чистым светом мудрости (то есть признать эти образы и достичь просветления) или же поддаться более тусклым, “мягким” огням мирских удовольствий и божественных райских виденийtibetpedia.rutibetpedia.ru. Например, тихий привлекательный свет мира богов может манить душу к перерождению в райских сферах – но Бардо Тёдол предупреждает: «О благородная душа, не соблазняйся мягким светом богов — это препятствие на пути к освобождению»tibetpedia.ru. Если умерший увлекается этими соблазнами и не распознаёт природу происходящего, то после первой недели мирных видений наступает черёд пугающих видений.

На второй неделе бардо дхарматы прежние мирные образы принимают грозный облик – появляются так называемые гневные божества (тиб. щитро – «мирные и гневные» проявления). Традиция говорит о 58 гневных божествах – свирепых божествах-хранителях, демонах и дакинях, устрашающих виденийabhidharma.ru. В самом тексте сказано: «О благородная душа, это бардо гневных божеств. 58 дышащих пламенем, кровожадных демонов явятся перед тобой на рассвете…»tibetpedia.ru. Эти ужасающие видения – на самом деле «зеркальные сущности» тех же самых сил, что ранее предстали в мирном обликеtibetpedia.ru. Их грозный лик символизирует собственные страхи, агрессию и грехи умершего, его негативную карму, которая принимает осязаемые образыlaxmi.ru. Гневные божества выглядят чудовищно: в описаниях говорится о фигурах с множеством рук и голов, третьим глазом, с клыками и горящими глазами, в ожерельях из черепов и с оружием в рукахlaxmi.rulaxmi.ru. Их пугающая форма – испытание для души: если человек впадает в ужас и пытается убежать от них, то, по буддийским учениям, это означает, что он не преодолел своих страхов, и его сознание может притянуться к низшим мирам перерожденияlaxmi.ru. Но если умерший обладает мудростью и мужеством узнать в гневных божествах порождения собственного ума, они не смогут причинить вредаlaxmi.ru. Поэтому «Тибетская книга мёртвых» настойчиво наставляет: «О благородная душа, не бойся этих божеств, они лишь твои галлюцинации»tibetpedia.ru.

В традиции Ньингмапа для подготовки к этим испытаниям существуют особые методы: в монастырях заранее показывают верующим танка (иконы) и скульптуры со свирепыми образами бардоtibetpedia.ru. Люди при жизни рассматривают устрашающие маски и изображения демонов, привыкая к ним, чтобы в посмертном состоянии не впасть в панику при их появленииtibetpedia.ru. В тибетском Пантеоне объясняется также, что гневные божества вовсе не являются по сути «злыми» – их грозный облик внешне сокрушает препятствия, а внутри они так же исполнены сострадания, как и мирные буддыlaxmi.rulaxmi.ru. Цель этих видений – дать душе последний шанс преодолеть свой страх и неведение, очиститься от кармы. Например, одно из главных видений – Яма, «владыка смерти» в облике ужасного демона – символизирует кармический суд. В легендах Яма взвешивает поступки умершего: каждый добрый поступок – белый камень, злой – чёрный; перевес чёрных камней ведёт душу в низшие миры, перевес белых – сулит более высокое рождениеtibetpedia.ru. Но и это испытание также иллюзорно. «Бардо Тёдол» учит, что праведник, хорошо изучивший наставления, останется спокоен и не поддастся страху перед судом Ямы, понимая его нереальную природу, – тогда никакие демоны не властны задержать душуtibetpedia.rutibetpedia.ru. Если же сознание не прошло успешно этап бардо дхарматы (ни в мирных, ни в гневных проявлениях), то по истечении примерно 14 дней после смерти оно переходит к завершающей стадии – бардо перерождения.

Сидпа Бардо – бардо становления (промежуточное состояние перерождения)

Сидпа Бардо (бардо становления) – заключительный этап посмертного существования, когда душа, не достигшая освобождения на предыдущих стадиях, обречена искать новое воплощениеru.wikipedia.orgru.wikipedia.org. Сознание, утомлённое видениями бардо, постепенно начинает забывать предыдущую жизнь и устремляется к будущему рождениюasaraev.ru. В тибетском учении считается, что максимум через 49 дней после смерти должна произойти новая реинкарнация (хотя часто это случается и раньше)nandzed.livejournal.com. Каждый седьмой день пребывания в бардо завершается как бы «малой смертью», после которой, если перерождение ещё не найдено, цикл видений повторяется вновьnandzed.livejournal.com. Таким образом, полный срок в 49 дней – это семь семидневных циклов, которые даются сознанию для выбора путиtibetpedia.ru. Согласно одному объяснению, число 49 символично: оно соответствует 7 мирам и 7 уровням иллюзорной Вселенной, через которые должна пройти душа на пути к новой жизниtibetpedia.ru.

В сидпа-бардо видения носят иной характер. Утихают божественные образы, и сознание начинает смутно воспринимать земные сцены, связанные с будущим рождением. Считается, что на первой фазе бардо становления могут возникать образы из прошлой жизни – дом, родные места, близкие люди, – но постепенно они меркнутasaraev.ru. Вторая фаза – ключевая: душа окончательно теряет память о прошлом и видит обстановку своего грядущего рожденияasaraev.ru. В тибетских описаниях говорится, что появляются видения мужчин и женщин, пребывающих в половом союзе – это будущие родители, через чьё зачатие должно произойти воплощениеtibetpedia.ru. «О благородная душа, сейчас ты увидишь мужчин и женщин, занимающихся любовью…» – говорится в «Бардо Тёдол»tibetpedia.ru. Возникает кармически обусловленное влечение: умершего непреодолимо притягивает к тому или иному из этих людей, и этим определяется пол будущего ребенка. Учение гласит: если сознание испытывает влечение к отцу и ревность к матери – оно переродится девочкой; если же его влечёт к матери и оно завидует отцу – переродится мальчикомasaraev.ru. Так или иначе, душа устремляется к соединяющейся паре, и в этот момент происходит зачатие нового существа – завершается посмертное странствие и начинается новая жизнь.

Последние наставления «Бардо Тёдол» адресованы именно этой стадии. Текст учит умершего не бросаться бессознательно в первое попавшееся чрево, а постараться выбрать наилучшее воплощение и «закрыть неправильные врата утробы», избежав рождения в низших мирахtibetpedia.rutibetpedia.ru. Но если сознание не обрело высокой осознанности, выбор делается фактически под влиянием кармы и остаточных желаний. Согласно верованиям, когда завершается бардо становления и происходит новое рождение, для души открывается яркий свет – свет этого мира. Символически его сравнивают с концом тёмного туннеля и первым светом, который видит новорождённый младенецtibetpedia.ru. На этом цикл промежуточного состояния прекращается. Далее – новая жизнь, новый виток сансары.

Итог трех стадий: таким образом, тибетский буддизм рассматривает смерть не как конец существования, а как важнейший переломный момент, от исхода которого зависит судьба личности. В каждом из трёх бардо у сознания есть шанс либо достичь освобождения (если оно узнает природу ума в ясном свете или в образах божеств), либо, по крайней мере, направить своё перерождение в более благоприятный мирtibetpedia.rutibetpedia.ru. Если же умерший поддаётся страху, путается в иллюзиях и не получает помощи, то его карма автоматически увлечёт его туда, куда укажут накопленные поступки – вплоть до перерождения в адах или в облике животногоtibetpedia.rutibetpedia.ru.

«Бардо Тёдол» – Тибетская Книга мёртвых

«Бардо Тёдол» (тиб. Бардо Тхӧдол – «Освобождение путем слышания в промежуточном состоянии»ru.wikipedia.org) – главнейший текст, описывающий посмертное бардо. На Западе он получил название «Тибетская книга мёртвых», по аналогии с египетской Книгой мёртвых, хотя дословно речь именно о бардо и освобождении через слушаниеru.wikipedia.orgru.wikipedia.org. Традиция гласит, что этот труд составил великий учитель Падмасамбхава в VIII веке, а его терма (скрытое учение) была обнаружена мастером Карма Лингпой в XIV векеru.wikipedia.org. Книга написана в жанре наставления для умершего – от первого лица учитель обращается к «благородной душе» усопшего, ведя её через все этапы бардо.

Роль «Бардо Тёдол» в обряде смерти трудно переоценить: в тибетской культуре без неё не обходятся почти ни одни похороныtibetpedia.ru. Это собрание текстов, которые ламы читают умирающему и затем рядом с телом умершего на протяжении всего периода бардоvikent.ru. Предполагается, что сознание покойного сохраняет способность слышать даже после остановки сердца (особенно первые несколько дней)tibetpedia.ru, поэтому священные слова, доносящиеся до него, способны направлять его в посмертном странствии. Согласно обычаю, лама или наставник усаживается у изголовья умершего сразу после смерти и начинает вслух читать текст «Бардо Тёдол»tibetpedia.rutibetpedia.ru. В первые три дня чтение производится непосредственно возле тела, помогая сознанию осознать момент смерти и правильно выйти из телаtibetpedia.rutibetpedia.ru. Далее, после традиционного погребального обряда, чтения продолжаются каждый день вплоть до 49-го дня и обычно проводятся в доме умершего или в монастыре, куда приглашают ламtibetpedia.ruwondersoftibet.com. Все это время монахи ежедневно читают вслух главы Книги мёртвых, соответствующие текущему этапу бардо, чтобы «вселить в душу мужество и направить по верному пути – пути к новому рождению»tibetpedia.ru.

Чтение ведется неторопливо, чётко и без ошибок, с глубоким пониманием – считается, что от правильности исполнения ритуала зависит способность души услышать и внять наставлениямtibetpedia.ru. Читают текст, как правило, специально обученные ламы или йогины, имеющие соответствующее посвящение в ритуалы смертиtibetpedia.ru. В некоторых случаях близкий друг или родственник, знакомый с учением, тоже может читать наставления у тела. Но предпочтительно участие опытного духовного лица, «знатока посмертных церемоний» (в Тибете таких лам называют “pho-wa” – «переносчик сознания»)tibetpedia.ru. Их задача – вести дух умершего, словно проводник, не давая ему сбиться. Сам умерший в бардо зачастую пребывает в состоянии то смятения, то забытья, и потому «нуждается в помощи извне»tibetpedia.rutibetpedia.ru. “Бардо Тёдол” выполняет роль такого путеводителя: это своего рода инструкция для души, «путешествие по посмертным явлениям» с подробными указаниями, как реагировать на каждое видение и звук. Текст призывает умершего помнить духовные истины, медитировать на будд, не поддаваться страху или соблазну. В нём повторяются обращения: «Слушай внимательно, о благородный! Узнай это как проекцию собственного ума. Не бойся, не пытайся убежать…» – такие слова многократно встречаются на страницахtibetpedia.rutibetpedia.ru.

Помимо чтения самого текста, в комплекс бардо-ритуала могут входить и другие литургические действия. В частности, часто ламы читают также мантры Будд и защитников, молитвы о благом перерождении, совершают пуджи. Но «Бардо Тёдол» остаётся центральным элементом: считается, что слушание этой «Великой науки об освобождении» способно даровать свободу даже душе со средними способностямиvikent.ru. В одном месте текста говорится: «Человек с исключительно развитым умом несомненно достигнет освобождения с помощью этих руководств; а если не будет освобождён, тогда в промежуточном состоянии момента смерти надо произвести перенесение сознания… Человек же с обычным умом, если не освободится так, должен в бардо реальности внимать Великому Учению Об Освобождении Слушанием…»vikent.ru. То есть для большинства умерших именно слушание наставлений – главный шанс направить свой ум к просветлению или хотя бы избежать худших ошибок в посмертии.

Важно отметить, что «Тибетская книга мёртвых» – это не только текст для чтения умершим, но и учение для живых. Она учит при жизни понимать природу ума и иллюзорность феноменов, чтобы встретить смерть подготовленно. В традиции текст изучают заранее, комментируют ламы. Таким образом, когда человек слышит фрагменты «Бардо Тёдол» на смертном одре, его сознание уже знакомо с этими идеями и ему легче следовать голосу наставника.

Практики монахов и родственников после смерти

Тибетский погребальный ритуал представляет собой не одноразовое действие, а целую серию обрядов и молитв, растянутых на период до 49 дней после смерти. В этих обрядах участвуют как монахи, так и семья умершего. Их совместная цель – облегчить переход души через бардо и поспособствовать благому перерождению. Ниже перечислены основные действия, совершаемые в разные периоды:

  • В момент смерти и первые часы: если смерть ожидаемая (например, больной умирает при близких), рядом приглашают ламу или духовного наставника. Он может провести практику пхова – ритуал «переноса сознания» умирающего в чистую землю будд, сопровождая чтением мантрtibetpedia.rutibetpedia.ru. Когда наступила клиническая смерть, тело не трогают и не перемещают несколько часов (обычно 3–4 часа или дольше)tibetpedia.ru, считая, что тонкое сознание ещё не вышло полностью. Монах читает первые главы «Бардо Тёдол» и другие молитвы, сидя у головы покойногоtibetpedia.ru. Родственники находятся неподалёку, стараясь не плакать громко и сохранять в уме доброе, мирное состояниеtibetpedia.ru. Будда учил, что сильный плач и скорбь привязывают душу к миру живых и вызывают у неё беспокойствоtibetpedia.ru. Поэтому тибетцы стремятся прощаться с умершим спокойно, с молитвой о его благе, а все эмоциональные проявления горя сдерживают.
  • Первые три дня после смерти: считается, что примерно столько времени длится бардо умирания, и сознание ещё может слышать через телоtibetpedia.rutibetpedia.ru. Всё это время ламы продолжают читать над телом «Книгу мёртвых» и мантры будд. Обычно тело в доме укладывают на особое место, накрыв белой тканью, и возле него постоянно горит лампада или свеча – символ направляющего света. В некоторых традициях ламы также совершают ритуал «открытия Брахма-рандхры» – прокалывание макушки тонкой спицей, чтобы помочь душе покинуть тело через верхний центр (этот метод связан с пховой)tibetpedia.rutibetpedia.ru. На третий или четвертый день, когда признаки жизни полностью исчезают, тело считается готовым к погребению или кремацииtibetpedia.rutibetpedia.ru.
  • Похороны (обычно на 3–4 день): в Тибете традиционным является обряд «небесного погребения» (джатуро, разрубание тела и скармливание стервятникам)tibetpedia.ru. Семья обычно не присутствует при расчленении тела, а остаётся дома молиться, так как зрелище может вызвать негативные эмоцииwondersoftibet.com. Тело умершего рассматривается лишь как покинутую оболочку, поэтому отдать его на съедение птицам – считалось благочестивым, чтобы оно послужило пищей другим живым существамtibetpedia.ru. В современных условиях также практикуются кремация (особенно для лам) или захоронение в землю – выбор способа зависит от причин смерти и местных возможностейtibetpedia.ruwondersoftibet.com. Какой бы ни был ритуал, в день прощания семья может устроить поминальную церемонию: раздают еду односельчанам, монахам, нищим – делая благотворительность именем усопшего, чтобы накопить ему заслуг.
  • После похорон – до 49-го дня: на протяжении семи недель после смерти семья умершего не прекращает заботиться о его душе. Принято, что родственники приглашают лам в дом для ежедневных молитв вплоть до 49-го дняwondersoftibet.com. Ламы (или монахи из близлежащего монастыря) за символическую плату совершают чтения “Бардо Тёдол” каждый день, проводя специальные службы. Семья может обустроить небольшой домашний алтарь с фотографией покойного, ставить подношения (чаши с водой, угощения, цветы) и зажигать свечи или масляные светильники – считается, что свет лампады указывает душе путь и рассеивает мрак неведенияsamyeinstitute.org. Буддийские наставники советуют близким в эти 49 дней совершать как можно больше добродетельных дел и посвящать их заслуги умершему, чтобы помочь нейтрализовать его плохую кармуboard.buddhist.ru. Например, делать пожертвования монастырям и бедным «от имени усопшего», выпускать на волю пойманных животных, читать мантры и священные сутры, соблюдать посты и т.д.board.buddhist.ru. Каждое такое деяние сопровождается мыслью: «Да пойдут плоды этого добра на благо такого-то умершего, да помогут они ему достичь благого рождения!». Считается, что сила посвящённой заслуги способна облегчить страдания души в бардо и направить её к лучшему перерождениюboard.buddhist.ruboard.buddhist.ru.
  • Еженедельные поминки: подобно другим буддийским культурам, в Тибете существует обычай отмечать каждый седьмой день после смерти как особый рубеж. Поскольку перерождение может случиться раз в неделю (через «малую смерть»)nandzed.livejournal.com, проводят молитвы особенно усердно на 7-й, 14-й, 21-й, 28-й, 35-й и 42-й дни. Если к 49-му дню (7-я неделя) явных признаков нового рождения не ощущается, то эта дата – 49-й день – считается окончанием периода бардо. На 49-е сутки устраивают большую поминальную пуджу: ламы читают завершающие главы «Бардо Тёдол», выполняют ритуалы подношения защитникам, возможно, возводят ритуальную бумажную статуэтку для символического проведения души и сжигают её. После этого предполагается, что дух уже переродился и более не нуждается в чтениях книги мёртвыхwondersoftibet.com.

Помимо молитв, монахи помогают семье практическими советами, как правильно распорядиться имуществом умершего. Например, в Тибете есть обычай, когда после похорон ламы за небольшую плату “продают” вещи покойного соседям прямо на поминкахtibetpedia.ru. Это делается не ради обогащения (деньги идут на монастырь или милостыню), а с духовной целью: избавить душу от привязанности к своим прежним вещам, чтобы она не тревожилась из-за них в бардоtibetpedia.ru. Также считается нежелательным, чтобы личные вещи оставались в семье – чтобы не притягивать несчастья и не держать энергию умершего в домеtibetpedia.ru. Родным советуют раздать или освятить всё принадлежавшее покойному.

Таким образом, в рамках буддийского погребального обряда монахи выполняют роль духовных проводников, а семья – создает максимально благоприятные условия для посмертного пути души. Дисциплина, вера и сочувствие живых очень важны: считается, что не только ламы, но и близкие могут помогать умершему силой своей любви и позитивных поступков. Как отмечает современный буддийский учитель Сангье Кхадро, «совершение добродетельных поступков и посвящение заслуг умершему может помочь человеку в бардо», а искренняя молитва родных, обращенная к Буддам и Бодхисаттвам, способна призвать высокие силы на помощь душе умершегоboard.buddhist.ruboard.buddhist.ru.

Связанные буддийские поверья о перерождении

В основе учения о бардо лежат фундаментальные буддийские представления о сансаре, карме и реинкарнации. Тибетцы верят, что смерть – это не уничтожение личности, а лишь переход сознания в иное состояние, за которым последует новое рождение (реинкарнация)ru.wikipedia.org. Вот ключевые аспекты этих верований:

  • Неизбежность перерождения: Каждый умерший будет рано или поздно возрождён в одном из миров сансары. Традиционно говорят о шести мирах существования: мир богов, полубогов (асуров), людей, животных, голодных духов и адских существ. Куда именно попадёт сознание – зависит от его кармы, то есть накопленной суммы добродетелей и злодеяний. Бардо рассматривается как промежуток, в котором ещё возможна корректировка направления, но не выход из круговорота, если только не будет достигнуто просветление. Максимальная длительность нахождения в бардо – 49 дней; если душа не нашла нового рождения раньше, то по истечении семи недель она вынужденно воплощается в соответствии с причинно-следственными заслугами и помехамиnandzed.livejournal.com.
  • Решающая роль кармы: Карма, согласно буддизму, – это закон причин и последствий моральных поступков. Каждый благой поступок создает заслугу, ведущую к счастью и высокому рождению, а каждый дурной поступок создает неблагую карму, ведущую к страданиям и низшему рождению. В бардо, когда душа лишена физического тела, кармические отпечатки проявляются особенно ярко. Образы мирных будд отражают накопленную духовную мудрость и добродетели, а устрашающие видения – результат негативных отпечатков ума. В мифологической форме это изображается как суд бога Ямы, взвешивающего белые и чёрные камни деянийtibetpedia.ru. Хотя на самом деле никакого внешнего судьи нет – сам ум “судит” себя, притягиваясь к тому миру, который соответствует его глубинным склонностям. Поэтому в тибетской культуре при жизни стараются накопить как можно больше положительной кармы: считается великой удачей родиться человеком и получить шанс прогрессировать к просветлениюtibetpedia.ru. И наоборот, перерождение животным или духом рассматривается как серьёзное препятствие, так как такие существа не способны полноценно практиковать Дхармуtibetpedia.rutibetpedia.ru.
  • Влияние последних мыслей: Особый акцент делается на состоянии сознания в момент смерти. Считается, что последняя мысль умирающего чрезвычайно сильна и во многом определяет характер его следующей жизниtibetpedia.ru. Буддийская мудрость гласит: «Последняя мысль в момент смерти определяет следующее рождение»tibetpedia.ru. Поэтому умирающему важно уйти с благими мыслями – например, с искренней верой в Будду, с состраданием, с покаянием или хотя бы в спокойствии. Если же человек умирает в страхе, гневе или привязанности, эти эмоции могут направить его в менее удачное перерождение. Именно поэтому в тибетском обряде так подчёркивается создание вокруг умирающего мирной духовной атмосферы: чтение священных текстов, мантр, тихое повторение имени Будды Амида (Будды Безграничного Света) или мантры Ом Мани Падме Хум – всё это нацелено, чтобы последняя вспышка ума была добродетельной и светлой. В идеале, сам умирающий при жизни готовится к этому моменту через медитацию и слушание учений, либо же его направляет опытный наставник в час смертиtibetpedia.ru.
  • Свобода воли в бардо: Хотя карма и законы сансары сильны, учение бардо предполагает, что у сознания есть определённая свобода выбора в промежуточном состоянии. Если при жизни была накоплена духовная сила, то даже после смерти ум может проявить осознанность и выбрать более высокое рождение или вовсе вырваться из круга. Поэтому бардо называют «моментом великой возможности»“Час, когда возможно освобождение посредством слышания”, как и озаглавлен сам текст. Эта возможность тем реальнее, чем больше заслуг и знаний накоплено ранее. Праведная душа, помня наставления, сумеет пройти через бардо без страха и переродится минимум человеком или даже в чистой земле буддtibetpedia.rutibetpedia.ru. Наоборот, человек, проживший жизнь во зле и невежестве, рискует пропустить все шансы и упасть в низшие миры по инерции своей кармыtibetpedia.ru.
  • Цель – выйти из сансары: В конечном счёте буддизм трактует любые перерождения – даже в раю богов – как часть сансары, сопряжённой со страданием и непостоянством. Поэтому главная надежда для верующих – не просто получить лучшее рождение, а достичь нирваны, разорвать круг перерождений. Учение бардо напоминает, что любое удовольствие и райские видения в посмертии – обманчивы и могут увлечь душу обратно в круг страстейtibetpedia.rutibetpedia.ru. Только распознавание иллюзорной природы феноменов и соединение с ясным светом приведёт к истинному освобождению. Именно так «Бардо Тёдол» учит смотреть сквозь все устрашающие и прекрасные картины, не теряя цель – просветление. Тем не менее, для большинства практикующих промежуточная цель – родиться в благоприятных условиях, прежде всего снова человеком, причём в семье или месте, где есть возможность встретить Учение. Тибетские ламы говорят: «Лучше всего возродиться в теле человека, потому что тогда вы сможете понять суть страдания и помочь другим преодолеть его»tibetpedia.ru. Человеческая жизнь ценится, ведь только человек, осознав природу страдания, способен целенаправленно идти к освобождению.

Символика видений бардо и образы божеств

Буддийская традиция придаёт глубокое символическое значение каждому из посмертных видений. Картины бардо – это проекции сознания, отражающие духовное состояние умершего. Ни светлые, ни тёмные явления не воспринимаются как объективно существующие «снаружи». Как ясно сказано в «Бардо Тёдол»: «Эти образы не пришли откуда-то извне... Это энергия твоего изначально присущего знания. Узнай их»probud.narod.ru. Тем самым умершего наставляют понимать, что мирное сияние будд и гневные демоны – всё это проявления его собственного ума на разных уровнях. Такое понимание – ключ к преодолению страха.

Мирные божества (тиб. ши) – являются в бардо как олицетворение чистой мудрости. Обычно упоминаются 5 дхьяни-Будд (Вайрочана, Акшобья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи) вместе с их женскими партнёршами – дхьяни-Бодхисаттвами, и в окружении прочих святых существprobud.narod.ruprobud.narod.ru. Они символизируют пять мудростей Будды и другие добродетели. Например, Вайрочана – всеобъемлющая мудрость, Акшобья – зерцальная мудрость, и т.д. Их спокойный облик, прекрасные одежды и сияние выражают совершенную гармонию и мирlaxmi.ru. Цвета световых лучей, исходящих от них, соответствуют цветам тех или иных буддических качеств (белый, синий, жёлтый, красный, зелёный). Умерший, если он был знаком с тантрическими практиками, может даже узнать своих идамов (излюбленные божества медитации) в этих формахprobud.narod.ru. Основной смысл: в каждом человеке изначально присутствует природа будды, просто при жизни она скрыта омрачениями. В момент после смерти, когда грубые омрачения на время рассеялись, эти скрытые аспекты раскрываются в опыте как божественный свет. Это – уникальный шанс для души слиться с собственным просветлённым началом. Поэтому текст снова и снова повторяет: «Узнай их, они – твои, они явлены из твоего сердца»probud.narod.ru. Если это происходит – наступает “великий освобождающий самослышание”: душа сливается с Дхармой и достигает состояния будды.

Гневные божества (тиб. тро, санскр. кродха) – обратная сторона медали. В буддийской иконографии им соответствуют устрашающие защитники Дхармы и гневные ипостаси просветлённых существ (например, Херука, Махакала, Палден Лхамо и др.). Но в контексте бардо главное – это олицетворение внутренних страхов и негативной кармы умершегоlaxmi.rutibetpedia.ru. Почему мирные образы превращаются в чудовищ? Буддизм объясняет: сознание, не удержавшееся в изначальной чистоте, начинает искажать восприятие под влиянием оставшихся омрачений – прежде всего страха. Страх рождает агрессию, пугающие галлюцинации, которые и воспринимаются как демоны. Тем самым гневные видения – это отражение собственного гнева, жадности, невежества, всех тех тёмных качеств, которые человек культивировал при жизниlaxmi.rulaxmi.ru. Так, пылающее пламя вокруг демонов – это гнев, кровь – привязанность, мрак – неведение и т.п. Буддийские учителя прямо указывают: «Они [гневные божества в “Бардо Тёдол”] символизируют негативную карму, которую человек накопил за свою жизнь»laxmi.ru.

При этом сами образы, какими бы пугающими ни были, тоже несут сострадательную функцию. В тибетской мифологии гневные дхармапалы (защитники) выглядят ужасно, чтобы отпугивать злых духов и разрушать препятствия практикующимlaxmi.ru. Их ярость направлена не на душу умершего, а на её неведение. Например, гневные божества с трёхглазыми лицами, увенчанными коронами из черепов, символизируют мудрость, которая видит три времени (прошлое, настоящее, будущее) и победу над эго (черепа – знак победы над омрачениями)laxmi.rulaxmi.ru. Их оружие (ваджры, крюки, петли, трезубцы) – символы уничтожения негативных эмоций и вытягивания сознания из круговоротаlaxmi.ruprobud.narod.ru. Даже ужасающая пасть Ямы, традиционного демона смерти, поучительно показывает судьбе души зеркало кармы, чтобы побудить её к раскаянию и исправлениюtibetpedia.ru. Таким образом, символизм гневных видений двоякий: с одной стороны, это испытание страхом (проверка духовной стойкости умершего), с другой – наставление о последствиях плохих поступков.

Звуки и прочие видения: Помимо божеств, «Бардо Тёдол» упоминает и другие явления. Умершему слышатся громкие звуки – гул кармических ветров, напоминающих шторм или рев тысячи громов. Эти звуки тоже советуется воспринимать отрешённо, понимая их пустотную природу. Могут являться видения природных стихий: обрушивающиеся горы, бушующие океаны, порывы огня и ветра – это отражения четырёх великих стихий, из которых состояло тело, и которые распадаются после смерти. Всё это следует принять без ужаса. В финале бардо становления классически описывается видение тёмного тоннеля (символ выхода из одного мира) и нового света впереди (символ входа в утробу и рождение)tibetpedia.ru. Кстати, многие люди, пережившие клиническую смерть, рассказывали об ощущении движения через туннель к свету. Тибетские ламы считают эти феномены реальными проявлениями бардо: «то, что они говорили, очень похоже на описание момента смерти в древнем тексте»tibetpedia.ru.

Подводя итог, можно сказать, что вся визуализация бардо – это своего рода последний урок для души. Мирные видения напоминают ей о божественной сути и возможности просветления, а гневные – о сансаре, страданиях и опасностях неведения. Если ученик (душа) усвоил уроки Будды, он пройдет это “экзаменационное испытание” – распознает истину и выйдет победителем. Если же нет, видения увлекут его, и колесо жизни повернётся вновь.

Значение учения о бардо для живых

Тибетская мудрость говорит, что размышление о смерти и бардо полезно не только умершим, но прежде всего живым людям. Учение о промежуточном состоянии играет важную роль в жизни тибетцев и вообще буддистов махаяны. Вот несколько аспектов того, какое значение придаётся бардо для живых и как им следует себя вести перед лицом смерти:

1. Уменьшение страха смерти и правильное поведение возле умирающих. Знание о бардо помогает людям спокойнее относиться к феномену смерти. Понимая, что смерть – это естественный переход, а не конец, близкие умершего могут преодолеть излишний страх и оказать ему максимально верную поддержку. Тибетская традиция учит: не нужно впадать в истерику, убиваться горем или считать смерть несправедливой карой. Вместо этого лучше сохранять сочувствие и ясность ума, думая о благе уходящего. Родственники, знакомые с учением, знают, что первые моменты после смерти критически важны, поэтому они стараются следовать наставлениям Будды: «Не печальтесь», «не хватайтесь за уходящего, дайте ему уйти с миром»tibetpedia.ru. Такое поведение – лучший дар умирающему. Кроме того, буддисты верят, что чрезмерная скорбь вредит и самим живым, тогда как принятие и понимание неотвратимости смерти приносит душевный покой.

2. Помощь умершему через добродетель. Учение о бардо призывает живых активно помогать умершим в течение 49 дней. Как мы видели, тибетцы делают это через молитвы, ритуалы и посвящение заслуг. Это придаёт глубокий смысл их действиям после смерти близкого. Вместо пассивного траура, родственники включаются в духовную работу: нанимают лам, сами читают мантры, творят добро от имени усопшего. Такая практика не только приносит пользу душе умершего (с точки зрения буддистов), но и облегчает горе родным: они чувствуют, что могут реально помочь любимому человеку даже после его ухода. Буддийская психология утверждает, что переживание утраты становится менее эгоистичным, если направить энергию в благие дела ради покойного. Например, пожертвовать на монастырь, накормить бедных – эти поступки, совершённые с чистым сердцем в память об умершем, как бы превращают скорбь в сострадание и милосердие. Считается, что и сам покойный, находясь в тонком состоянии, интуитивно ощущает такую поддержку и обретает спокойствие и благодарностьboard.buddhist.ruboard.buddhist.ru.

3. Подготовка к собственной смерти (практика при жизни). Возможно, главный урок бардо для живых – это напоминание: «готовься к смерти, пока жив». Знакомясь с описанием посмертных стадий, человек начинает глубже ценить временность жизни и каждое свое действие. Ведь если последняя мысль и накопленная карма так важны, то в повседневной жизни стоит культивировать добродетели, очищать ум от гнева и страстей. Тибетцы считают, что вся наша жизнь – это тоже бардо, промежуточное состояние между рождением и смертью, и от того, как мы проживаем это бардо жизни, зависит наше посмертное путешествиеasaraev.ruasaraev.ru. Поэтому практикующие регулярно медитируют на смерть, представляют себе прохождение через бардо, изучают “Бардо Тёдол”, чтобы убрать неведение. Существует даже специальная практика – “бардо-йога”, когда йогин ежедневно отождествляет фазы сна, пробуждения и медитации с этапами умирания и посмертия, тренируясь сохранять осознанность. Так он надеется, что и настоящую смерть встретит без страха, “как старого знакомого”, и применит всё выученное на практике. Известно, что в традиционном Тибете людей с детства учили не бояться смерти: рассказывали о перерождениях, водили на похороны, показывали изображения бардо. В результате, как отмечают историки, тибетцы относились к смерти более философски, чем, скажем, современные западные людиtibetpedia.rutibetpedia.ru. Для них смерть – естественная фаза существования, переход в новую форму, а не ужасная трагедия.

4. Забота о завещании сознания. Зная о бардо, буддист при жизни стремится упорядочить свои дела и мысли перед смертью. Имеется в виду не только материальное завещание, но и духовное состояние. Многие ламы за несколько дней до смерти дают ученикам наставления, медитируют, прощаются с близкими в радости. Обычные верующие стараются перед смертью исповедаться учителю, очистить негативную карму (например, посредством практики Ваджрасаттвы), простить обидчиков и примириться со всеми. Таким образом они хотят подойти к бардо без груза обид и привязанностей. Родственникам тоже рекомендуют не создавать конфликтов и грусти около умирающего: лучше читать ему молитвы, напоминать о его хороших делах, вдохновлять думать о Будде. Всё это – чтобы последняя вспышка сознания была светлой. В этом проявляется великая этика заботы о умирающих в буддизме.

5. Продолжение духовной связи. Учение о перерождении убеждает буддистов, что связь между людьми не прерывается со смертью. Близкий человек может родиться вновь, и нередко – в той же семье (есть случаи, когда тибетцы распознавали умерших родственников в новорожденных детях). Это вдохновляет живых поддерживать духовную связь: читать сутры, обращаться к покойному, чтобы, возможно, в следующей жизни снова встретиться. Даже если не произойдет встреча, посвящение заслуг “всем существам и конкретно этому человеку” укрепляет вселенскую связь сострадания. Таким образом, бардо – это не только прощание, но и форма взаимодействия. Живые как бы говорят душе: «Мы рядом, мы тебя любим и желаем тебе счастья в новом пути». Буддизм утверждает, что такая любовь, очищенная от эгоизма, способна достичь адресата даже сквозь завесу миров.

В целом, философия бардо побуждает живых ценить время и делать добро. Понимая, что жизнь быстротечна и может оборваться в любой момент, человек стремится прожить её осмысленно. Как писал Карл Юнг, комментируя “Тибетскую книгу мёртвых”, этот текст важен не только для умерших, но и для нас живых, ибо по сути «описывает процесс инициации, цель которого – вернуть душе её божественную сущность, утраченную при рождении»vikent.ru. Иными словами, работая с бардо, мы уже при жизни прикасаемся к тайне сознания и его бессмертной природе.

Заключение. Тибетский обряд бардо – уникальный сплав философии, религиозной практики и психологии, направленный на то, чтобы преобразить смерть из пугающей тайны в осознанный переход. В этом обряде умерший не остаётся один: ему читают наставления, его окружают молитвами и состраданием. Каждый этап – от момента смерти до нового рождения – расписан мудрецами и прожит множеством поколений буддистов. Это поддерживает веру, что душа непременно найдёт дорогу. Для живых же бардо служит напоминанием о высших ценностях: о важности добра, мудрости и готовности к переменам. Как говорит знаменитый текст, «Бардо Тёдол» учит тому, что делать душе после смерти, чтобы следующая жизнь была лучше предыдущейtibetpedia.ru – а нам, живущим, он даёт урок, как правильно прожить и умереть, сохранив благородство духа.

Источники и литература:

  • «Бардо Тхёдол» (Тибетская книга мёртвых) – пер. с тибет., СПб: Изд-во Чернышёва, 1992. vikent.ruprobud.narod.ru
  • W.Y. Evans-Wentz (ред.) The Tibetan Book of the Dead, Oxford, 1927 – первый перевод на англ. языкru.wikipedia.orgtibetpedia.ru.
  • Учение о бардо на буддийских ресурсах: Tibet.ruprobud.narod.ru, Tibetpedia.rutibetpedia.rutibetpedia.ru, Asaraev.ruasaraev.ru.
  • Комментарии современных учителей: Согьял Ринпоче, «Книга жизни и практики умирания»ru.wikipedia.org; Тубтен Чодрон, статьи о смерти и перерожденииthubtenchodron.org.
  • Исследования символики бардо: Laxmi.ru, обзор по 100 божествам бардоlaxmi.ru.
  • Материалы по тибетским ритуалам: Wonders of Tibet (wondersoftibet.com) о небесном погребенииwondersoftibet.com; форум board.buddhist.ru о помощи умершимboard.buddhist.ru.