Найти в Дзене
Малдер расскажет

Мясник в юбке

Имя Ольги Шпак прогремело на всю страну в 2012 году, когда в одном из частных домов в Иваново была сделана страшная находка, от вида которой потеряли дар речи даже бывалые полицейские. Но начну я эту историю, как всегда, издалека… Ольга родилась в 1972 году в Казахстане, в эпоху так называемого "застоя". Её родители не были коренными казахами; они попали туда несколькими годами ранее по распределению после института. По воспоминаниям близких Оли, она с самых ранних лет проявляла ту самую "непоседливость", которую старшее поколение часто с укором или удивлением отмечает у девочек, не желающих соответствовать скромным идеалам женственности. Ольга не играла в куклы с другими девочками. Её стихией были дворовые мальчишеские компании. Она вместе с ними гоняла мяч, лазила по гаражам или играла в "казаков-разбойников". - Уходила из дома в новом платье, а возвращалась вся чумазая с дырками на одежде и синяками на локтях, - вспоминают родители Оли. – Всегда была немного отчаянная и бесстрашная.
Оглавление

Имя Ольги Шпак прогремело на всю страну в 2012 году, когда в одном из частных домов в Иваново была сделана страшная находка, от вида которой потеряли дар речи даже бывалые полицейские.

Но начну я эту историю, как всегда, издалека…

Непокорная

Ольга родилась в 1972 году в Казахстане, в эпоху так называемого "застоя". Её родители не были коренными казахами; они попали туда несколькими годами ранее по распределению после института.

По воспоминаниям близких Оли, она с самых ранних лет проявляла ту самую "непоседливость", которую старшее поколение часто с укором или удивлением отмечает у девочек, не желающих соответствовать скромным идеалам женственности.

Ольга не играла в куклы с другими девочками. Её стихией были дворовые мальчишеские компании. Она вместе с ними гоняла мяч, лазила по гаражам или играла в "казаков-разбойников".

- Уходила из дома в новом платье, а возвращалась вся чумазая с дырками на одежде и синяками на локтях, - вспоминают родители Оли. – Всегда была немного отчаянная и бесстрашная.

Энергию Оли сложно было направить в нужное русло. Это не удавалось ни родителям, ни учителям. Девочка категорически не любила подчиняться, она постоянно спорила и на всё имела своё мнение.

Дома она была единственным ребёнком, и, возможно, это питало её независимость. Родители много работали: отец — на производстве, мать — в торговле. Так что Оле пришлось рано привыкнуть к самостоятельности.

Подростковые годы только усилили её стремление к свободе. Она всё реже прислушивалась к советам, и всё чаще демонстрировала характер. В компании сверстников Ольга была лидером — громкой, уверенной и резкой.

- Она из тех людей, кто говорит прямо и не боится последствий. Из-за этого у неё не было близких друзей, только знакомые. Да и те по большей части побаивались её выходок, - вспоминает знакомая Оли.

Семья

Незадолго до окончания школы Ольга познакомилась с Алексеем Шпаком. 22-летний парень был заметно спокойнее тех отчаянных, взбалмошных ребят, с которыми она проводила время.

Алексей умел слушать и не боялся вспыльчивости Ольги, что сразу её зацепило. Для неё он стал чем-то новым — надёжным, стабильным и внимательным человеком, которого ей так не хватало. Вскоре между ними вспыхнул роман.

А спустя несколько месяцев, летом 1990 года, пара, к всеобщему удивлению, объявила, что собирается пожениться. Надо полагать, что для родителей Ольги это удивление было радостным, ведь теперь бремя заботы об их беспокойном чаде легло на плечи Алексея.

Ольга
Ольга

Ольга вошла в роль супруги уверенной походкой, и поначалу казалось, что у семьи Шпак всё получается: один за другим, в 1991 и 1993 годах, в их семье родилось двое детей. Пара строила амбициозные планы на будущее, но... этим планам не суждено было осуществиться.

Казахстан начала 1990-х уже не был тем спокойным местом, где выросли Ольга и Алексей. Экономика рушилась на глазах: заводы останавливались, фабрики закрывались, зарплаты задерживались или не платились вовсе.

Семья Шпак жила на скромную зарплату Алексея и помощь от родителей. Ольга пыталась найти подработки, её муж тоже, но денег всё время не хватало. Их жизнь походила на борьбу за выживание.

А к 1994 году кризис в Казахстане достиг той точки, когда даже Ольга не видела "света в конце тоннеля". Именно тогда Шпаки, как и тысячи других семей, приняли тяжелое решение – переехать в Россию, на историческую родину родителей мужа, в волгоградское село Старая Полтавка.

Село

Переехав на новое место жительства, они надеялись обрести хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Однако реальность оказалась безжалостной. Село не встретило их хлебом-солью. С работой в Старой Полтавка было так же туго, как и в Казахстане. Помимо этого, семья столкнулась с деревенским бытом, который способен разбить даже самые крепкие отношения. Случилось это и со Шпаками.

Разочарование, неустроенность, безработица и безденежье разъедали брак молодой семьи подобно кислоте. Не зная кого винить в неудачах, они начали винить друг друга.

Старая Полтавка
Старая Полтавка

Одна из таких ссор, случившаяся осенью 1995 года, закончилась тем, что Ольга, не сдержав свой взрывной характер, лишила жизни собственного мужа. Тот самый боевой дух, что когда-то помогал ей отстаивать свое место во дворе, обернулся против того, кто был ей самым близким человеком.

Летом 1996 года Старополтавский райсуд приговорил Ольгу Шпак к 7 годам лишения свободы в колонии общего режима. Детей, оставшихся сиротами при живой матери, взяли под опеку родители Алексея и увезли в Казахстан.

Путь по кругу

Так в 24 года Ольга потеряла всё, что имела. Часто "места не столь отдалённые" ломают тех, кто не умеет подчиняться. Но наша героиня не собиралась вписываться в какие-либо рамки.

Ольга не стала тихой и примерной заключённой, старающейся заслужить УДО. Её поведение было далеко от образцового, и в результате она отбыла весь срок от звонка до звонка, не получив ни одного дня послабления.

-… несдержанная, импульсивная, склонная к конфликтам, - значилось в её характеристике.

Тюрьма не перевоспитала её. Напротив, она стала для Ольги камерой хранения, где её боль, озлобленность и навыки жестокости не исчезли, а лишь законсервировались и закалились, ожидая своего часа.

Алексей
Алексей

В 2002 году она вышла на свободу, но какой была эта свобода? Дома не было, профессии — тоже, родители от неё отвернулись, а дети, которых воспитывали родители погибшего Алексея, не желали её знать. Единственным известным ей способом существования оставалась криминальная стезя.

Она скатывалась вниз медленно, как по наклонной плоскости. Периодические подработки, компании случайных людей, гулянки и кражи. В итоге, менее чем через год, Ольга снова оказалась на скамье подсудимых. А за второй судимостью последовала третья…

Каждый раз, выходя за ворота колонии, Ольга вскоре возвращалась обратно. Круг замкнулся: тюрьма стала для неё привычной средой обитания, своеобразным "домом", где были свои правила, которые она, пусть и с трудом, но понимала.

По существу, за эти годы она превратилась в отпетую рецидивистку, для которой нарушения закона стали частью повседневной жизни.

Иваново

В апреле 2011 года Ольга Шпак в очередной раз вышла на свободу. На тот момент ей было 39 лет, почти половину которых она провела за решёткой. Мало кто из женщин может "похвастаться" таким богатым криминальным опытом.

Но возвращаться в тюрьму Ольге не хотелось. В кои-то веки она решила начать жизнь с чистого листа, а для этого ей нужно было выбрать место, где о её прошлом не знал бы никто.

И тогда её взгляд упал на Иваново — "город невест", как его часто называют. Простая, почти утопическая логика подсказала ей решение: раз там много одиноких женщин, значит, одиноких мужчин, жаждущих отношений, должно быть тоже предостаточно.

Да, Ольга так и сделала: она переехала в Иваново, сняла койко-место в общаге и устроилась на работу в автомойку. Впервые за долгое время она жила нормальной жизнью.

Ольга
Ольга

Дальше-больше. В начале осени Ольга познакомилась с 37-летним Михаилом Матрёниным, работавшим таксистом и часто заезжавшим на автомойку, где трудилась женщина. Не прошло и месяца, как они стали жить вместе в частном доме на окраине Иванова.

Таким образом у Ольги появилась крыша над головой, заботливый мужчина и работа. Со стороны это выглядело как скромное, но настоящее женское счастье.

Только вот несмотря на зрелый возраст, характер Ольги нисколько не улучшился. Напротив, годы, проведённые в тюрьме, испортили его ещё сильнее. Она стала более подозрительной, ревнивой и всё так же не любила решать конфликты мирно.

- Может у неё чувство неуверенности было такое, не доверяла Мише, и всё тут. Следила за тем, где он бывает, с кем общается, кто ему звонит. Если он задерживался, она звонила безостановочно. Если не отвечал — могла поехать искать его по друзьям, - рассказывает друг Михаила.

Погреб

Вечер 29 июля 2012 года должен был стать обычным летним вечером. Но он стал последним в жизни Михаила Матрёнина. В тот день они снова поссорились с Ольгой, и снова поводом стала её ревность.

Ольга заподозрила сожителя в связи с клиенткой, которая забыла в машине телефон. Девушка приехала к ним домой, чтобы забрать устройство и Михаил, из дружелюбия, проговорил с ней около минуты.

- Почему ты так долго с ней разговаривал? Это девка твоя что ли? – заявила ему Ольга.

Михаил, уставший от беспочвенных обвинений, всё отрицал. Но Ольга ему не поверила и стояла на своём. Тогда мужчина, желая прекратить разговор, который потерял смысл, демонстративно отвернулся от сожительницы.

- Отстань, не хочу больше говорить на эту тему.
Михаил
Михаил

Этот жест стал для Ольги Шпак последней каплей. В нём она увидела то, что хотела видеть - пренебрежение, обман и предательство. В тот миг в голове женщины щелкнул тумблер, который отключил способность действовать обдуманно. Она, схватив нож, лежавший под рукой, замахнулась изо всех сил…

Однако на этом история не закончилась. Страх перед возвращением в тюрьму, подтолкнул Ольгу к тому, чтобы скрыть преступление. И то, как женщина это сделала, с трудом поддаётся описанию.

Она подошла к делу с извращённой практичностью, почерпнутой из воспоминаний о том, как сосед в селе учил её солить тушки животных целиком... Думаю, вы уже догадались, что Ольга сделала со своим сожителем?

Верно, спустила его в погреб, а потом, использовав несколько килограммов соли… она его засолила. Получившийся "консервант" Ольга накрыла одеялом, плёнкой и слегка присыпала землёй. Определённая логика в действиях Ольги присутствовала, но сам план был, мягко говоря, "так себе".

"А что в этом такого?"

Михаила хватились уже на следующий день, потому что он не вышел на работу. Администратор службы такси, знавшая мужчину лично, не поверила словам Ольги о том, что тому "захотелось поехать путешествовать".

Руководство Михаила обратилось в полицию, и в тот же день домой к нему наведались правоохранители. Поведение Ольги не вызывало подозрений. Она вела себя спокойно и не возражала против осмотра жилища.

Она, кстати, вымыла пол и заботливо застелила люк в погреб ковриком, надеясь, что полицейские не догадаются о его существовании. Но обхитрить стражей порядка ей не удалось. Сделанная там находка повергла в шок даже опытных оперативников.

Иваново
Иваново

Самое поразительное, что даже столкнувшись с неопровержимыми доказательствами, Ольга Шпак отказывалась признать вину, выдвинув совершенно абсурдную и циничную версию.

Ольга заявила следствию, что Михаил расстался с жизнью по своей воле, а её действия были продиктованы "благородными побуждениями". Дескать, она хотела "сохранить тело сожителя для нормальных похорон".

- Законсервировала, а что в этом такого? Не за что меня судить! – возмущалась Ольга.

Суд был настроен иначе. 12 февраля 2013 года Ольга Шпак была признана виновной по ч. 1 ст. 105 УК РФ (Убийство) и получила 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Если Ольга не получила условно-досрочного освобождения (информации об этом в открытых источниках я не обнаружил), то срок её "отсидки", с учётом нахождения в СИЗО, закончится в первой половине следующего, 2026-го, года.