Найти в Дзене
В Движении

"Это был не просто внедорожник": как один автомобиль научил США ездить на SUV

Шесть поколений, более 30 лет в производстве и свыше 9 млн проданных экземпляров. Ford Explorer стал самым популярным американским SUV и одним из самых продаваемых в мире. За три квартала 2025 г. рестайлинговая модель показала рост продаж на 20%, подтверждая, что американский автопром остается силой, с которой приходится считаться. Несмотря на то, что в 1984 г. Jeep Cherokee XJ доказал американцам возможность создания практичного 4-дверного внедорожника, большинство подобных машин оставались 2-дверными. У Ford в этом сегменте были полноразмерный Bronco и компактный Bronco II, который обвиняли в склонности к опрокидыванию. 15 марта 1990 г. состоялась премьера среднеразмерного Explorer, пришедшего на замену Bronco II. Модель предлагалась в 2- и 4-дверном кузовах. Именно 4-дверная версия обеспечила феноменальный успех. При длине 468 см (на полметра больше предшественника) новинка базировалась на шасси пикапа Ranger с задним или полным приводом, независимой подвеской спереди и неразрезным

Шесть поколений, более 30 лет в производстве и свыше 9 млн проданных экземпляров. Ford Explorer стал самым популярным американским SUV и одним из самых продаваемых в мире. За три квартала 2025 г. рестайлинговая модель показала рост продаж на 20%, подтверждая, что американский автопром остается силой, с которой приходится считаться.

-2

Несмотря на то, что в 1984 г. Jeep Cherokee XJ доказал американцам возможность создания практичного 4-дверного внедорожника, большинство подобных машин оставались 2-дверными. У Ford в этом сегменте были полноразмерный Bronco и компактный Bronco II, который обвиняли в склонности к опрокидыванию.

-3
-4

15 марта 1990 г. состоялась премьера среднеразмерного Explorer, пришедшего на замену Bronco II. Модель предлагалась в 2- и 4-дверном кузовах. Именно 4-дверная версия обеспечила феноменальный успех. При длине 468 см (на полметра больше предшественника) новинка базировалась на шасси пикапа Ranger с задним или полным приводом, независимой подвеской спереди и неразрезным мостом с рессорами сзади.

-5
-6

Под капотом располагался 155-160-сильный 4-литровый V6. Базовая трансмиссия - 5-ступенчатая механика Mazda, опционально предлагался 4-скоростной автомат Ford с овердрайвом. Производитель называл машину аэродинамичной, хотя коэффициент лобового сопротивления составлял 0,43.

За последние месяцы 1990 г. разошлось более 140 тыс. экземпляров, а в 1991 г. - свыше 280 тыс. Общий тираж первого поколения за четыре года превысил миллион единиц. Explorer предложил покупателям просторный комфортный салон с легким доступом на второй ряд благодаря четырем дверям. С этого момента начался не прекращающийся SUV-бум, а термин Sport Utility Vehicle окончательно вошел в обиход.

-7
-8

2-дверные версии не показывали выдающихся продаж, хотя ребейджинговая Mazda Navajo в 1991 г. получила титул "Грузовик года" от Motor Trend - впервые в истории. Navajo производилась на заводе Ford в Луисвилле до конца 1994 г., а 2-дверный Explorer продержался до 2003 г.

-9

Explorer 1995 модельного года сохранил модернизированную архитектуру Ranger, улучшенную для асфальтовых дорог при сохранении внедорожных способностей. Модель первой среди американских SUV получила две подушки безопасности, усиливающие балки в дверях, ABS и дисковые тормоза на всех колесах в стандарте.

-10

К базовому 4-литровому V6 добавился 5-литровый V8 мощностью 210 л.с. и моментом 380 Нм, доступный только для полноприводных версий. Длина увеличилась до 484 см. В 1997 г. на экспортных версиях появился третий ряд сидений. Тогда же дебютировал Mercury Mountaineer - первый SUV подразделения Lincoln-Mercury, более дорогая и роскошная версия Explorer, продержавшаяся три поколения до 2010 г.

-11

Продажи второго поколения били рекорды: 400 тыс. в 1995 г., более 430 тыс. к концу 1998 г. Однако модель стала причиной громкого скандала. В 90-х на Explorer посыпались обвинения в опрокидываниях, приведших к гибели не менее 270 человек. Причиной называли разрывы шин Firestone, устанавливаемых с завода.

Ford и Firestone обвиняли друг друга, были отозваны миллионы покрышек, выплачены сотни миллионов долларов компенсаций. Конфликт разрушил вековое партнерство компаний. Несмотря на это, с 1995 по 2001 г. было продано почти 3 млн экземпляров - абсолютный рекорд модели.

-12

Explorer 2002 модельного года впервые получил специализированную рамную архитектуру, не связанную с Ranger. Акцент сделали на поведение на дорогах с твердым покрытием. Увеличили колею, установили независимую заднюю подвеску, добавили систему динамического контроля устойчивости, преднатяжители ремней и боковые шторки безопасности. Впервые на американской модели появился третий ряд сидений для семи пассажиров.

-13
-14

Моторная гамма включала 4-литровый V6 на 210 л.с. и опциональный V8 Modular объемом 4,6 л. мощностью 239 л.с. В 2003 г. появился Lincoln Aviator на той же платформе с собственным дизайном и исключительно V8 на 302 л.с. Из-за низкого спроса (базовая цена $39,5 тыс. против $24 тыс. у Explorer) Aviator продержался лишь три года.

-15

На базе третьего Explorer создали пикап Sport Trac, выпускавшийся с 2001 по 2010 г. с перерывом в 2006 г. За 2002-2005 гг. было продано 1,3 млн экземпляров третьего поколения.

-16

Четвертое поколение 2006 модельного года Ford позиционировал как полностью новое, хотя фактически это был рестайлинг с усиленной рамой и перенастроенной подвеской. В стандарт вошли система стабилизации и мониторинг давления в шинах. V6 сохранил мощность 210 л.с., V8 модернизировали до 292 л.с. с моментом 407 Нм (с 2008 г. - 427 Нм).

-17

Продажи начали падать, усугубил ситуацию кризис 2008 г. В 2009 г. продали всего 52 тыс. экземпляров. Модель казалась обреченной, но Ford готовил революционное пятое поколение.

В январе 2008 г. концепт Explorer America показал направление развития: легковую платформу с несущим кузовом и турбомоторы EcoBoost с 30% экономией топлива. Премьера серийной модели состоялась в июле 2010 г. на Facebook, к декабрю Ford получил 15 тыс. предзаказов.

-18
-19

Explorer претерпел радикальные изменения. Габариты выросли (длина 5 м, ширина почти 2 м), но главное - переход с заднеприводной рамной архитектуры на переднеприводную платформу с несущим кузовом. Explorer стал кроссовером с опциональным полным приводом и четырьмя режимами работы.

-20

Базовый 3,5-литровый Duratec V6 развивал 290 л.с. и 346 Нм. В 2011 г. добавился 2-литровый EcoBoost на 240 л.с., а в 2013 г. - топовый 3,5-литровый EcoBoost на 365 л.с., разгонявший машину до 100 км/ч за 6 сек. Тяговая способность снизилась до 2268 кг, зато экономичность существенно выросла.

Модель получила высший 5-звездочный рейтинг безопасности NHTSA. За первый год продали 140 тыс. единиц, после рестайлинга 2015 г. - 226 тыс., пик пришелся на 2017 г. с тиражом 290 тыс.

Важную роль сыграли полицейские версии Police Interceptor Utility с 2013 г. Сначала с моторами V6 Cyclone на 304 л.с., с 2014 г. - с турбо EcoBoost на 365 л.с. Interceptor Utility вытеснили традиционные полицейские седаны Chevrolet Caprice, Dodge Charger и Ford Taurus. За девять лет пятого поколения продали почти 2 млн экземпляров.

-21

Explorer 2020 модельного года представили в январе 2019 г. На новой заднеприводной платформе с несущим кузовом тяговая способность выросла до 2,5 т. На старте предлагались три мотора EcoBoost мощностью 300, 365 и 400 л.с., гибрид на 318 л.с. для США и подключаемый гибрид для Европы мощностью 450 л.с. с моментом 813 Нм и расходом 2,9-3,4 л/100 км.

-22

В 2024 г. в Европе появился полностью электрический компактный Explorer с запасом хода до 522 км. На той же платформе возродили Lincoln Aviator с уникальным дизайном. За пять лет продали более миллиона экземпляров шестого поколения, рестайлинг 2025 модельного года увеличил интерес покупателей.

-23

Спустя более 30 лет Ford Explorer уверенно держится на вершине американского рынка SUV, несмотря на конкуренцию Hyundai Palisade, Kia Telluride и Toyota Grand Highlander. Explorer стал не просто машиной, а наследием, соединяющим традиции и инновации.