Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как синонимы. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение синонимов.
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Задания:
1.
(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) 3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19) В каждом доме было горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады...
(21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) 3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.т(По Л. Овчинниковой)
Лексический анализ.
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2.
(1) Меня ждали шестнадцать лет... (2) Ужасно быть поздним ребёнком! (3) Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
(5) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6) А гордятся все в доме мной. (7) Это несправедливо.
(8) Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9) Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (10) Вот ведь способный какой, а! (11) Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
— (13) Какая диковинная память, а! — радостно говорит он. — (14) Всё помнит, будто вчера читал... (15) А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16) Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17) На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
— (18) Драться, конечно, нехорошо. (19) А всё-таки смелый какой, а! (20) Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21) Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22) Вот до чего доводит любовь!
(23) А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24) Трудно разве ответить на тройку? (25) Или запомнить содержание книги? (26) Кретин я, что ли, какой? (27) И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28) Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29) Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30) Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31) Но я не хочу!
(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33) Я сказал об этом родителям.
— (34) Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35) Какой добрый, а! — воскликнул отец.
— (36) 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама. — (37) Мы очень рады.
(38) Вот вам и всё! (39) Они очень рады. (40) А я? (По А. Алексину) *
Лексический анализ.
Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3.
(1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2) К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3) Принесли меня. (4) Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
(5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «Ну, думаю, дело плохо! (6) Будет мой сын рубакой и пьяницей!»
(7) Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8) Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9) В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10) А пьяницей, к счастью, не стал.
(11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад. (12) Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13) Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14) Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15) На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:
(16) Греми, слава, трубой
За Дунаем за рекой.
(17) Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...
(18) Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат.
(19) Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
(20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21) Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.
(22) Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23) Я избрал военную карьеру.
(24) Было ли это следствием гадания? (25) Не знаю... (По А. Деникину)
Лексический анализ
Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4.
(1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
(2) Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
(3) Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4) Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.
(5) Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6) Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7) Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
(8) Всё обошлось благополучно. (9) Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два... (10) Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба. — (12) Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13) Одно-единственное?
(14) И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела
с зерном на дерево. — (15) Ну, пожалуйста, ещё одно. (16) Ладно?
(17) Наконец осталось последнее зерно. (18) Оно лежало на самом кончике линейки. (19) Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
(20) Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21) С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22) Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки. — (23) Ты здесь живёшь? — (24) Да. — (25) А почему здесь нет снега?
(26) Вместо ответа я повернул выключатель. (27) Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка. — (28) Где ты взял кусочек солнца? (29) А это что? — (30) Это? (31) Книги. — (32) Что такое книги? — (33) Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34) И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек. — (35) Это очень хорошо. (36) А ты совсем не страшный. (37) Кто ты? — (38) Я Человек. — (39) Что такое Человек?
(40) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. — (41) Видишь нитку? (42) Она привязана к форточке.
(43) Синичка испуганно оглянулась. — (44) Не бойся. (45) Я этого не сделаю. (46) Это и называется у нас — Человек. — (47) А можно мне съесть это последнее зёрнышко? — (48) Да, конечно! (49) Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50) Ты будешь навещать меня, а я буду работать. (51) Это помогает Человеку хорошо работать. (52) Согласна? — (53) Согласна. (54) А что такое работать? — (55) Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56) Без неё нельзя. (57) Все люди должны что-нибудь делать. (58) Этим они помогают друг другу. — (59) А чем ты помогаешь людям? — (60) Я хочу написать книгу. (61) Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.
(62) Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63) Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки. (По Е. И. Носову*)
Лексический анализ
В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите этот синоним.
5.
(1) На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2) Идти было скучно.
— (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
— (4) Чего рассказывать? — ответил Лёнька. — (5) Разве про старушек в нашей деревне. (6) Старушки эти — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7) Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9) Небось видели?
(10) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11) Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
— (14) Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Лёня. — (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16) Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17) «У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18) Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19) Эти доски и пригодятся».
(20) Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21) Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22) Я взглянул и замер. (23) Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей.
(26) 3аплакала она и говорит: (27) «Что вы! (28) Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29) В общем, спасли мы эти доски — отправили в Рязань, в музей.
(30) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31) Я вышел и говорю: (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33) Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
— (34) Таланта! — повторил Лёня громче. — (35) Это понимать надо! (36) Это беречь и ценить надо! (37) Ведь правда? (По К. Г. Паустовскому) *
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.
6.
(1) Новенький сидел за последней партой. (2) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
— (3) Княжин, а как ты занимался по физике?
— (4) Это мой любимый предмет.
— (5) Княжин, — сказал я, — подойди к доске и реши задачу по новой формуле.
(6) Он быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил. (7) Мне понравилось, как он отвечал.
(8) Через неделю я увидел списки ребят, записавшихся в разные кружки. (9) В физический кружок первым записался Княжин. «(10) Хорошо, подумал я. — (11) Княжин — парень что надо».
(12) Я полистал списки других кружков и в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (13) И в зоологическом, и в математическом, и в спортивном, только в кружок по пению он не записался.
(14) На перемене я окликнул Княжина.
— (15) Зачем ты записался во все кружки? — спросил я. — (16) По-моему, это несколько легкомысленно. (17) Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
— (18) Нет, я знаю, — упрямо ответил он. — (19) Но мне надо. (20) Это моя тайна.
— (21) Тайна это или не тайна, — сказал я, — но на занятия физического кружка можешь не приходить. (22) Если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя не останется времени.
(23) Княжин очень расстроился и даже побледнел. (24) Я пожалел, что так резко с ним разговаривал.
— (25) Я должен всё знать, я должен быть незаменимым, — сказал он. — (26) Я буду пилотом космического корабля. (27) Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
— (28) А-а! — протянул я. (29) И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30) Под рыжим чубом у него было выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
«(31) Этот долетит, — подумал я, — этот долетит!» (32) Я вспомнил, как во время войны прыгал с парашютом и как это страшно, когда прыгаешь в пустоту. «(33) А ведь тем, кто полетит в космос, будет ещё страшней. (34) Но этот всё равно полетит».
— (35) Тогда я не возражаю, раз такое дело, — сказал я.
(36) За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (37) А потом вдруг перестал ходить. (38) И на уроках он был рассеянным и даже похудел.
— (39) Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (40) Не успеваешь?
(41) Он поднял на меня глаза. (42) Это были глаза другого человека. (43) Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет.
— (44) Я ещё буду ходить, — промямлил он.
(45) Лёвушкин мне сказал:
— У него большая неприятность. (46) Рассказать не могу. (47) Но большая неприятность.
(48) Я решил поговорить с Княжиным на днях, но случай свёл нас в этот же вечер: я услышал знакомый голос, оглянулся. (49) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица. (50) Я сразу не догадался, а потом понял: у него на носу красовались очки. (51) Маленькие очки в белой металлической оправе.
(52) Минуту мы стояли молча. (53) Княжин стал пунцово-красным.
— (54) А, Княжин, — сказал я, — и тебе не стыдно? (55) Мало ли людей носят очки и совсем не стыдятся этого. (56) Прости меня, но, по-моему, это глупо.
(57) Тогда он поднял голову и тихо сказал:
— (58) А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал: близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (59) Я эти очки ненавижу.
(60) Ах, вот в чём дело! (61) Вот почему он такой несчастный и похудевший. (62) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (63) Один, втихомолку.
— (64) Зря ты так мучаешься, — сказал я наконец. — (65) Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
— (66) Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? (67) Могу? — он ухватился за мои слова с радостью. — (68) Как же я сам не сообразил?
(69) Он был такой счастливый! (70) А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову*)
Лексический анализ.
В предложениях 31–38 найдите синоним к слову «невнимательный». Выпишите этот синоним.
7.
(1) В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2) Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3) Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4) Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6) Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7) Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8) С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10) Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11) Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12) Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14) Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15) Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17) Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
— (18) Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
(19) Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20) Мне ничего не сулили.
(21) Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
— (22) Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, — констатировала мама.
— (23) Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
— (24) Сиять отражённым светом? — (25) Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
— Смотря чьим светом! (По А. Алексину)
Лексический анализ.
Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8.
(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6) Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (7) Она командует, унижая её. (8) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9) Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10) Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
— (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
— (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
— (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно...
— (19) Что значит «ляпнет»?
— (20) Ну, не ляпнет. (21) Произнесёт тост за мир во всём мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание... (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод...
— (24) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (25) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
— (26) Но ведь мой день рождения. (27) Мне же шестнадцать лет. (28) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (33) А стационарно. (34) Каждый день. (35) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36) А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37) Позвонили в дверь. (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39) С ней было всё в порядке. (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. (По В. Токаревой)
Лексический анализ.
Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
9.
(1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2) Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.
(3) Звали его Трифоном Петровичем. (4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
(5) Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:
— (6) Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.
— (7) Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
— (8) А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9) Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, — сказал он и засмеялся.
— (10) Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11) О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12) Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.
— (13) Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
— (14) Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.
— (15) Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16) Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.
(17) Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:
— (18) Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.
(19) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20) Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21) Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22) За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
— (23) Да ты, бабка, спятила совсем! (24) У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25) Теперь по полтораста берут, по двести!
— (26)Как по двести?.. — спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27) У неё почему-то пропал вдруг голос. — (28) Да ведь раньше все дёшево брали...
— (29) Мало что раньше! (30) Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31) Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32) Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33) Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:
— (34) Решено! (35) Договаривайся... (По П. Романову)
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
10.
(1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь — двор. (3) Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
(6) Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я — всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14) Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком — кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом — кораблики среди моря, на третьем — сказочные города, на четвёртом — цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И ещё много всего — получалось красиво и интересно.
(23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24) И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
(25) Я сделал последнего и — сам не знаю почему — нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26) Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне... (По В. Крапивину)
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
11.
(1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.
(2) «Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.
(3) Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4) На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5) Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.
(6) Кем я только не был!
(7) И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
(9) Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.
(10) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11) Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
(13) Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.
Лексический анализ.
Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.
12.
(1) Я даже не помню, как называлась та книга. (2) Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3) Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
— (6) Санёк, спасибо за книгу! (7) Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8) В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9) Носатый, долговязый, нескладный... (10) У него не было отца. (11) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12) Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13) Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14) Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15) Она лежала на его половине парты. (16) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
— (18) Спасибо за подарок!
— (19) Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20) Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21) Все засмеялись. (22) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
— (23) Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...
(24) Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(26) А эта книга... (27) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28) Да мы бы всё тебе отдали... (29) Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят. (По В. Дроганову)
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
13.
(1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
— (2) Вот! (3) С этой! (4) Справкой! — разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное. — (5) И письменным! (6) Поручительством! (7) Мамы! (8) Вы! (9) Пойдёте! (10) В детскую! (11) Библиотеку! (12) И запишетесь!
(13) Детское ликование не остановить. (14) Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15) Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
(16) Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17) Дело в том, что все мы давно уже научились читать — соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18) А кому в детстве не хочется быть постарше? (19) Человек, который посещает библиотеку, — самостоятельный человек, и библиотека — заметный признак этой самостоятельности.
(20) Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
— (21) В письменном! (22) Поручительстве! (23) Мама должна написать! (24) Что в случае! (25) Потери! (26) Книг! (27) Она! (28) Возместит! (29) Утрату! (30) В десятикратном! (31) Размере!
— (32) Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
(33) Можно было и не спрашивать. (34) Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. (35) Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам придётся страдать из-за этого, будто мало им и так достаётся.
(36) Да, мы росли в строгости военной поры. (37) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38) Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере.
(39) Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь. (По А. А. Лиханову) *
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14.
(1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6) Тревожно на душе у Динки. (7) Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8) Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9) «Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» — сказал он тогда. (10) И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?
(14) Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое.
(16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы — отказаться от одного ради другого.
(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19) «Как я скажу Андрею?» — мучительно думала Динка. (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
— (22) Не говори ему ничего, — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. — (23) Слышишь меня?..
— (24) Слышу, — прошептала Динка, и губы её дрогнули. — (25) Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26) Нас было трое друзей. (27) А теперь должно быть двое! (28) И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
15.
(1) Меня часто спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:
— (2) Потому что море я полюбил в детстве.
(3) И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.
(4) Это случилось в начале июня. (5) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6) Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7) На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8) В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а
по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10) Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.
(11) На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган».
(12) Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13) Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.
(14) Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.
(15) Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16) Выстрел встряхнул меня — надо было принимать решение. (17) Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18) Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20) Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола...
(21) Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.
— (22) Кнабель, это ты стырил книгу?
— (23) Всё равно не дам, пока не дочитаю! — отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
— (24) Ну, только выйди, — нехорошим голосом предупредил Лёшка.
(25) К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26) Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:
— (27) Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота...
(28) И я читал ещё. (29) Не спеша. (30) Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31) А ещё в книге был Севастополь. (32) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33) Тот, который нужен был мне... (По В. П. Крапивину)
Лексический анализ.
Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.
16.
(1) Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2) И на имя-то не похоже! (3) Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4) Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя... (6) Кошмар какой-то! (7) Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8) Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9) Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11) Он просто был не таким, как все, был особенным...
(12) Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13) Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14) Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15) Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16) В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17) Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18) Кто ещё Винту такую принесёт?
(19) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате: — (20) Глядите! (21) Это Венька... из моего класса! (22) Друг!
(23) Венька никогда не был другом Винта. (24) Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25) Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26) Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
— (27) Это тебе передача... от класса...
— (28) Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
— (29) Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
— (30) За что? — испугался Пашка.
— (31) Как это за что? (32) За твою руку.
— (33) Не может быть... я же сам виноват... — Пашка выглядел растерянным.
(34) Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил: — (35) Твои родители на него заявление в милицию написали. — (36) Ну, дают! — разозлился Пашка. — (37) Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38) Через неделю Винт пришёл в школу. (39) Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40) Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41) Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил: — (42) А можно я с тобой сяду?
(43) Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44) Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45) Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46) Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни. (По С. А. Лубенец) *
Лексический анализ.
Замените просторечное слово «здо́рово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.
17.
(1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.
(3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4) Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5) И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6) Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
— (7) Ты куда? — удивился Толя.
— (8) Тебя провожу.
— (9) Меня... провожать? (10) Что ты?
(11) Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13) Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14) На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16) «Прячется!» — сердито подумал Толя. (17) И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18) Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19) «Вернулась», — с облегчением подумал он.
(20) На торжественной линейке ученики строились по классам. (21) Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
— (22) Первый «В»! (23) Первый «В»!
(24) Толя знал, что первый «В» — это он. (25) Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26) Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27) Но учительница, словно шутя, спросила его:
— (28) Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29) И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30) Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31) После переклички она сказала:
— (32) Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33) Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36) И тут он не смог рассердиться. (37) Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38) «Не волнуйся! (39) Не волнуйся, мамочка... (40) Всё хорошо!» (41) Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
18.
(1) У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2) Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.
(3) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
— (4) Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5) Собака у соседа!
— (6) Почему же она воет?
— (7)Откуда я знаю. (8) Она каждый день воет. (9) До пяти часов. (10) В пять перестаёт. (11) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12) Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14) Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15) Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16) И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17) Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18) Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19) Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
— (20) Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21) Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
— (22) Ты ко мне? (23) Странное, понимаешь, дело... (24) Янка с чужими... не особенно любезна. (25) А к тебе — вон как! (26) Заходи.
— (27) Я на минутку, по делу.
(28)Человек сразу стал серьёзным.
— (29) По делу? (30) Слушаю.
— (31) Собака ваша... Яна... (32) Воет целыми днями.
(33) Человек погрустнел.
— (34) Так... (35) Мешает, значит. (36) Тебя родители прислали?
— (37) Я просто хотел узнать, почему она воет. (38) Ей плохо, да?
— (39) Ты прав, ей плохо. (40) Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41) Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42) Но собаке ведь не объяснишь!
— (43) Я прихожу из школы в два часа... (44) Я бы мог гулять с ней после школы!
(45) Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
— (46)Держи.
(47) Пришло время удивляться Валерке.
— (48) Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
— (49) Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50) Давай знакомиться! (51) Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
— (52) Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.
— (53) Очень приятно! (54) Теперь порядок?
(55) Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.
— (56) Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов.
Лексический анализ.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
19.
(1) Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
(3) Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4) Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка — не речка, лес — не лес, сады — не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6) Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7) Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8) Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9) Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.
(10) ...И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. (12) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
— (13) Ты... ты за что меня, Ванька?! — возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. — (14) За что-о-о?!
— (15) А ты... ты за что?! — в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.
(16) Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17) Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18) Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку — вот только непонятно почему. (19) Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
(21) ...Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22) Что-то тесновато стало на душе. (23) Утраты и потери становились всё ощутимее. (24) Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25) Всё утратило свою привлекательность без друга.
(26) От многого приходилось отказываться. (27) От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зернами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28) И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю... (По М. Алексееву)
Лексический анализ.
Подберите синоним к слову «лютого» из предложения 20. Выпишите этот синоним.
20.
(1) Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. (2) Она была похожа на огромную куницу: тёмно-бурая, покрытая длинной жёсткой шерстью. (3) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
(4) В клетку поставили деревянный домик. (5) Однако росомахе домик не понравился. (6) После долгих поисков она устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью, а через несколько дней оттуда послышался писк новорождённых.
(7) С появлением маленьких детёнышей росомаха перестала тосковать и рваться на волю. (8) А если же её детёнышам грозила опасность, она как-то по-особенному рычала, и детёныши, словно по команде, скрывались под домиком. (9) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. (10) Серые хищники давно охотились за её малышами. (11) Если те подбегали к решётке, волки злобно рычали, шерсть у них поднималась дыбом, они хватали зубами
за сетку и с силой дёргали, стараясь схватить росомашек.
(12) Днём волков отгонял служитель. (13) Зато ночью им никто не мешал. (14) И вот однажды, когда волки, как обычно, дёргали сетку, она не выдержала напора, разорвалась, и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.
(15) Увидев, что детёнышам грозит опасность, мать смело бросилась к ним на защиту. (16) Она была гораздо слабее двух волков и, не будь у неё детей, уж, наверное, постаралась бы уйти. (17) Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?
(18) Она яростно кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.
(19) Несколько раз пробовали волки пробраться к ним под домик, и каждый раз их отгоняла росомаха.
(20) Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. (21) Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. (22) Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей. (23) Она всем телом легла на малышей и, с какой бы стороны ни старались их схватить волки, моментально поворачивалась и встречала их оскаленной пастью.
(24) Закрывая собой детёнышей, росомаха даже не могла теперь увернуться от укусов волков и всё-таки находила в себе силы отбивать их нападение.
(25) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож. (26) Он быстро отпер клетку и загнал волков на место. (27) Потом крепко заделал отверстие и подошёл к росомахе. (28) Она так ослабела, что у неё не было даже сил подняться. (29) И всё-таки, когда сторож хотел поглядеть, целы ли её малыши, она оскалила зубы и по-прежнему была готова их защищать.
(30) Убедившись, что малыши невредимы, сторож ушёл, а росомаха с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей. (По В. Чаплиной
Лексический анализ.
В предложениях 12–17 найдите синоним к слову «храбро». Выпишите этот синоним.
21.
(1) В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2) Он шагал прямиком по степи. (3) Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4) Но сумерки сгущались. (5) И горизонт растаял. (6) А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7) И не было звёзд. (8) Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.
(10) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11) В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12) А здесь темно и пусто. (13) И тишина. (14) Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
(15) Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17) Сергей повернул на свет. (18) Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19) Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20) Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.
(21) Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22) Скрипнул крючок. (23) Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.
— (24) Заблудились?
— (25) Мне надо на Кара — Сук, — сказал Сергей.
— (26) Это правее, километра три отсюда. (27) А вы, видимо, не здешний?
— (28) Будь я здешний, разве бы я заблудился? — раздражённо заметил Сергей.
— (29) Случается... (30) Есть хотите?
— (31) Хочу.
(32) Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.
— (33) Ты, что же, здесь один?
— (34) Не... (35) Я с дедом. (36) Отару овец пасём.
— (37) А зачем у вас лампа на крыше горит? — спросил Сергей, прожёвывая хлеб.
— (38) Да так, на всякий случай. (39) Вдруг заплутается кто... (40) А в степи ни огонька.
— (41) Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.
(42) Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.
— (43) Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? — спросил Сергей.
— (44) Каждую... (45) Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46) Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47) Дед проснётся, а лампа уже на лавке…
(48) Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.
(49) Вскоре Сергей задремал. (50) Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51) Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.
— (52) Эй, внук, — донёсся из мазанки стариковский голос, — лампу задул? (53) А то я сегодня рано встаю.
(54) Мальчик вскочил — Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.
— (55) Мне пора... (56) Спасибо за огонёк!
(57) Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58) Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В. Крапивину*)
Лексический анализ.
В предложениях 2−9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним.
22.
(1) Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2) Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3) Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4) Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6) Это большое счастье — иметь настоящих друзей.
(7) Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал, — синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.
— (8) Женя, тебе нравится мой велосипед? — спросил Саша друга. — (9) Хочешь, дам тебе покататься? (10) Вот, держи. (11) Будем ездить по очереди. (12) Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
(13) Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
(15) И вдруг — бабах!
(16) Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17) Врезался в посаженное посредине дерево и упал.
(18) С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19) Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём...
(20) А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22) Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23) Такого между друзьями ещё не бывало.
(24) Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.
(25) Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
— (26) Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.
(27) После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28) Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29) Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
(31) Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32) Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.
— (33) А кто разбил велосипед? (34) Ты? (35) Разве не Саша? (36) Странно.
(37) Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38) Как всё удачно! (39) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40) Не выдал его родителям. (41) Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42) Досталось же бедняге, наверное.
(43) Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44) У двери стоял Саша. (45) Молчит. (46) И Женя молчит. (47) Сейчас они только смотрят друг на друга. (48) Да и зачем им слова?
(49) И так всё ясно.
(50) Великая вещь — дружба. (По Е. Чепилка)
Лексический анализ.
В предложениях 10−16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
22.
(1) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3) И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4) Спортивный интерес.
(5) Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.
(6) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7) А дралась она, действительно, здорово.
(8) Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9) Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой — всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10) А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.
(11) «Совсем озверели, — налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, — идём!»
(12) Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.
(13) «Агни, борзеешь...» — раздался за его спиной угрожающий шёпот.
(14) И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.
(15) Агния рывком оттащила мальчика за спину.
(16) «Беги!» — приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.
(17) Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18) Но Агния никогда не сдавалась. (19) Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20) Поэтому били её всегда очень жестоко. (21) А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.
(22) Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23) Слышно было, как они похрустывают.
(24) Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25) Всё будет значительно хуже, чем всегда.
— (26) Я в милицию звоню! — раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. — (27) Я уже звоню! (28) Отойдите от неё!
(29) Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30) И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31) Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32) Это была решимость.
— (33) Отойдите от неё! — сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.
(34) И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.
— (35) В другой раз.
(36) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.
(37) Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.
— (38) Санька у меня такой же... (39) Смелый.
— (40) Я не смелый... — возразил Витька тихо.
— (41) Я сказала: смелый, — повторила Агния. — (42) Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43) Настоящую ответственность.
(44) Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал... (По Н. Айне)
Лексический анализ.
В предложениях 15−21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите этот синоним.
23.
(1) У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2) Дед догадался, что они одноклассники внука.
— (3) Андрей Лысов тут живёт? — спросила полноватая девочка.
— (4) Тут, — признался дед.
— (5) Мы пришли высказать ему осуждение, — продолжила девочка.
(6) Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7) Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
— (8) У нас в дневнике всё записано, — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
— (9) «Дёргал Аллу Иванову за волосы», — грустно прочитал дед.
— (10) А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, — сказал мальчик.
(11) Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
— (12) Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
— (13) Так просто, — буркнул мальчик.
— (14) А я вот знаю и зачем, и почему! (15) Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16) Так, что ли?
(17) Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
— (18) Мы же раньше с ней дружили! (19) А теперь она всё: Толик да Толик. (20) Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! (21) И обоим смешно! (22) А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет...
(23) Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
— (24) Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25) Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26) Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27) В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28) Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
— (29) Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30) Ты хоть посмотри, что даришь.
— (31) Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.
— (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33) Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»
(34) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.
(37) Дверь открыла Алла. (38) Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
— (39) Это тебе... эти ледянистые...
(40) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
Лексический анализ.
В предложениях 34−39 найдите разговорный синоним к слову сказал.
Выпишите этот синоним.
Вторую часть можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/a/aQnMXdPcH22iFG7Y
Третью часть можно посмотреть тут: https://dzen.ru/a/aQnYGmz0_HS_jIsK
Четвертую часть можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/a/aQne6gJM1nK7EZT-
Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!