Найти в Дзене

ОЖИВАЯ НА ЛЕТУ

Областные аэропорты модернизируются и принимают пассажиров


Вслед за Днем автомобилиста и дорожника в осеннем календаре транспортника значится профессиональный праздник авиаторов, отмечающийся в Беларуси в первое воскресенье ноября. Последние годы не были для отечественного воздушного транспорта легкими, однако и в этих условиях к праздничной дате он умудрился подойти с победами и достижениями.

Лайнеры национального авиаперевозчика ни с чем не перепутаешь ни на далеких экзотических маршрутах, ни в переживающих ренессанс областных аэропортах mazyr.by
Лайнеры национального авиаперевозчика ни с чем не перепутаешь ни на далеких экзотических маршрутах, ни в переживающих ренессанс областных аэропортах mazyr.by

О буднях отрасли и динамике развития авиаперевозок грузов и пассажиров в 2025 году накануне праздника рассказал директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Игорь Голуб на специальной пресс-конференции. Прежде всего, статистика: цифры не обманешь, по ним видно, насколько широко белорусская гражданская авиация расправила крылья, даже вопреки санкционным попыткам их обрезать.

Самое важное – отрасль действительно оживает. Летать стали больше, и поток транзитных воздушных судов тоже подрос. «Интенсивность полетов через воздушное пространство Беларуси на текущий момент увеличилась практически на 27%», – констатировал Игорь Голуб. В частности, через наше воздушное пространство стали совершать больше полетов авиакомпании Египта, Китая, Казахстана, ОАЭ и, конечно же, России. Применительно к некоторым странам речь идет о кратном росте.

Накануне праздника национальный авиаперевозчик «Белавиа» запустил рейсы на Шри-Ланку и возобновил в Алматы. Всего полеты выполняются в 22 аэропорта в 11 государствах, восемь направлений приходится на Россию. Регулярные авиарейсы производятся из Национального аэропорта Минск, а также аэропортов Гомеля, Бреста и Могилева. «Нам удалось за два года открыть девять новых направлений. А если в общем, то сейчас работаем по 17 направлениям с авиакомпаниями Российской Федерации», – отметил глава департамента.

Новый тренд развития белорусской гражданской авиации – поставленная главой государства и правительством задача оживить работу областных аэропортов. Три-четыре года назад полеты из них считались редкостью. Сейчас ситуация постепенно меняется, подчеркнул Игорь Голуб: «На текущий момент регулярные рейсы – Гомель, Могилев, Брест. Витебск пока работает по чартерной программе, но ведется работа по открытию регулярного авиасообщения».

На очереди – обновление аэропорта еще в одном областном центре: Гродно. Для этого потребуются ремонт взлетно-посадочной полосы и модернизация аэротехнического оборудования, запланированные на будущий год. Это создаст предпосылки для того, чтобы уже в 2026-м аэропорт заработал по чартерной или регулярной программе. В западных воздушных гаванях Беларуси (Брест, Гродно) очень заинтересованы российские авиакомпании. Губернаторы регионов РФ не раз поднимали эту тему при общении с Президентом Беларуси. Поэтому, по словам Игоря Голуба, предпринимаются все усилия для реанимации аэропортов в западных регионах нашей страны.

Рост пассажиропотока через областные аэропорты уже фиксируется, авиасообщение из регионов активно развивается. Как сообщил гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец, за 2025-й открыты регулярные рейсы из Бреста в Санкт-Петербург, а из Могилева – в Москву. Чартерные перевозки из Витебска и Гомеля выполняются в Анталью и Шарм-эль-Шейх, из Бреста и Могилева – в Анталью. До конца года возобновятся регулярные полеты из Могилева и Бреста в Шарм-эль-Шейх. Авиа-сообщение с Москвой и Петербургом осуществляется из Гомеля и Бреста.

Всего из областных аэропортов за 2024 год выполнено 955 регулярных рейсов, перевезено 64,5 тыс. пассажиров, а за девять месяцев 2025-го – уже свыше 1 тыс. рейсов, перевезших более 73,7 тыс. пассажиров. Рост почти на 50% налицо, но им дело не ограничится: «Белавиа» ожидает, что по итогам 2025 года из областных аэропортов будет совершено примерно 1,4 тыс. регулярных рейсов и ее услугами воспользуются порядка 100 тыс. пассажиров.

Справка «ТБ». За 9 месяцев 2005 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2024-го количество перевезенных воздушным транспортом пассажиров увеличилось на 5,8%. Пассажирооборот составил 107% к уровню января – сентября минувшего года. В аэропортах обслужено на 2,7% больше пассажиров, в областных аэропортах – в 1,3 раза больше. Грузооборот к прошлогоднему сопоставимому периоду составил 116%, объем перевозок грузов – 102%, объем грузов, обработанных в аэропортах страны, – почти 120%. Аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве страны оказывалось 141 авиакомпанией из 37 государств, его объем вырос на 18%.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ