Четвёртый сезон «Ведьмака» наконец стартовал на Netflix – и сразу с порога ошеломил нас новыми поворотами. Главный вопрос : как же справился Лиам Хемсворт в роли Геральта вместо всеми любимого Генри Кавилла? Как ни странно, довольно неплохо. Премьера вышла 30 октября 2025 года и Хемсворт буквально с первого эпизода вступает в образ беловолосого ведьмака, стараясь сохранить угрюмый шарм героя. Но, честно говоря, обсуждать одного нового актёра – слишком банально для такой серии! Тем более, сама первая серия 4 сезона выдала столько сюрпризов , что голова кругом. Давайте делиться впечатлениями – я расскажу, что меня порадовало, а что заставило недовольно хмыкнуть. Спойлеров будет много, вы предупреждены – но разве можно про эту серию иначе?
Игра с каноном: Йеннифер прячет эльфийскую королеву за пазухой
Начнём с одной из самых забавных и одновременно шокирующих сцен премьеры. Помните ту историю из книг, где во время Танеддского переворота чародейка Франческа Финдабаэр превратила Йеннифер в нефритовую статуэтку, и та потом полсотни дней провела окаменевшей? В сериале решили кардинально переиначить этот эпизод – и перевернули ситуацию с ног на голову. Теперь саму Франческу превращают в фигурку! Можете себе представить: Йеннифер ловко уменьшила гордую королеву эльфов до карманных размеров и спрятала у себя в декольте. Когда Трисс с изумлением спросила: «Ты что, сунула королеву эльфов себе за лифчик?!», я расхохоталась. Абсурд, но в контексте сериала – вполне логично. Ведь Франческа упорствовала и не хотела присоединяться к союзу чародеек против Вильгефорца, предпочитая страдать где-то в борделе (да-да, гордая эльфийка опустилась до такого, жизнь потрепала!). Тогда Йен, недолго думая, устроила магическое похищение – обернула Франческу нефритовой статуэткой и насильно доставила с собой. Как говорится, не хочешь по-хорошему – будет по-моему.
Грустно – потому что сериал реально жестоко обошёлся с Франческой. В оригинале она на Танедде лишь придержала сторону Вильгефорца, а тут её и в статую обращают, и вообще роль выписали куда трагичнее. Бедняжка пережила страшное горе – потерю новорождённой дочери (её убили, спровоцировав эльфов на бунт против Редании).
В книгах, признаюсь, меня раздражало, что Йеннифер надолго выпала из событий, была превращена Франческой в нефрит и простаивала без дела почти 50 дней Шоураннер Лорен Хиссрич решила: не бывать такому – и сделала Йен главной движущей силой сопротивления, фактически основательницей будущей Ложи чародеек.
Лара Доррен и эльфийские тайны: когда историю проще – это лучше
Ещё один приятный момент – нам наконец-то простым языком объяснили запутанную легенду о Ларе Доррен. Помните, в книгах генеалогия Цири – это просто головоломка из эльфов, людей, инцестов и пророчеств? Я сама три раза перечитывала историю Лары, её потомков и все эти родственные связи, чтобы понять, как это связано с Цири. В сериале же пошли по более доступному пути: Франческа (когда её расколдовали из статуэтки, конечно) рассказывает о Ларе Доррен и Пророчестве Итлины чуть ли не на пальцах. За это большой плюс сценаристам – зритель не запутается. Мы узнаём, что Лара Доррен была эльфийкой с древней кровью, которую готовили как оружие против людей. Её должны были выдать замуж за могущественного чародея Аваллаха, чтобы их союз дал потомка с колоссальной силой. По сути, эльфы планировали, что ребёнок Лары и Аваллаха спасёт их расу и исполнит пророчество Итлины об освобождении эльфов. Но судьба распорядилась иначе: Лара полюбила человека – чародея Креганнэна – и родила от него дочь. Этот поступок, как говорят, сорвал изначальный план эльфов и “исказил” пророчество. Лара погибла, проклиная людей, но её ребёнок выжил, породив впоследствии родословную, ведущую к Цири.
Почему я называю эту историю жирным спойлером? Да потому что в книгах Аваллак’х даже не фигурировал на этом этапе сюжета! Мы встречаем его гораздо позже, а тут нам прямо говорят: был такой эльфийский мудрец, имел виды на Лару Доррен, да вот вышло иначе. Для книжных фанатов – неожиданное преждевременное раскрытие лора. Но, знаете, на мой взгляд, пошло на пользу. Во-первых, всё становится понятнее: линия наследия Лары Доррен чётко связана с Цири. Во-вторых, это сразу подводит почву под дальнейшие события – намёк на роль Аваллаха (а он, очевидно, появится в сериале в полной красе). В-третьих, сериал сравнивает две версии пророчества Итлины – эльфийскую и человеческую. Эльфы верят, что их ребенок Старшей Крови спасёт мир для эльфов. А люди… ох, люди интерпретировали пророчество на свой лад, и именно из-за этого у нас назревает самый жуткий поворот.
Император Эмгир открывает карты: громкий инцест-спойлер в первой же серии
Вот мы и подошли к моменту, который лично меня заставил выпучить глаза от изумления. Император Эмгир вар Эмрейс (Белое Пламя, Пляшущее на Могилах Врагов, как помпезно именуют его в Нильфгаарде) открыто озвучивает свой мерзкий план: он хочет, ни много ни мало, жениться на собственной дочери. Да-да, Эмгир = Дани = Еж = папаша Цири, и он жаждет сделать Цириллу своей императрицей и от нее зачать сына, который, согласно легенде, покорит весь Континент! Звучит, мягко говоря, отвратительно – и в книгах эту правду от нас скрывали почти до самого конца саги. Там мы долго думали, что просто злой тиран хочет насильно выдать Цири замуж за себя, не подозревая, что речь идёт об отце и дочери. Лишь под занавес раскрывается личность Дани-Эмгыра. В сериале же эту бомбу взорвали уже в первом эпизоде четвёртого сезона.
Честно, у меня был шок. Не то чтобы я этого не знала (финал 2 сезона уже показал, что Эмгир – это и есть отец Цири, помните ту эффектную сцену в Цинтре). Но одно дело – знать, и совсем другое – услышать от самого императора. Никаких обиняков, всё предельно ясно и жутко. Император откровенно помешан на пророчестве: он верит, что его наследник от Цири станет тем самым властелином, которому суждено править миром. Ради этого Эмгир, скорее всего, стёр с лица земли собственную жену Паветту и инсценировал собственную “гибель”.
Кстати, есть ощущение, что Вильгефорц и Эмгир теперь уже не совсем союзники. Императору кровь из носу нужна дочь – а Вильгефорц, похоже, играет свою игру и не горит желанием позволять какому-то монарху использовать Цири в инцестуозных целях. Недаром маг выкрал девочку для своих собственных экспериментов. И вот тут возникает ещё один интересный момент, который сериал раскрыл намного раньше, чем книги.
Двойная игра Скеллена: когда заговор раскрыт преждевременно
Ещё один жирный спойлер для книжников – это линия со Стефаном Скелленом. В книгах этот господин действовал довольно скрытно, так что лично я далеко не сразу поняла, что он замышляет с Лео Бонартом. В сериале же Скеллен уже к началу 4 сезона показан как двуличный заговорщик. Он вроде бы исполняет приказ Императора – найти Цири любой ценой – и потому нанимает легендарного охотника Бонарта. Но есть нюанс: Скеллен, судя по всему, проницательнее книжного прототипа и уже догадался, что та самая разыскиваемая разбойница с прозвищем Фалька – и есть принцесса Цирилла. Он понимает, что если доставит девочку живой Эмгыру, то тому ничто не помешает провернуть свой безумный план с женитьбой и ребенком. А значит, Скеллену выгоднее, чтобы Цири… просто не дожила до встречи с папашей. В его интересах скорее убрать наследницу, чем вручить её Императору. В общем, интриги при дворе Нильфгаарда закручиваются: пока Эмгир одержим пророчеством, его приближённый втихую плетёт свой заговор.
Честно говоря, мне такой ранний расклад даже понравился. Мы, зрители, теперь чётче видим все фракции: Эмгир со своей маниакальной идеей, Вильгефорц со своими тайнами, Скеллен со своим предательством. Разобраться проще, чем в книге, где порой было неясно, кто на кого работает. Зато теперь на сцену выходит тот, ради кого мы все здесь собрались – новый великий злодей.
Лео Бонарт – ведьмакоубийца
Скажу сразу: появление Лео Бонарта – это лучшее, что есть в третьем эпизоде. Бонарт – легендарный наёмник, который кошмарит ведьмаков и людей. В книгах он, пожалуй, самый харизматичный и пугающий злодей. И я очень боялась, что сериал его испортит. Но нет – кастинг 100% попадание! Шарлто Копли (знакомый многим по «Району №9») просто воспламеняет экран в роли Бонарта. Честно, едва он появился, моё внимание переключилось только на него. Сцена в лесу, пожилой такой дядька с седыми волосами и мрачной ухмылкой – и хоп, уже валяется труп ведьмака. Да-да, Бонарт с ходу демонстрирует свою репутацию ведьмакоубийцы: в первых же минутах своего экранного времени он невозмутимо убивает ведьмака и забирает его медальон в коллекцию. У него, кстати, на шее уже висит несколько ведьмачьих медальонов – трофеи со школ Волка, Кота и прочих. Жуть, да и только.
Сцена боя Бонарта с ведьмаком (пускай и безымянным) – лучшая сцена серии. Ставлю этому бою 10 из 10. Я пересматривала его несколько раз: как плавно, непринуждённо старик Бонарт укладывает обученного мутанта – это надо видеть. В этом есть какая-то хищная грация. Не зря сам Копли в интервью говорил, что его герой – просто неудержимая сила природы: Лео не боится умереть, поэтому драться с ним страшнее всего. Он идёт ва-банк без оглядки, и оппоненту ничего не остаётся, как дрожать и отступать. Бонарт бьётся грязно, жестоко, без чести – но при этом с какой-то пугающей харизмой, даже с мрачным юморком. Видно, актёр постарался сделать образ не плоским маньяком, а «чем-то более забавным для просмотра» – и у него получилось. Я, честно, любую сцену с Бонартом смотрела, затаив дыхание, даже больше чем сцены с Геральтом. Возможно, это крамольно прозвучит, но Лео Бонарт затмевает нашего ведьмака!
Кстати, в спин-оффе про Крыс (да, есть и такое – чуть позже расскажу) Бонарт показан менее впечатляюще. А тут – просто огонь. Одним словом, Netflix нащупал злодея, от которого мурашки. Интересно, что Сапковский нарочно сделал Бонарта обычным человеком, без магии, чтобы показать: «Самые страшные монстры – люди». Но всегда оставался вопрос: почему он такой неуязвимый? Откуда у старого наёмника столь нечеловеческая удача и сила, что он кладёт ведьмаков, как щенков? Ответа прямого нет ни в книгах, ни в сериале. Возможно, в этом и состоит философия образа: в мире ведьмаков нет абсолютного щита, всегда найдётся зверь позлее тебя. Что думаете? Может, Бонарту просто везёт, или он продал душу какому-то дьяволу? Я, признаться, ломала голову. Но, пожалуй, оставлю эти домыслы до следующих серий – вдруг раскроются детали.
Крысы, карета и розы: Цири по тонкому льду
Вернёмся к нашему львенку из Цинтры, принцессе Цири, которая нынче известна как разбойница Фалька среди своей шайки Крыс. Конец 3 сезона оставил её, сбежавшую через портал, в компании молодых бандитов. Они нападают на кортеж дочери барона Казадеи, грабят сундуки, разоружают стражников. В карете – юная леди с длинной белокурой косой. Цири, которая теперь полностью ощутила себя “Крысой”, особенно звереет при виде этой благополучной девицы. Юная леди напоминает Цири ту жизнь, которая у неё могла бы быть, если бы не война – беззаботное богатое детство. Что делает Цири? Срывает с девчонки дорогую брошь, а потом, оскалившись, заявляет: «Жизнь – это дерьмо, кровь и смерть!» – и отрубает несчастной ее роскошную косу одним махом меча. Уф. Я аж вздрогнула. Маленькая Цири, которую мы знали, никогда бы так не поступила. А закалённая Фалька – вот она, не моргнув глазом унижает ровесницу и наслаждается этим.
Надо отметить, сцену слегка смягчили по сравнению с книжным вариантом. Насколько помню, в книге у той благородной девочки вообще была куда более печальная участь. Здесь же Цири ограничилась “стрижкой” – жестоко, но не смертельно. Тем не менее, последствия не заставляют ждать. Барон Казадеи, обозлённый нападением, шлёт по следу Крыс трёх головорезов (кажется, братья-наёмники). И вот, когда эти три амбала настигают нашу Цири – она... берёт и убивает всех троих без тени сомнения. Представляете? Девочка, которая до конца 3 сезона никого собственноручно не убивала, теперь буднично спускает кишки троим мужикам. Причём делает это с абсолютной холодностью. ДПеред нами действительно тёмная сторона Цири во всей красе. Как говорится, берегись, когда смотришь в бездну – бездна смотрит в тебя. Она, хлебнув крови и грязи, начинает меняться, и не в лучшую сторону.
Конечно, сердце кровью обливается за неё. Но как зритель я рада, что сериал не стал сглаживать углы в этой линии. Многие боялись, что Netflix побоится показать “плохую” Цири, ведь она как бы героиня. Ан нет, показывают. Более того, разоблачают двойную игру Скеллена очень рано, как мы обсудили – то есть над Цири сгущаются тучи со всех сторон.
Зато поделюсь интересным наблюдением для тех, кто хочет больше погрузиться в историю Крыс. Я посмотрела специальный спин-офф-фильм “Крысы: Ведьмачья сказка” (The Rats: A Witcher Tale), который Netflix выпустил параллельно с сезоном. Очень необычный эксперимент: там показано прошлое команды Крыс – как они встретились, почему, скажем, Мистле так безумно тянет на блондинок, и откуда у Бонарта мания охотиться на ведьмаков. Фильм с крутым саундтреком (правда, Шазам не распознал музыку, обидно). Но осторожно: смотреть его лучше после 4 сезона! Он в самом начале спойлерит важное событие 8-й серии. Так что мой совет – досмотрите сезон, а потом наверстывайте спин-офф для полного комплекта впечатлений.
И ещё о книгах. Помните жуткую деталь с татуировкой роз у Крыс? Так вот, в сериале эту гадость опустили или, по крайней мере, не показали явно. И правильно – та сцена в книге была слишком уж омерзительной даже по меркам тёмного фэнтези. Сериал и так не стесняется крови, но определённую грань пошлости не переступает, за что я благодарна.
Чародейки наносят ответный удар
Вернёмся к линии Йеннифер и её “женсовета”. Как я уже сказала, Йеннифер теперь собирает вокруг себя сильных магичек, переживших резню на Танедде, чтобы совместно противостоять Вильгефорцу. И надо признать, ветка чародеек в 4 сезоне стала гораздо интереснее, чем раньше. Нас знакомят с новыми колдуньями, о которых в книге было лишь упоминание. Лично мне очень понравилась Ассире – роскошная женщина, вся из себя благородная дама, а в глазах сталь. В оригинале Ассире была довольно блеклой фигурой (ну, была и была где-то при дворе Эмгыра). Здесь же Ассире сразу приковывает внимание. Такое ощущение, что её образ вдохновлён классическими представлениями о ведьмах – немного роковая, мудрая, с тайной за плечами.
Конечно, во главе магического женсовета всё равно Йеннифер, и Ложа чародеек рождается раньше срока. По книгам-то Ложу организовали позже совсем другие люди (Филиппа Эйльхарт, например). Но сериал решил отдать эту роль Йен – и, знаете, я не против. Ещё интересная деталь: Фрингилья Виго оказалась тайным союзником Йеннифер! Как вам поворот? Возможно, таким образом сериал пытается реабилитировать Фрингилью после её провалов. Посмотрим, что из этого выйдет.
Ах да, о Вильгефорце. Тут мне придётся сменить тон на более кислый.
Вильгефорц и монолиты: злодей, который разочаровал
Признаюсь, линия Вильгефорца пока самая слабая в сезоне. И не потому, что актёр плох – Махеш Джаду играет злобного мага отлично. А потому, что сценарно его сделали каким-то стандартным “большим злодеем”, без нюансов. Все его сцены сводятся к маньячным ухмылкам, пыткам несчастных и рассуждениям о могуществе. Мотивы приспешников Вильгефорца тоже остаются мутными.
Но главная моя претензия – это вот эти бесконечные монолиты. Да, сериал ещё со 2 сезона ударился в тему монолитов – тех самых чёрных обелисков, связанные с Сопряжением сфер. Напомню, в книгах никакие монолиты Цири не разрушала, и чудовища из монолитов за ней не носились. Итлина в оригинале не говорила про монолиты, и вообще, эта линия – чисто изобретение Netflix. Сериал склоняется к лору приквела «Происхождение», где всю кашу заварили монолиты, Эредин, Белый Хлад и прочее. В 4 сезоне это продолжается: Вильгефорц строит какие-то генераторы из монолитов, блокирует порталы, заставляет группу пойманных магов-неудачников питать своей жизненной силой эти монолиты… В общем, полетел он куда-то совсем в сторону sci-fi, честное слово. Я сижу и думаю: «Ну зачем? Зачем эти лишние сущности?» Видимо, чтобы связать с приквелом и как-то разнообразить злодейские планы. Но лично мне эта сюжетная линия кажется скучной и надуманной. Вильгефорц превратился в типичного злодея из комиксов: строит “башню власти”, открывает “портал тьмы”, вокруг бегают безликие прислужники. Эх. А ведь в книгах он был хитрецом и интриганом, работал из тени – может, и клишированный мерзавец, но харизматичный. Здесь же – просто “муа-ха-ха, я злой маг, принеси мне Цири, я захвачу мир”. Возможно, я сужу строго, но по сравнению с Бонартом Вильгефорц выглядит бледно.
Кстати, к финалу сезона именно Бонарт становится центральным антагонистом, а Вильгефорц отходит на второй план. Но об этом – позже, не будем спойлерить всё сразу.
Геральт: разбор полётов ведьмака
Пожалуй, самая спорная часть первого эпизода – это линия Геральта. И я не про актёра, повторюсь: Лиам Хемсворт старается, и порой в кадре ловишь себя на мысли «ну почти Кавилл, только помоложе лицом». Дело в сюжете.
По пути они попадают в огромный лагерь беженцев, битком набитый людьми, бегущими от войны. И вот тут-то, если честно, у меня начались вопросы. Не успели наши герои войти в лагерь, как сразу наткнулись на нужных им людей – буквально через минуту находятся знакомые беженцы, и завязывается сюжет. Такое ощущение, что в этом лагере один квадратный метр, и все друг друга знают. 😅
В книге у Сапковского, помню, подобный эпизод был куда реалистичнее: из десятков несчастных переселенцев только одна женщина случайно встретила в толпе пропавшего мужа – и Геральт заметил, что «на том удача дня и закончилась». А тут – бац, и сразу нужные персонажи под руку. Ну ладно, думаем мы, совпадение. Но дальше – ещё более невероятное совпадение: ровно в момент прибытия Геральта в лагерь толпа собирается казнить девушку по обвинению в ведьмовстве. Что за девушка? Да как раз сестра той самой Беаты, с которой только что разговорился ведьмак!
Сама ситуация – классический ведьмачий зарисовок о суеверии и жестокости толпы. Сцена суда над ведьмой снята отлично: священник орёт про скверну, Геральт с друзьями пытаются урезонить толпу, дескать, “нет тут колдовства, отвар куриный, кот жив-здоров”. В ход идёт даже небольшой фокус: та-да! Регис(который, к слову, великолепен в исполнении Лоуренса Фишбёрна) голыми руками достаёт из огня раскалённую подкову. доказывая невиновность девушки. Конечно, никто не знает, что Регис – вампир и ему эти трюки как семечки, но для толпы выглядит как чудо.
И тут как по заказу в лагерь врывается нильфгаардский патруль – можно подумать, спасение! Но нет: начинается хаос, и случайный солдат рубит Беату мечом прямо у Геральта на глазах. Он-то всей душой надеялся уберечь бедняжек, вытащить их из ада – недаром Беата с венком на голове напоминала ему Цири в его недавних снах. Помните, Геральту снилось, будто Цири носит цветочный венок и живёт мирной жизнью? Так вот, у Беаты был похожий веночек, и ведьмак проецировал на неё образ приёмной дочери. Но… мир жесток. И этот эпизод ему лишний раз это доказал – как и всем нам. Война пожирает невинных, творится бессмыслица, надежда разбивается.
Если честно, сцена очень сильная по замыслу, но её подвёл сценарный сумбур. Всё произошло так стремительно, что лично я не успела привязаться к Беате, чтобы полноценно горевать. В этом со мной согласны и некоторые критики: тот же Vulture отметил, что Беата осталась “тонко прорисованным архетипом, а не живым персонажем”, поэтому трагедия ощущается чуть схематично. Сериал и так перегружен героями, им просто не уделили времени, чтобы мы полюбили Беату.
Но чисто по логике событий в лагере, я повторюсь, слишком много совпадений. Сценаристы словно нарочно подогнали все элементы “в нужный час в нужном месте”: и Беату, и ведьмовской суд, и нападение нильфгаардцев. Немного бросается в глаза неестественность ситуации. Наверно, таковы издержки адаптации: надо уложить большой объём истории в ограниченное экранное время, вот и спрессовали несколько событий в одну точку. В книге аналогичный эпизод с пыткой “ведьмы” тоже был – и Регис доставал из огня подкову, один в один. Но там это выглядело органичнее, на мой вкус, потому что строилось постепенно.
Зато сериал порадовал приятным камео в этой линии: в лагере мы встречаем Ярпена Зигрина! Помните этого бородатого весельчака, друга Геральта? Он мелькал ещё в 1 сезоне (серия с драконом) и во 2-м. Так вот, Ярпен снова с нами. Он коротко появляется, помогает Геральту советом и делом. В общем, фан-сервис удался – старые друзья вокруг Геральта создают ту самую атмосферу братства и юмора, которой порой не хватало среди драмы. Хотя, забегая вперёд, 5-я серия удивит даже переизбытком юмора… но об этом как-нибудь потом, если захотите обсудить.
Что ж, эпизод получился на удивление насыщенным, спорным и дерзким. Netflix явно решил не мелочиться и вывалил сразу ворох крупных сюжетных поворотов, которые в книгах были растянуты до финала. Спойлеры так и сыплются – будь то раскрытие личности Эмгыра и его гнусных планов, или двойное дно Скеллена, или раннее знакомство с Бонартом. Казалось бы, чего спешить? Но, видимо, создатели сериала осознанно ускоряют темп. Возможно, это связано с тем, что 4 и 5 сезоны снимают подряд и они завершат основную сагу. Им надо вместить три тома (“Крещение огнём”, “Башня Ласточки”, “Владычица Озера”) в два сезона, и они подгоняют события поближе друг к другу. Кому-то такой подход может не понравиться – мол, слишком много сразу, нет интриги. Но лично я, как знаток первоисточника, даже довольна. Всё равно мы эти секреты знали – так зачем тянуть? Наоборот, раннее раскрытие карт добавляет драматизма: теперь мы наблюдаем, как персонажи живут с этими знаниями. Например, Цири пока и не догадывается, что Император – её отец и хочет её как жену, а мы-то уже знаем и содрогаемся, представляя, что будет, когда правда выплывет.
И наконец, цифры, факты, статистика. Премьеру 4 сезона, по данным прессы, ждали настолько, что она ворвалась в топ Netflix мгновенно (точных цифр зрителей у меня нет, но пресса трубит о высоком интересе). Смена актёра, новые персонажи, кровавые твисты – обсуждают все. Можно уверенно сказать, что Netflix своей смелой премьерой встряхнул фандом Ведьмака. Ещё вчера все спорили, потянет ли Хемсворт, а сегодня спорят уже о другом: «Правильно ли сделали, что заранее выложили козыри сюжета?»
Уверена, у вас тоже есть что сказать – пишите, согласны ли вы с моими впечатлениями, заметили ли что-то ещё важное. Как вам новые персонажи? Не перебор ли со спойлерами?