Шесть поколений, более 30 лет в производстве и свыше 9 млн проданных экземпляров. Ford Explorer стал самым популярным американским SUV и одним из самых продаваемых в мире. За три квартала 2025 г. рестайлинговая модель показала рост продаж на 20%, подтверждая, что американский автопром остается силой, с которой приходится считаться.
Несмотря на то, что в 1984 г. Jeep Cherokee XJ доказал американцам возможность создания практичного 4-дверного внедорожника, большинство подобных машин оставались 2-дверными. У Ford в этом сегменте были полноразмерный Bronco и компактный Bronco II, который обвиняли в склонности к опрокидыванию.
15 марта 1990 г. состоялась премьера среднеразмерного Explorer, пришедшего на замену Bronco II. Модель предлагалась в 2- и 4-дверном кузовах. Именно 4-дверная версия обеспечила феноменальный успех. При длине 468 см (на полметра больше предшественника) новинка базировалась на шасси пикапа Ranger с задним или полным приводом, независимой подвеской спереди и неразрезным мостом с рессорами сзади.
Под капотом располагался 155-160-сильный 4-литровый V6. Базовая трансмиссия - 5-ступенчатая механика Mazda, опционально предлагался 4-скоростной автомат Ford с овердрайвом. Производитель называл машину аэродинамичной, хотя коэффициент лобового сопротивления составлял 0,43.
За последние месяцы 1990 г. разошлось более 140 тыс. экземпляров, а в 1991 г. - свыше 280 тыс. Общий тираж первого поколения за четыре года превысил миллион единиц. Explorer предложил покупателям просторный комфортный салон с легким доступом на второй ряд благодаря четырем дверям. С этого момента начался не прекращающийся SUV-бум, а термин Sport Utility Vehicle окончательно вошел в обиход.
2-дверные версии не показывали выдающихся продаж, хотя ребейджинговая Mazda Navajo в 1991 г. получила титул "Грузовик года" от Motor Trend - впервые в истории. Navajo производилась на заводе Ford в Луисвилле до конца 1994 г., а 2-дверный Explorer продержался до 2003 г.
Explorer 1995 модельного года сохранил модернизированную архитектуру Ranger, улучшенную для асфальтовых дорог при сохранении внедорожных способностей. Модель первой среди американских SUV получила две подушки безопасности, усиливающие балки в дверях, ABS и дисковые тормоза на всех колесах в стандарте.
К базовому 4-литровому V6 добавился 5-литровый V8 мощностью 210 л.с. и моментом 380 Нм, доступный только для полноприводных версий. Длина увеличилась до 484 см. В 1997 г. на экспортных версиях появился третий ряд сидений. Тогда же дебютировал Mercury Mountaineer - первый SUV подразделения Lincoln-Mercury, более дорогая и роскошная версия Explorer, продержавшаяся три поколения до 2010 г.
Продажи второго поколения били рекорды: 400 тыс. в 1995 г., более 430 тыс. к концу 1998 г. Однако модель стала причиной громкого скандала. В 90-х на Explorer посыпались обвинения в опрокидываниях, приведших к гибели не менее 270 человек. Причиной называли разрывы шин Firestone, устанавливаемых с завода.
Ford и Firestone обвиняли друг друга, были отозваны миллионы покрышек, выплачены сотни миллионов долларов компенсаций. Конфликт разрушил вековое партнерство компаний. Несмотря на это, с 1995 по 2001 г. было продано почти 3 млн экземпляров - абсолютный рекорд модели.
Explorer 2002 модельного года впервые получил специализированную рамную архитектуру, не связанную с Ranger. Акцент сделали на поведение на дорогах с твердым покрытием. Увеличили колею, установили независимую заднюю подвеску, добавили систему динамического контроля устойчивости, преднатяжители ремней и боковые шторки безопасности. Впервые на американской модели появился третий ряд сидений для семи пассажиров.
Моторная гамма включала 4-литровый V6 на 210 л.с. и опциональный V8 Modular объемом 4,6 л. мощностью 239 л.с. В 2003 г. появился Lincoln Aviator на той же платформе с собственным дизайном и исключительно V8 на 302 л.с. Из-за низкого спроса (базовая цена $39,5 тыс. против $24 тыс. у Explorer) Aviator продержался лишь три года.
На базе третьего Explorer создали пикап Sport Trac, выпускавшийся с 2001 по 2010 г. с перерывом в 2006 г. За 2002-2005 гг. было продано 1,3 млн экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение 2006 модельного года Ford позиционировал как полностью новое, хотя фактически это был рестайлинг с усиленной рамой и перенастроенной подвеской. В стандарт вошли система стабилизации и мониторинг давления в шинах. V6 сохранил мощность 210 л.с., V8 модернизировали до 292 л.с. с моментом 407 Нм (с 2008 г. - 427 Нм).
Продажи начали падать, усугубил ситуацию кризис 2008 г. В 2009 г. продали всего 52 тыс. экземпляров. Модель казалась обреченной, но Ford готовил революционное пятое поколение.
В январе 2008 г. концепт Explorer America показал направление развития: легковую платформу с несущим кузовом и турбомоторы EcoBoost с 30% экономией топлива. Премьера серийной модели состоялась в июле 2010 г. на Facebook, к декабрю Ford получил 15 тыс. предзаказов.
Explorer претерпел радикальные изменения. Габариты выросли (длина 5 м, ширина почти 2 м), но главное - переход с заднеприводной рамной архитектуры на переднеприводную платформу с несущим кузовом. Explorer стал кроссовером с опциональным полным приводом и четырьмя режимами работы.
Базовый 3,5-литровый Duratec V6 развивал 290 л.с. и 346 Нм. В 2011 г. добавился 2-литровый EcoBoost на 240 л.с., а в 2013 г. - топовый 3,5-литровый EcoBoost на 365 л.с., разгонявший машину до 100 км/ч за 6 сек. Тяговая способность снизилась до 2268 кг, зато экономичность существенно выросла.
Модель получила высший 5-звездочный рейтинг безопасности NHTSA. За первый год продали 140 тыс. единиц, после рестайлинга 2015 г. - 226 тыс., пик пришелся на 2017 г. с тиражом 290 тыс.
Важную роль сыграли полицейские версии Police Interceptor Utility с 2013 г. Сначала с моторами V6 Cyclone на 304 л.с., с 2014 г. - с турбо EcoBoost на 365 л.с. Interceptor Utility вытеснили традиционные полицейские седаны Chevrolet Caprice, Dodge Charger и Ford Taurus. За девять лет пятого поколения продали почти 2 млн экземпляров.
Explorer 2020 модельного года представили в январе 2019 г. На новой заднеприводной платформе с несущим кузовом тяговая способность выросла до 2,5 т. На старте предлагались три мотора EcoBoost мощностью 300, 365 и 400 л.с., гибрид на 318 л.с. для США и подключаемый гибрид для Европы мощностью 450 л.с. с моментом 813 Нм и расходом 2,9-3,4 л/100 км.
В 2024 г. в Европе появился полностью электрический компактный Explorer с запасом хода до 522 км. На той же платформе возродили Lincoln Aviator с уникальным дизайном. За пять лет продали более миллиона экземпляров шестого поколения, рестайлинг 2025 модельного года увеличил интерес покупателей.
Спустя более 30 лет Ford Explorer уверенно держится на вершине американского рынка SUV, несмотря на конкуренцию Hyundai Palisade, Kia Telluride и Toyota Grand Highlander. Explorer стал не просто машиной, а наследием, соединяющим традиции и инновации.