Прощаемся с легендарным изданием, которое скоро закроют
Недавно стало известно, что 27 февраля 2026 года перестанет существовать манга-журнал Rakuen Le Paradis, чья история началась в октябре 2009-го, а 50-й номер станет последним. Сегодня Юля Тарасюк рассказывает об издании, которое предпочло отказаться от гендерного деления аудитории и выбрало романтику (в широком смысле). Какие истории уже больше 15 лет дарит читательницам и читателям Rakuen Le Paradis — в новом тексте под грифом «Разборы»!
Среди современных журналов манги есть много изданий, чью гендерную аудиторию довольно сложно определить. Особенно это касается «взрослых» направлений — дзёсэя и сэйнэна: сюжетов для женщин и мужчин соответственно. Обычно гендерная и возрастная аудитория обозначается редакцией журнала. Если там говорят, что «мы журнал для мальчиков», то и вся манга в нем, соответственно, воспринимается как сёнэн. Очень многие работы, например, Дзюндзи Ито — это сёдзё, потому что выходили они в соответствующих изданиях. Просто посвящены такие «девичьи» журналы были в основном мистике и хоррору.
Сегодня так вообще грань между разными направлениями стирается всё больше: появляются издания, которые не выделяют какую-то конкретную аудиторию, скажем, по гендеру. Одним из таких любопытных журналов считается Rakuen ~ Le paradise, чье название можно перевести как просто «Рай». Изначально он задумывался как этакий мужской вариант популярного дзёсэй-издания FEEL YOUNG, известного зрелыми историями о взаимоотношениях и поиске себя.
Ядро Rakuen составляла взрослая романтика — причем далеко не вся публикуемая манга непременно была про отношения и любовь. Так, среди известных авторов журнала есть небинарный художник под псевдонимом panpanya, чьи произведения, вроде «Аквариума Асидзури» (2009-2013) или «Приглашения краба» (2012-2014), похожи на сюрреалистические зарисовки, где действительность смешивается со снами. Необычный визуальный стиль только усиливает это ощущение: фоны в манге нарисованы дотошно и проработаны до мельчайших деталей, тогда как персонажи выполнены нарочито набросочно, будто их накалякал ребенок.
Около половины авторов Rakuen — работает с сэйнэн-мангой. Другая часть — с сёдзё и дзёсэй. Так что в издании можно наблюдать широкую (порой контрастную) гамму стилей и тем. В нем публикуется типичный автор манги для отаку со смешливым моэ-чардизом Расэндзин Хаями (известен любовью ко всему русскому и советскому, что выражает в сюжетах произведений). В то же время на соседних страницах — проработанные и визуально более приближенные к реализму персонажи Кэндзи Цуруты и Хироаки Самуры. Последние хорошо знакомы отечественному читателю по «Воспоминаниям Эманон», «Незабудке», «Клинку бессмертного» и другим произведениям, выпущенным в России издательством Alt Graph.
Постоянной авторкой журнала является и Умэ Аоки, отвечавшая за дизайны персонажей «Девочки-волшебницы Мадоки» (2011) и мангу «Наброски Хидамари» (2004). Тут она рисует романтическую историю «Пространство тепла» (с 2014-го) — о чувствах, вспыхнувших между недавно познакомившимися сводными братом и сестрой. Художница считает, что её истории не рассчитана на конкретно мужскую или женскую аудиторию: они просто для всех заинтересованных людей. В принципе, такая характеристика отлично подходит аудитории Rakuen: манга для всех, кто хочет окунуться в разнообразные романтичные миры. Не всегда речь будет заходить о влюбленности — это может быть романтика повседневности или воодушевляющая фантазия.
Кио Симоку — автор бестселлера про жизнь японских анимешников в 2000-е «Гэнсикэн» — продолжает тему взаимоотношений отаку и «цивилов» как раз в Rakuen. Здесь выходит его манга «Пятнистый цветок» (с 2010-го), посвященная жизни заядлого анимешника и его беременной жены, которая увлечение мужа принимает, но не всегда понимает. Встречается на страницах издания и тема запретной любви: например, в работах Асумико Накамуры («Одноклассники», «Уцубора: История романиста»). С 2017 года она рисует «Цветение белоглазки» — классическую юри-мангу о закрытой женской школе в манере сёдзё 1970-х.
Кстати, именно Накамуре принадлежит авторство журнального маскота — юноши в очках по имени Ракуэн-кун. Есть о нем и манга «Доброе утро, так называемый Ракуэн» (с 2010-го), где художница использует необычный прием: главный герой как будто из главы в главу общается с читателем, проводя с ним время и наблюдая со страниц манги.
Rakuen Le Paradis выходит с 2009 года. Журнал, конечно, не считается мейнстримным, однако за время существования успел собрать под одной обложкой известных авторов и сформировать атмосферу мягкой, но реалистичной романтики, в которую приятно окунуться взрослому читателю, желающему увидеть привычные сюжеты в необычном исполнении.