Найти в Дзене
Московская мозаика

"Поединок в тайге"

Изначально сценарий фильма назывался «Саяны шумят», но в целях привлечения зрительского интереса, в прокат он вышел под другим, более интригующим заглавием :«Поединок в тайге». К сожалению, не сработало. Несмотря на звездный состав (Олялин, Кашпур, Вокач, Захарченко, Эйбоженко , а также Борис Сморчков, будущая звезда фильма «Москва слезам не верит»), картина получилась рыхлой и невнятной. Однако не мое дело разбираться в причинах досадной неудачи. И вовсе не за этим я решил обратиться к воспоминаниям. Просто захотелось поделиться историей создания и осветить отдельные любопытные детали, оставшиеся за кадром. В период утверждения актерского состава режиссером будущего фильма числился Иван Лукинский, известный по картинам про Ивана Бровкина. Но, видимо, по состоянию здоровья не смог впоследствии принимать активного участия в процессе, и инициатива перешла в руки второго режиссера , Владимира Златоустовского. В фильме «Офицеры» он за кадром очень душевно исполнил песню «От героев былы

Изначально сценарий фильма назывался «Саяны шумят», но в целях привлечения зрительского интереса, в прокат он вышел под другим, более интригующим заглавием :«Поединок в тайге». К сожалению, не сработало. Несмотря на звездный состав (Олялин, Кашпур, Вокач, Захарченко, Эйбоженко , а также Борис Сморчков, будущая звезда фильма «Москва слезам не верит»), картина получилась рыхлой и невнятной.

Однако не мое дело разбираться в причинах досадной неудачи. И вовсе не за этим я решил обратиться к воспоминаниям. Просто захотелось поделиться историей создания и осветить отдельные любопытные детали, оставшиеся за кадром.

В период утверждения актерского состава режиссером будущего фильма числился Иван Лукинский, известный по картинам про Ивана Бровкина. Но, видимо, по состоянию здоровья не смог впоследствии принимать активного участия в процессе, и инициатива перешла в руки второго режиссера , Владимира Златоустовского. В фильме «Офицеры» он за кадром очень душевно исполнил песню «От героев былых времен…»

Съемки совпали с первыми годами работы в Новом драматическом театре, созданном на базе нашего курса. Тогда мне казалась бесспорной необходимость поддерживать друг друга и по возможности оказывать содействие в продвижении карьеры, и, если меня приглашали в кино, я непременно рекомендовал кого-то из своих сокурсников. В данном случае это был Виктор Гордеев. С моей подачи его попробовали, а затем и утвердили на главную роль. В тот год мы оба подлежали призыву в армию, и озвучивали нас уже другие актеры. Виктор заговорит голосом Николая Бурляева, а кто заставил моего героя излишне окать, я даже не ведаю.

-2

Всю сибирскую тайгу снимали под Москвой и в Тверской области. Зимние сцены на узкоколейке организовали в Люберецком карьере. Киногруппа жила поблизости, в пансионате «Юбилейный». Там можно было встретить замечательного композитора Кирилла Молчанова, который писал музыку к нашему фильму. Для него это был не простоой период. На тот момент его лишили должности директора Большого театра. Жизнь на природе давала маэстро возможность отвлечься от невеселых мыслей. У меня в тот период тоже не было особого повода для веселья. Предстоял призыв на действительную воинскую службу. Тяготила не сама мобилизация, а перспектива выпасть на долгих полтора года из творческого процесса. По тем временам этот факт воспринимался мной. как катастрофа.

Сроки съемок постоянно затягивались и переносились, и военный консультант фильма, человек в больших чинах, был вынужден в очередной раз снимать трубку и договариваться об отсрочке. Так что в расположение части я прибыл перед самым принятием воинской присяги, миновав полагающийся для новобранцев карантин ( курс молодого бойца).

Но это было потом, а пока нашим киногероям предстояло совершать, предначертанные им по сценарию подвиги. Так, заманив в ловушку бронепоезд с белогвардейцами, бравые сибирские парни принудили их капитулировать и сдаться. Из любопытства я заглянул во внутренние отсеки нашего «трофея» и обнаружил там, к своему сожалению, массу представителей класса земноводных. Железного монстра использовали во многих военных картинах, но при этом мало заботились о его сохранности.

-3

Внимательный зритель при желании сумеет углядеть в титрах фамилию будущей знаменитости, Натальи Андрейченко. Гораздо сложнее распознать ее на экране. От их эпизода с Виктором Переваловым, где они изображали супружескую пару (поп и попадья), ничего не осталось. Только мгновение , отразившее испуг молодой дебелой женщины.

-4

Запомнился один неблаговидный, с моей точки зрения, момент. Суть его состояла в тот, что все продукты на столе во одной из народных сцен были окроплены бензином. Делалось это для того, чтобы массовка из местных жителей не смела всю снедь в первом же дубле. Не понадеялись на сознательность рядовых советских граждан. Потом, естественно, все пришлось выбросить. Допускаю, что мера необходимая, но «послевкусие» осталось премерзкое.

Целиком фильм удалось посмотреть уже после демобилизации в столичном кинотеатре «Победа». Жаль, что увиденное на экране при всем желании нельзя было окрестить победой.