«Изменения в повседневной жизни» — звучит как скучная тема из учебника? А что, если заглянуть за кулисы истории и увидеть, как жили, чего боялись и о чем мечтали обычные люди 300–400 лет назад? Именно такой — живой и многогранный — подход к проекту мы и предлагаем.
Вместо заучивания дат мы отправимся в путешествие по шумным и грязным улицам городов, заглянем в голодные деревенские хижины и пройдем по опустошенным полям Тридцатилетней войны. А нашим гидом и творческим партнером снова выступит нейросеть. Она поможет не просто найти факты, а оживить прошлое, создав яркие художественные образы и показав, как на смену старым страхам приходили новые ценности, изменившие мир.
Вот как мы с сыном используем нейросеть в проектной деятельности — наш алгоритм за 4 шага на примере темы проекта «Изменения в повседневной жизни в раннее Новое время», приведенной после Главы II «Европа в XVI─XVII вв.: традиции и новизна» учебника В.Р. Мединского и А. О. Чубарьян «История Нового времени. Конец XV — XVII в. для 7-го класса» (стр 179).
Изменения в повседневной жизни в раннее Новое время. С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте художественное описание бедствий, голода, болезней, войн, питания людей в Новое время в сравнении со Средними веками и современностью, проанализировав, какие новые ценности влияли больше всего на происходившие в то время изменения. На основе известных данных составьте графики или диаграммы, сделайте все возможные выводы.
Алгоритм
Шаг 1: Художественное описание «Тени и свет нового века»
Мы просим нейросеть нарисовать художественные образы используя различные источники.
Сцена первая: Городская улица, XVII век
Для сцены «Городская улица, XVII век» мы попросили использовать:
1. «Мемуары» Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона
· Что дало: Невероятно детальное описание быта, нравов и мельчайших подробностей жизни при дворе и в городе. Сен-Симон — главный сплетник и хроникёр эпохи Людовика XIV, он фиксировал всё: от придворных интриг до городских слухов.
2. «Путешествия по Германии, Богемии, Швейцарии, Голландии и Италии» Джона Ивлина (английский писатель)
· Что дало: Взгляд со стороны. Иностранцы часто обращали внимание на то, что местные жители считали обыденным: грязь на улицах, специфические запахи, удивительные обычаи. Описания скученности и антисанитарии европейских городов.
3. «История моей жизни» Джакомо Казановы
· Что дало: Хотя написана в XVIII веке, прекрасно передаёт дух авантюризма и надежды «выбиться в люди», который царил в городах Нового времени. Ощущение, что любой мог изменить свою судьбу, но и рисковал всем.
Воздух густой и тяжелый. Это не просто запах — это смесь вони с рынка, дыма из тысяч каминов и чего-то сладковато-гнилостного, что исходит от открытых сточных канав. Томас, подмастерье пекаря, пробирается по узкой улочке, зажатой выступающими друг над другом фахверковыми домами. Из окон на него чуть не выливают ночной горшок. Он отскакивает и слышит смех. «Осторожнее, крыса!» — кричат ему сверху.
В Средневековье он бы жил в деревне и боялся голода. Здесь, в городе, он боится чумы. На двери соседнего дома — большой красный крест и надпись «Господи, помилуй нас». Двери забиты досками. Вся семья — в заточении, обреченная на смерть. Это новое бедствие: городская скученность стала идеальной средой для моровых поветрий.
Томас зажимает нос и бежит дальше. Он слышал от странствующих проповедников, что где-то за океаном есть новые земли, а ученые в университетах спорят о природе вещей, не оглядываясь на Библию. Но для него Новое время — это вонь, опасность и призрачный шанс выбиться в люди, скопив немного денег.
Сцена вторая: Деревенская хижина, годы неурожая
Для сцены «Деревенская хижина, годы неурожая» мы попросили использовать::
1. «Мемуары» герцога де Сюлли, министра Генриха IV
· Что дало: Взгляд «сверху» на проблемы деревни. Сюлли много пишет о состоянии сельского хозяйства, налогах, неурожаях и мерах, которые предпринимала власть (или не предпринимала). Это помогает понять масштаб бедствий.
2. Народные песни, баллады и хроники
· Что дало: Прямые свидетельства народного отчаяния. В английских и немецких балладах того времени часто встречаются темы голода, нищеты и непосильных налогов. Они — голос «маленького человека», который редко попадал в официальные документы.
3. «Всеобщая история изобретений и открытий»
· Что дало: Информацию о медленном и противоречивом внедрении новых сельскохозяйственных культур (картофеля, кукурузы, томатов). Описывает сопротивление крестьян, предрассудки и долгий путь этих продуктов к признанию.
В хижине Анны, вдовы крестьянина, нет ни крошки хлеба. Трое ее детей лежат на соломе, слишком слабые, чтобы плакать. Великий голод — частый гость в это Новое время. В Средневековье неурожай был трагедией одной деревни. Теперь, из-за роста населения и климатических похолоданий («Малый ледниковый период»), голод становился катастрофой целых регионов.
Анна вспоминает рассказы деда о том, как сто лет назад их предки ели в основном кашу и репу. Сейчас из Нового Света пришли новые культуры: картофель и кукуруза. Священник говорит, что это дьявольские растения, но самые отчаянные уже сажают их на огородах. Может, они спасут ее детей в будущем? Новая еда против старого страха — вот один из парадоксов эпохи.
Сцена третья: Поле боя, Тридцатилетняя война (1618-1648)
Для сцены «Поле боя, Тридцатилетняя война» мы попросили использовать:
1. «Похождения Симплициссимуса» Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена
· Что дало: Это главный источник! Это первый великий немецкий роман, написанный непосредственным участником Тридцатилетней войны. Главный герой проходит путь от простодушного юноши до закалённого солдата-мародёра. Роман полон ужасающих и реалистичных сцен насилия, грабежей и отчаяния, показанных глазами простого человека, который не понимает смысла большой политики.
2. Гравюры Жака Калло из серии «Большие бедствия войны»
· Что дало: Визуальный ряд. Калло с шокирующей правдивостью изобразил все ужасы войны: казни, грабежи, голод, страдания мирных жителей. Его работы — это «фотографии» той эпохи, которые напрямую вдохновляли описания мародёрства и разрухи.
3. «Дневник» Пьера де Л'Эстуаля (французский мемуарист)
· Что дало: Взгляд горожанина на ужасы религиозных войн, которые были очень похожи на Тридцатилетнюю войну по своей жестокости. Он описывает страх, насилие и ощущение полного краха мира.
Мародёр, бродящий по опустошённой деревне, не помнит, за какого князя или короля он должен сражаться. Война раньше была делом рыцарей и наёмников. Теперь это тотальное уничтожение. Новые виды оружия — мушкеты и артиллерия — убивают больше и быстрее. Армии стали огромными, и они живут за счет грабежа местного населения.
«Война кормит войну», — говорят его командиры. Для простого человека это значит, что солдат с мушкетом стал новой формой стихийного бедствия, более страшной, чем чума. Идея «государственного интереса», ради которого ведутся эти войны, ему непонятна. Он видит лишь кровь, голод и разрушение.
Шаг 2: Анализ данных и новые ценности
Основные источники бедствий: сравнение эпох
Вывод: структура угроз изменилась. На смену локальному голоду пришли масштабные войны и эпидемии, усугубленные ростом городов.
Изменение питания с появлением продуктов из Нового Света
Вывод: рацион стал разнообразнее, но изменения шли медленно и сталкивались с консерватизмом.
Шаг 3: Новые ценности, которые меняли жизнь (самый важный вывод!)
Несмотря на все ужасы, именно в это время зарождались ценности, которые позже кардинально улучшат жизнь людей:
1. Ценность Знания (Научная Революция).
- Что было: Болезни — это «Божья кара». Лечение — молитвы и кровопускание.
- Что изменилось: Ученые начали изучать анатомию (Везалий), ставить опыты. Появилась идея, что мир можно познать и изменить с помощью разума, а не только молитвы. Это заложило основу для будущей медицины.
2. Ценность Материального Благополучия и Выгоды.
- Что было: Главное — спасение души, богатство подозрительно.
- Что изменилось: Развитие торговли и капитализма породило идею, что человек может и должен улучшить свою жизнь на земле. Стремление к прибыли стимулировало технический прогресс (улучшение кораблей, инструментов).
3. Ценность Индивидуализма.
- Что было: Человек — часть общины, цеха, сословия.
- Что изменилось: Реформация провозгласила прямую связь человека с Богом, минуя церковь. Это усиливало чувство собственного «Я». Люди начали больше думать о личной судьбе, а не только о коллективной.
4. Ценность Государственного Порядка.
- Что было: Власть феодала, хаос междоусобиц.
- Что изменилось: Абсолютизм, при всех его минусах, подавлял феодальную вольницу и создавал единые законы. Это делало жизнь чуть более предсказуемой и безопасной для торговли и предпринимательства.
Шаг 4. Итоговый вывод проекта:
Раннее Новое время было эпохой жестокого контраста. С одной стороны — старые, но приобретшие новый размах бедствия: эпидемии, голод и опустошительные войны. С другой стороны — медленное, но неуклонное прорастание новых ценностей: веры в разум, стремления к лучшей жизни, интереса к личности и порядка. Именно эти новые идеи, родившиеся среди ужаса и грязи, в конечном счете позволили человечеству в будущем победить многие из тех бедствий, которые казались ему неотвратимыми.
Наш главный вывод:
Работа над этим проектом доказала, что нейросеть — это уникальный мост между сухим фактом и живым восприятием. Нейросеть:
· Машина времени, которая с помощью исторических источников создает immersive-погружение в эпоху.
· Аналитик, который помогает выявить за чередой событий главные тенденции и новые идеи, менявшие мир.
· Соавтор, который вдохновляет на творческое осмысление материала, будь то литературное описание или инфографика.
В результате ребенок видит в истории не набор дат, а сложную, полную противоречий картину человеческой жизни. Он учится не бояться больших тем, а исследовать их с интересом, используя самые современные инструменты для познания прошлого.
А ваши дети уже используют нейросети в учебе? Делитесь опытом в комментариях! И, конечно, жду ваших подписок.
#нейросети #нейросетидляродителей #нейросетивобразовании