Найти в Дзене

King Crimson – Личные впечатления, коллекция винила, рецензия на альбом “Red”.

Отличных коллективов в рок-музыке огромное количество, а вот великих не так уж много. Недавно я здесь делал публикацию о великой группе – Pink Floyd, сегодня напишу об ещё одном, не менее великом коллективе – King Crimson. Эта группа так же является одной из моих самых любимых. Оба коллектива образовались почти в одно время, и оба перевернули мир рок-музыки с ног на голову. Вторая половина 60х годов прошлого столетия была очень плодовита на новаторскую музыку. В эти годы образовались много интереснейших и талантливых коллективов. Одной из самых интересных, новаторских и талантливых команд того времени была группа - King Crimson. Основал её в 1968м году выдающийся гитарист и композитор Роберт Фрипп. На протяжении многих лет, через эту группу прошли много талантливых музыкантов, но её лидером и духовным отцом неизменно был именно Фрипп. Первый же их альбом “The Court The Crimson King”, вышедший в 1969м году произвёл революцию в мире современной рок-музыки. Этим альбомом они очень высо
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.



Отличных коллективов в рок-музыке огромное количество, а вот великих не так уж много. Недавно я здесь делал публикацию о великой группе – Pink Floyd, сегодня напишу об ещё одном, не менее великом коллективе – King Crimson. Эта группа так же является одной из моих самых любимых. Оба коллектива образовались почти в одно время, и оба перевернули мир рок-музыки с ног на голову. Вторая половина 60х годов прошлого столетия была очень плодовита на новаторскую музыку. В эти годы образовались много интереснейших и талантливых коллективов. Одной из самых интересных, новаторских и талантливых команд того времени была группа - King Crimson.

Основал её в 1968м году выдающийся гитарист и композитор Роберт Фрипп. На протяжении многих лет, через эту группу прошли много талантливых музыкантов, но её лидером и духовным отцом неизменно был именно Фрипп. Первый же их альбом “The Court The Crimson King”, вышедший в 1969м году произвёл революцию в мире современной рок-музыки. Этим альбомом они очень высоко подняли планку прогрессивного рока. И на протяжении четырёх десятилетий они умудрялись эту планку не опускать. В предыдущей своей публикации творческий путь группы Pink Floyd, я разделил на три этапа. На три этапа можно разделить и творческий путь группы King Crimson. Первый период группы классический. В него вошли альбомы конца 60х и начала 70х годов - “In the Court of the Crimson King” (1969), “In the Wake of Poseidon” (1970), “Lizard” (1970), “Islands” (1971), “Larks' Tongues in Aspic” (1973), “Starless and Bible Black” (1974), “Red” (1974)

Несмотря на то, что я объединил эти работы группы в один период, каждый альбом этого времени уникален. Каждая работа имеет свой смысловой замысел и свой характер. Роберт Фрипп постоянно экспериментировал, совершенствовал идеальный звук и стиль группы, менял состав музыкантов. В каких-то альбомах он уделял больше пространства краскам духовых инструментов, в каких-то струнных, но лидирующая партия всегда отводилась гитаре самого Фриппа. Роберт плёл на ней такие кружева, которые окутывали всё пространство и придавали их музыке уникальный и неповторимый саунд. Все альбомы King Crimson строились на контрастах. В них можно было услышать элементы хард-рока, арт-рока, фолка, джаза и психоделии. Каждый альбом украшали красивейшие баллады c завораживающей лирикой Питера Синфилда. От сочетания мощи, красоты и психоделической гармонии в этих альбомах создавались такие фантастические образы, которые пленили и очаровывали любого слушателя.

Во второй период вошли три альбома 80х годов. “Discipline” (1981), “Beat” (1982), “Three of a Perfect Pair” (1984). Это был уже немного другой King Crimson. Фрипп в очередной раз обновил состав. Поначалу, он вообще хотел создать другую группу и назвать её “Discipline”. Уж слишком сильно она отличалась по музыкальному материалу от прежнего коллектива. Но всё же название было сохранено. Да и если внимательно вслушаться в детали, то фирменное звучание группы никуда не делось. В те годы многие находились под влиянием новой волны. Не обошло это влияние и King Crimson. Я не очень люблю течение новой волны того времени. Но когда музыку сочиняют талантливые композиторы, а исполняют талантливые музыканты, и делают они это с умом и вкусом, то все стили и жанры уходят на второй план. Потому, что какого бы стиля они не придерживались, все их работы звучали гениально. К тому же, прогрессивный жанр и психоделический оттенок в этих альбомах никуда не делись. Просто их музыка зазвучала по-новому.

К третьему периоду можно отнести альбомы 90х и нулевых годов. “THRAK” (1995), “The ConstruKction of Light” (2000), “The Power to Believe” (2003). На мой взгляд, Фрипп решил объединить в них всё самое лучшее из музыки первого и второго периода. Все эти работы так же получились великолепные. Особенно удачным, на мой взгляд, вышел альбом “The ConstruKction of Light”. Он получился чрезвычайно жёстким, контрастным и динамичным. И материал на нём был очень сложным и серьёзным. Но при этом слушался он всегда на одном дыхании. Лично я от него нисколько не уставал, а напротив, всегда по окончании прослушивания сожалел, что он закончился слишком быстро. К счастью, такие альбомы можно переслушивать бесконечно и постоянно находить в них для себя что-то новое.

Почти у всех, даже самых выдающихся коллективов, есть альбомы не очень удачные. От усталости и творческих спадов никто не застрахован. King Crimson, та редкая группа, у которой слабых и неудачных альбомов, на мой вкус, нет. Мне её работы нравятся все, без исключений. И, всё же, самый мой любимый альбом у них – “Red”.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Это замечательное произведение, в котором отлично сочетаются удивительные красивейшие мелодии, авангард, психоделия, мощь и сила. В альбоме 5 пьес, которые имеют совершенно разный характер и настроение. Но вместе они создают прекрасное музыкальное полотно, от которого невозможно оторваться. Начинается альбом с мощнейших рифов одноимённой композиции “Red”. Тяжесть и напряжение ощущается в ней каждой клеткой. Но никакого негатива при этом не чувствуется, а напротив, весь организм подкрепляется позитивной энергетикой. Далее идет баллада “Fallen Angel”, грустная, меланхоличная, необычайно красивая и при этом очень непростая. Фриппу всегда удавались совмещать простое и сложное, красивые мелодии и сложные гармонические психодельные навороты. Следующая пьеса “One More Red Nightmare”, пожалуй, самая сложная по содержанию. Она строится на контрастах и в ней сочетаются множество разных стилей современной музыки. Атмосфера композиции очень напряжённая, а саксофонные выкрутасы делают её ещё более выразительной. Вторую сторону альбома открывает “Providence”. Тихие звуки скрипки действуют гипнотически, но расслабиться слушателю надолго не получится. Гитара и бас берут власть в свои руки, темп вновь увеличивается, напряжение нарастает, и вдруг всё обрывается. А далее начинается самая фантастическая композиция “Starless”. Эта пьеса - кульминация всего альбома. Начинается она с таинственных звуков гитары Фриппа и завораживающего голоса Веттона. Его вокал очень удачно вписался в этот альбом. Невероятно красивая баллада постепенно затухает и переходит в следующую фазу. Басовые рифы поддерживаются гитарой с саксофоном и нагнетают темп. Напряжение вновь возрастает, атмосфера накаляется до предела. Стрелки на манометре переходят на красную шкалу, и происходит взрыв. И всё же в финале композиции вновь прослушиваются тёплые тона, которые пробиваются сквозь всего этого безумного хаоса и приоткрывают нам свет в конце тоннеля.

Первый английский пресс этого альбома на виниле выходил с лейблом Island Pink Rim Palm Tree на заводе EMI. Мастеринг делал Джордж Пекхэм. Первые тиражные матрицы были A-3U/B-6U. Конверт имел ламинированное покрытие с обеих сторон. В комплекте находилась внутренняя синяя вкладка с логотипом i. Следующее переиздание вышло в 1975м году на лейбле Island с пальмой на оранжевом фоне. Его печатал завод Island. Следующее переиздание вышло в 1977м году на лейбле Polydor печати завода Philips. В 1987м году вышло переиздание на лейбле EG завода EMI. Современные новоделы перечислять не буду.

Группу King Crimson я открыл для себя уже достаточно в зрелом возрасте. В середине 80х годов мне старший товарищ дал послушать катушку с записью альбома “In the Wake of Poseidon”. Я в то время был заряжен на хард-рок и хеви-метал, и только начинал открывать для себя группы прогрессивного жанра. Запись на той катушке буквально взорвала мой мозг. Мои эмоции зашкаливали, и восторгу не было предела. Я поставил себе цель найти все альбомы этой группы на виниле. Но, это оказалось не так просто. В круге моих знакомых виниловых пластинок King Crimson не было ни у кого, а на музыкальных толкучках они встречались крайне редко. В начале 90х годов я приобрёл все их альбомы на компакт дисках, но свою мечту поставить себе на полку виниловые пластинки я так и не оставил. Ведь винил всегда был моим самым любимым музыкальным носителем. И моя мечта постепенно начала осуществляться. Поначалу я приобрёл себе пластинки немецкого производства на лейбле Polydor. Но от качества записи я был не в восторге. Оказалось, что это были переиздания конца 70х годов. Позже я поменял их на американские пластинки. Они звучали гораздо лучше. Но мне всегда хотелось найти их в оригинальных английских изданиях. И уже в середине нулевых годов, когда открылся доступ на торговые интернет площадки, я осуществил эту мечту. Сейчас у меня на полке стоят все альбомы King Crimson в английских первопрессных изданиях. Все они в отличном состоянии и в полной оригинальной комплектации.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Есть у меня так же и американские оригинальные пластинки, некоторые даже промо. Некоторые альбомы у меня с альтернативными конвертами. Есть диски выпуска разных заводов. Например, первый альбом у меня на розовом лейбле в двух вариантах – завода Philips и завода Orlake.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Но, всё это уже коллекционные заморочки. Самое главное – сама музыка, и чтобы эта музыка доставляла радость и положительные эмоции.