Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Эволюция обоняния или зачем человеку духи?

Способность обоняния вызывать воспоминания и инстинктивные аффективные реакции уходит корнями в процесс, который привел к эволюции первых приматов в Homo sapiens. Бесспорно, двумя ключевыми моментами в этом эволюционном процессе стали переход к бипедализму* и зарождение речи. До появления бипедализма поведение предка человека мало отличалось от поведения других млекопитающих, для которых обоняние было основным средством общения с окружающей средой. Эволюция двуногого Homo sapiens, самого совершенного создания природы, отодвинула на второй план необычайные возможности его обонятельной системы. У собак, в числе многих других млекопитающих, обоняние развито в 1000–10 000 раз лучше, чем у человека. Бипедализм привел к серьезным изменениям в когнитивной системе предшественника Homo sapiens: возможность видеть на большем расстоянии отодвинула обоняние на второй план, и зрение стало основным органом чувств при взаимодействии с окружающей средой. Это был начальный этап эволюции когнитивной сис

Способность обоняния вызывать воспоминания и инстинктивные аффективные реакции уходит корнями в процесс, который привел к эволюции первых приматов в Homo sapiens.

Бесспорно, двумя ключевыми моментами в этом эволюционном процессе стали переход к бипедализму* и зарождение речи. До появления бипедализма поведение предка человека мало отличалось от поведения других млекопитающих, для которых обоняние было основным средством общения с окружающей средой.

Эволюция двуногого Homo sapiens, самого совершенного создания природы, отодвинула на второй план необычайные возможности его обонятельной системы. У собак, в числе многих других млекопитающих, обоняние развито в 1000–10 000 раз лучше, чем у человека.

Бипедализм привел к серьезным изменениям в когнитивной системе предшественника Homo sapiens: возможность видеть на большем расстоянии отодвинула обоняние на второй план, и зрение стало основным органом чувств при взаимодействии с окружающей средой.

Это был начальный этап эволюции когнитивной системы. Поэтому логично, что центр обонятельного распознавания находится в самых примитивных областях мозга. Обонятельная луковица является важной частью лимбической системы, отвечающей за эмоции и память. То, что запах автоматически пробуждает воспоминание и связанные с ним эмоции, объясняет эмоциональную силу обоняния.

Способность обоняния вызывать неосознанное удовольствие отчетливо проявляется в ощущении неприятия, которое мы испытываем по отношению к людям или ситуациям задолго до того, как осознаем, что причиной является присущий им запах.

В этом смысле персонаж, придуманный Патриком Зюскиндом в романе Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders («Парфюмер. История одного убийцы»), — весьма красноречивая метафора. Главный герой, родившийся без собственного запаха, знает, что будет отвержен обществом, и посвящает жизнь сбору необходимых запахов, которые позволят ему добиться признания соплеменников. Открытие одного из таких запахов сопровождается любопытными размышлениями:

«(…) и люди будут сражены, обезоружены и беспомощны перед чарами этой девушки, не зная причины (...) и никто не будет знать, что на самом деле не ее внешность покорила их, не ее красота, якобы совершенная, а только ее аромат, великолепный и несравненный!»

Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы», снятого по одноименному
роману Патрика Зюскинда.
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы», снятого по одноименному роману Патрика Зюскинда.

Тот факт, что речь появилась позже зрения, ставшего основным способом взаимодействия с окружающей средой, определил то, что в языке слова для обозначения цветов появились, а для запахов — нет. Поэтому так нелегко о них говорить.

Чтобы описать запах, приходится ссылаться на объект, который его издает (что-то пахнет розой, лавандой или сухим деревом), или на ощущения от других сенсорных областей (сладкий, теплый, мягкий).

Разделение запахов на хорошие и плохие продиктовано общекультурными реалиями.

Так, только в XVIII веке запахи тела стали считаться нежелательными согласно допастеровской теории миазмов, последствия которой изучал антрополог Ален Корбен.

Эта медицинская теория связывала болезни с неприятным запахом. Считалось, что если болезни особенно распространены в крупных городских агломерациях, а их причина кроется в возникающем зловонии, то необходимо дезодорировать большие города. Соответственно, здоровые запахи присущи природным местам, в которых практически нет человека.

Maria Loznevaya\pexepls.com
Maria Loznevaya\pexepls.com

Вся философия современного градостроительства основана на принципе сближения природы и города: парки, сады. Эта философия была применена и в архитектуре: появились дома, двери и окна которых выходят в зеленые уголки, такие как частные садики, а внутренние помещения стали разделяться с учетом повседневных забот.

Подобная мифологизация природного запаха как парадигмы здоровья остается актуальной для бытовых товаров, от освежителей воздуха до чистящих средств. Однако, говоря о некоторых видах сырья, которые будут рассмотрены ниже, принципиально важно отметить, что характер запаха может меняться в зависимости от его интенсивности. Так, у чистого индола неприятный запах фекалий, а вот разбавленный индол пахнет жасмином и цветами апельсина. Так что определение запаха как приятного или неприятного зависит не только от личного опыта или обонятельной культуры, но и от его концентрации.

* Способ передвижения по твёрдой поверхности при помощи двух парных конечностей (ног). Предположительной причиной перехода к бипедализму стала адаптация к суровым климатическим условиям саванны, поскольку в новом положении тело меньше подвергалось воздействию солнечных лучей и, следовательно, становилось более резистентным.

Читайте больше о духах и правильном составлении ароматов в книге “Духи. Основы парфюмерии. Популярный иллюстрированный гид” (12+): https://ast.ru/book/dukhi-osnovy-parfyumerii-populyarnyy-illyustrirovannyy-gid-888341/

-3