Они платили нам, чтобы мы забрали их «ядерный мусор», и смеялись, что Россия превращается в могильник ядерных отходов, отравляя свои земли. Но что на самом деле скрывалось за этим, казалось бы, странным решением? Была ли это ошибка или гениальная многоходовая стратегия? И что такое вторичная переработка ядерного топлива? Давайте разбираться вместе.
Куда девать ядерные отходы?
Конец 90-х. Мир полон страха и неопределенности перед лицом огромной проблемы – отработанного ядерного топлива (ОЯТ), которое появляется во время работы атомной электростанции (АЭС) стало слишком много.
Что такое отработанное ядерное топливо? Представьте себе, что АЭС – это как машина, которая едет на очень специфическом бензине и в конце работы остается часть бензина – отработанное топливо. Но его нельзя просто так выбросить, так как оно навсегда остается радиоактивным и очень опасным.
Вот и возник вопрос, а что делать с этим «ядерным мусором»? Строить хранилища-могильники – это миллиарды долларов, десятилетия ожидания и постоянные протесты населения.
И, вдруг, Россия предлагает миру нечто невероятное: «Привозите свои отходы к нам, мы их заберем за ваши деньги».
Странное предложение, не правда ли? Многие тогда подумали, что Россия настолько нищая, что за деньги согласна стать «ядерной помойкой планеты».
Страны, чьи АЭС производили ОЯТ, с радостью воспользовались возможностью. Они с облегчением вздыхали, отправляя свои опасные грузы в Сибирь и были уверены, что Россия просто захоронит эти отходы, навсегда отравив свою землю.
Даже наши СМИ писали разгромные статьи: «Росатом открывает новые захоронения ядерных отходов в Красноярске и Железногорске. Властям наплевать - это настоящий гeнoцид русских. Угробить за деньги свою же территорию на миллион лет» и т.д.
Нам платили, мы забирали чужие радиоактивные «хвосты». Но… это было только начало той многоходовочки, которую задумали наши Кулибины!
Тихая революция в науке и технике
Пока весь мир считал, что Россия просто «делает деньги» на радиоактивном мусоре, обрекая тем самым свои земли на радиоактивное заражение на тысячелетия, в стране разворачивалась настоящая научная и инженерная революция.
Российские ученые и инженеры не просто складировали ОЯТ. Они работали над уникальной технологией, которая могла бы превратить эту «проблему» в… ценный ресурс!
Деньги, полученные от зарубежных контрактов, шли на строительство и развитие передовых объектов, таких как Горно-химический комбинат в Железногорске.
Там совершенствовалась технология PUREX – невероятно сложный процесс разделения урана и плутония из отработанного ядерного топлива. А также были построены уникальные реакторы на быстрых нейтронах, способные работать на том, что другие страны считали бесполезным опасным мусором.
Как сказал генеральный директор представительства госкорпорации "Росатом" Дмитрий Константинов:
Сейчас в России мы уже умеем перерабатывать до 90% отработавшего ядерного топлива, и в перспективе до 2030-го года развиваются технологии замкнутого топливного цикла, когда технологии отработавшего топлива вообще не будет, оно будет полностью перерабатываться и загружаться в атомную станцию как новое.
По сути, Россия создавала «ключ к замку» – технологию вторичной переработки ядерного топлива, которая позволяла извлечь из ОЯТ ценные компоненты.
Пока другие страны избавлялись от «ядерного мусора», Россия накапливала уникальное сырье – обогащенный уран и плутоний, который можно использовать для создания нового ядерного топлива.
Для наглядности: 1 тонна отработанного ядерного топлива имеет:
• Рутений: 2 килограмма.
• Палладий: 1,3 килограмма.
• Родий: 0,5 килограмма.
Самое интересное – цена. Получить 1 килограмм палладия из ОЯТ стоит всего 50 тысяч рублей. А если попытаться выкопать тот же килограмм палладия из земли, то счет за это может дойти до 4 миллионов рублей!
Это значит, что перерабатывать отработанное топливо – намного, намного дешевле, чем добывать эти редкие металлы обычным путем.
А склад обогащенного урана и плутония сейчас настолько велик, что его хватит для работы российской атомной энергетики на десятилетия вперед и он уже у нас есть, причем получен бесплатно, а вдобавок ещё и оплачен теми, кто от них избавлялся.
Представьте, что вам платят за то, чтобы вы взяли старые, ненужные автомобили, а потом вы извлекаете из них ценные запчасти, которые можно и самим использовать и продать втридорога!
Новая игра – новая цена
Когда технология была отработана, Россия вернулась к своим прежним партнерам с новым предложением. Теперь Россия предложила миру два варианта событий:
1. «Помните то топливо, которое вы нам привезли? Мы его переработали. Теперь мы можем сделать из этого новое топливо и продать его вам обратно по выгодной цене!».
2. «Если вы и дальше хотите привозить нам ваши реактивные отходы ядерного топлива, то мы предлагаем следующее. Мы научились извлекать уран и плутоний. Оставшиеся совершенно безобидные радиоактивные элементы (их всего 3-4%) мы подготовим для безопасного захоронения, и вы сможете их забрать. А вот извлеченные нами уран и плутоний – вы может купить по выгодной цене!».
Это был ход гения. Сначала России платили за утилизацию, теперь либо продолжают платить за новую услугу, либо покупают у России ценные компоненты, либо готовое топливо, произведенное из их же собственных «отходов».
Таким образом, Россия не просто избавилась от чужих отходов. Она создала уникальную технологическую базу, получила доступ к огромным запасам ядерного сырья и укрепила свои позиции на мировой арене атомной энергетики.
Ведь переработка 1 тонны отработанного топлива позволяет сэкономить ресурсы, эквивалентные добыче десятков тонн урана. И теперь ядерная энергетика не будет загрязнять окружающую среду, так как АЭС с замкнутым циклом выделяет в 100 раз меньше вредных веществ, чем угольная электростанция.
Вместо заключения
Россия выиграла в любом случае. Это не просто хитроумный план, это стратегический перехват инициативы в мировой ядерной политике. Сначала над Россией посмеивались, считая ее «ядерной свалкой». А теперь оказалось, что страна, не моргнув глазом, обеспечила себя стратегическими энергетическими ресурсами на столетия вперед – и все это за чужой счет!
А как вы думаете, такой ход событий – это гениальная стратегия или просто удачное стечение обстоятельств?
Возможно, вам будет интересно:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!