Найти в Дзене
Евгений Барханов

"Безумствующие колодники" Суждаля (Суздаль)

Оглавление

Тюрьма в монастыре, это не нонсенс, а историческая необходимость! Все молятся, от монаха до тюремщика, а с ними в одних стенах молятся "безумствующие колодники".

Сегодня мы совершили паломничество в это святое место и словно заглянули в русское зеркало.

Пророчества лишённых, в углы задувая Святую затворницу Русь... На остров "Буяна" в колоды сырые за смелую мысль, за крепкие стены чернецов терпеливых, и всех, кто не может без них. Тюремщиков воли своих и чужих: вериги стянувшие под красную стену на память до звона, до хруста костей и до лобного стука, где молится он, не заставленный русский, о российских царях и безумствующих русских...

Удержать ветра в поле

Монах Авель — русский православный монах, предсказавший, согласно некоторым источникам, целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II

В 1785 году тайно ушёл из деревни, оставив жену и троих детей. Получив откупную у своего барина, Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря, где принял постриг. В монастыре прожил только год и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню».
В 1785 году тайно ушёл из деревни, оставив жену и троих детей. Получив откупную у своего барина, Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря, где принял постриг. В монастыре прожил только год и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню».

После нескольких видений монах Авель окончательно ушёл из Валаамского монастыря и отправился по миру. После девяти лет скитаний остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую книгу. В ней говорилось о том, что императрица Екатерина II скончается через восемь месяцев. Епископ Костромской и Галицкий Павел, которому была показана эта книга, решил сдать монаха в руки губернатора, который посадил Авеля в острог и затем отправил в Санкт-Петербург. В Петербурге о нём было доложено императрице. Екатерина II пожалела монаха и вместо казни велела посадить Авеля в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, предсказание сбылось, на престол взошёл Павел I. Впоследствии монах Авель был сослан в Кострому, где предсказал дату смерти нового императора, за что 12 мая 1800 года был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После смерти Павла I монах Авель был сослан в Соловецкий монастырь, который ему было запрещено покидать. В монастыре монах написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами. После того как предсказание свершилось, Александр I велел освободить Авеля. Летом 1813 года монах побывал в Санкт-Петербурге, впоследствии на Афоне, в Константинополе, Иерусалиме. После странствий Авель поселился в Троице-Сергиевой Лавре. 24 октября 1823 года он поступает в Серпуховской Высоцкий монастырь. Опасаясь преследований, в июне 1826 года покинул его, был задержан в Тульской губернии и заключён по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь и стал одним из "Безумствующих колодников".

За крепостью мощной по милости Божьей

Максим Гаврилович Рудомёткин занимался крестьянским и плотницким трудом; был женат и имел троих сыновей. В 1842 году «за совращение из православия в прыгунство» был осуждён и сослан в Сибирский линейный батальон № 62, где прослужил рядовым с 1845 до 1848 год.

Руководствуясь божественным откровением, Рудомёткин объявил себя воплощением Третьего Лица Троицы и потребовал божеских почестей. В 1857 году при большом стечении народа у подножия горы Арарат он короновался как «царь духов» и «вождь сионского народа» и облачился в самодельные царские одежды, на которых значились буквы Ц и Д. Он присвоил себе власть отпускать грехи и проклинать вечным проклятием тех, кто ему противился. В качестве одного из новшеств Рудомёткин ввёл многожёнство и сам завёл семь «духовных жён». Рудомёткин был вновь арестован, предан суду и заключён в Соловецкий монастырь. Путь до места заключения он проделал пешком в кандалах и наручниках. В Соловках Рудомёткин просидел в «каменном мешке» около 9 лет, после чего в 1869 году был переведён в тюрьму суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря. Здесь он получил возможность писать и составил 14 пророческих книг, которые были доставлены его сподвижникам на Кавказ. В своих писаниях предрекал близкую гибель Российской империи и описывал устройство будущего Царства Божьего на земле под своим управлением. Впоследствии из этих книг была составлена «Книга солнца», ставшая священной книгой прыгунов. Книга вместе с другими прыгунскими писаниями была издана в 1915 году в Лос-Анджелесе в сборнике «Дух и жизнь». Сам Рудомёткин скончался в 1877 году в суздальской тюрьме.
Руководствуясь божественным откровением, Рудомёткин объявил себя воплощением Третьего Лица Троицы и потребовал божеских почестей. В 1857 году при большом стечении народа у подножия горы Арарат он короновался как «царь духов» и «вождь сионского народа» и облачился в самодельные царские одежды, на которых значились буквы Ц и Д. Он присвоил себе власть отпускать грехи и проклинать вечным проклятием тех, кто ему противился. В качестве одного из новшеств Рудомёткин ввёл многожёнство и сам завёл семь «духовных жён». Рудомёткин был вновь арестован, предан суду и заключён в Соловецкий монастырь. Путь до места заключения он проделал пешком в кандалах и наручниках. В Соловках Рудомёткин просидел в «каменном мешке» около 9 лет, после чего в 1869 году был переведён в тюрьму суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря. Здесь он получил возможность писать и составил 14 пророческих книг, которые были доставлены его сподвижникам на Кавказ. В своих писаниях предрекал близкую гибель Российской империи и описывал устройство будущего Царства Божьего на земле под своим управлением. Впоследствии из этих книг была составлена «Книга солнца», ставшая священной книгой прыгунов. Книга вместе с другими прыгунскими писаниями была издана в 1915 году в Лос-Анджелесе в сборнике «Дух и жизнь». Сам Рудомёткин скончался в 1877 году в суздальской тюрьме.

Оскопление как вернейшее средство избежать плотского греха

В 1797 г. Селиванов оказался в Петербурге и, по рассказам скопцов, был представлен императору Павлу I. На насмешливый вопрос последнего: «Ты мой отец?» Селиванов ответил: «Греху я не отец; прими мое дело (оскопление), и я признаю тебя своим сыном». Хотя официальных свидетельств, подтверждающих сказание скопцов, нет, но, принимая во внимание, с одной стороны, важность преступления Селиванова, то есть его политическое самозванство, а с другой — предшествовавший этому событию факт вызова Павлом I Шилова из крепости в Латвии, можно с вероятностью допустить, что и Селиванов был также представлен государю. Свидание Селиванова с императором окончилось тем, что его велено было препроводить в дом сумасшедших.

Селиванов Кондратий Иванович - основатель скопческой секты.
Селиванов Кондратий Иванович - основатель скопческой секты.

В 1802 году Селиванов был отправлен на жительство в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят был на поруки камергером бывшего польского короля Станислава Понятовского Елянским, принявшим скопчество. Желая «увенчать всероссийского монарха новым лавром», Елянский составил для поднесения государю оригинальный проект полного преобразования государства в скопческом духе, с приложением «Известия, на чём скопчество утверждается». По этому проекту вся Россия должна была обратиться в некий скопческий корабль. Государь, подобно Иисусу Навину, должен управлять государством по гласу небесному, а для этого при нём должен постоянно находиться искупитель Кондратий Селиванов и «аппробовать все тайные советы», так как в «нём полный Дух небесный Отцем и Сыном присутствует». Себе самому Елянский скромно предоставлял второе место по искупителе и власть над войсками. Результатом этого проекта было то, что автор его был отправлен в суздальский монастырь, а с Селиванова взято обещание не производить оскоплений. Обещание это при первом же удобном случае было нарушено.

наконец, решено было взять Селиванова под арест и секретно сослать в суздальский Евфимиев монастырь, где он и оставался до самой смерти (в 1832 г.). Ходатайства скопцов об освобождении Селиванова были безуспешны. В монастыре Селиванова содержали довольно свободно. Скопцы ходили туда к нему на поклонение; он раздавал приходившим свои волосы и остатки хлеба от стола, которые и хранились теми, как священные предметы.

Суждаль древнее название Суздали, и кажется, что новое название что-то потеряло, сузило образ.