Найти в Дзене
Feel The Vinyl

ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК - КОРОБКА 2025 – Рецензия на новый альбом

Обложка нового альбома
Обложка нового альбома

Это что за человек посмотрел из зеркала? Странный взгляд… Давно не брит, рожа набок съехала!

Именно такой альбом я ждал, он мне очень понравился. Песни уже вошли в плейлист, а внутреннее содержание созвучно мне.

Итак, 17 октября 2025 года успешно состоялся релиз (только вдумайтесь!) шестнадцатого полноформатного альбома ветеранов отечественной метал-сцены – «Чёрный Обелиск». В отличие от своего предыдущего рецензируемого (я имею в виду «АРИЯ – КОГДА НАСТАНЕТ ЗАВТРА»), с творчеством группы «Чёрный Обелиск» я знаком куда лучше, а посыл их мне куда ближе и понятнее. Если не вдаваться в подробности истории становления и разных периодов, можно констатировать, что «Чёрному Обелиску» в этом году, как и «Арии», исполняется 40 лет. Я от всей души благодарю музыкантов и их команду за профессионально проделанную работу и желаю новых свершений и творческого долголетия!

Открыли коробку! Что там? Бытовой цинизм, тревожные мысли, самокопание, рефлексия, размышления о своём месте на земле, сомнения, поиск, потаённые желания. По большому счёту, «КОРОБКА»это блюз-метал (да, именно так), со всеми вытекающими. Ни больше ни меньше. Давайте по традиции сперва разберём каждую новую песню в отдельности, потом сделаем выводы, поделимся мнением.

1. ЧЕЛОВЕК

«Человек» — это не просто первая песня альбома, это диагноз эпохе внутренней усталости. С первых секунд понимаешь: да, вот он, настоящий хит. Ничего не нужно расслушивать или додумывать, трек сразу забирает в свои объятия. Музыка бодрая, почти живая, а внутри — история выгоревшего человека. Уставшего не телом — морально и душевно. Это может быть мужчина за пятьдесят или тридцатилетний, который слишком рано начал подводить итоги, а может, просто загнал себя и «умудрился опытом» преждевременно. Слова подобраны настолько точно, что каждая строчка попадает в боль. Здесь нет жалоб, нет позы. Борисенков говорит сухо, честно, почти отчуждённо — как будто проводит инвентаризацию души. И поверх всего — едкая бравада и сарказм: «Такие, брат, дела. Жизнь прекрасна и весела». Это идеальная открывающая композиция. Если тебя «поймали» здесь — дальше уже не отпустят до самого финала альбома.

2. МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ

После исповедально-уставшей «Человек» вторая песня словно переводит камеру с личного на общечеловеческое. Поднимает вопросы выбора и важности самоидентификации. Невольно мне вспомнилась цитата Боба Дилана: «Истина одного человека — это всегда ложь кого-нибудь другого». Вся песня построена на череде вопросов и антонимов: жизнь или смерть, тень или свет, врач или палач… Но вместо готовых ответов — ответственность. Борисенков как будто говорит: выбирать всё равно тебе. И отвечать — тоже тебе. Песня по звуку тяжелее первого номера, более вязкая и грузная! Особенно хочется отметить и похвалить работу с бас-гитарой Даниила Захаренкова.

3. КОРОБКА

Заглавная композиция альбома. Она открывается коротким электронным вступлением — тем самым лейтмотивом, который будет всплывать и напоминать о себе на протяжении всей песни. Почти сразу — переход в среднетемповый тяжёлый хеви-метал, и это звучит как шаг из внутренней тишины прямо в бетонную реальность. Лирический герой смотрит на мир из окна — из «коробки бетонной квартиры», будто из собственной клетки. Образ героя может примерить на себя любой желающий. Это одна из самых депрессивных и прямолинейных песен альбома.

4. НАС НЕТ

Вы когда-нибудь смотрели естественно-научные передачи, где упоминались суперконтиненты Гондвана и Родиния, существовавшие за сотни миллионов лет до нас? Если при этом всё это наводило на Вас благоговейный ужас или в этот момент вы внезапно чувствовали себя песчинкой среди бескрайнего времени? Если да — этот трек попадёт точно в грудь. По музыке он медленный, почти медитативный, меланхоличный, как холодное дыхание космоса. Текст строится на ощущении ничтожности человеческого существования. Вопросов слишком много, а ответов нет. Это холодная, почти философская анти-молитва. И при этом — именно в этом холоде и бесконечности слышится странное утешение. Потому что если «нас нет», то нет и страха, и боли, и одиночества. Есть только музыка, пространство и свет. А разве это не повод послушать новый отличный альбом от «Чёрного Обелиска»?

5. РАЗВЕ КТО-ТО ТЕБЕ ОБЕЩАЛ

После философской черноты «Нас нет» альбом резко встряхивает слушателя — врывается бодрый, почти пьянящий рок-н-ролл. То самое чувство, когда жизнь тебя уже придавила проблемами, но ты всё равно улыбаешься и идёшь танцевать. С первых аккордов понятно — это песня о людях, которые устали, но всё ещё живы. И музыка здесь — как спасательный круг: простая, открытая, с прищуром и лёгкой самоиронией. На фоне общего драматизма альбома песня играет важную роль — она даёт дыхание. Сбрасывает мёртвый груз философии, зажигает свет, включает музыку и говорит: да, всё сложно, да, всё временно… но пока мы здесь — танцуй.

6. МОИМ ДРУЗЬЯМ

Вот где становится по-настоящему не по себе. Не из-за агрессии или громких гитар, а потому что «Чёрный Обелиск» говорит вещи, которые многие из нас боятся даже подумать. Для меня это — один из центральных треков альбома, наравне с «Человеком». Песня открывается плотным, вязким басом — словно шагами по болоту чужих судеб. Дальше — фирменный среднетемповый хеви, но музыка здесь лишь фон для текста, который режет, как бритва. Вы знаете, говорят, нужно помогать людям, помогать своим друзьям и так далее. Но! Прежде всего нужно задать себе вопрос и честно на него ответить: а это перед тобой — твой друг или просто жалкий собутыльник-алкоголик, тянущий тебя на своё дно? Песня может показаться грубой, циничной, бесчеловечной. Нет, это не так. Это песня сильного человека, который прекрасно видит, кто есть кто. Песня не про предательство и не про равнодушие — она про мужество. Мужество признать: эти люди не идут со мной дальше. И сколько бы мы ни говорили о доброте и помощи, иногда помощь — это честно уйти, а не тянуть их на себе в пропасть. В «Моим друзьям» Борисенков звучит не как рок-герой, а как человек, который много раз поднимал телефон, слушал пьяные голоса прошлого и каждый раз говорил себе: «Хватит. Я живу дальше». «Обелиск» здесь честен до костей — и за эту честность им хочется аплодировать стоя! Справедливости ради, это переработанная версия песни 2022 года. И да, теперь сведение довели до идеала, главный плюс — убрали чертовски раздражающую фоновую гитару «справа».

7. ПОСВЯЩЕНИЕ

Песня — личная. Посвящение дочери Дмитрия Борисенкова, Саше. И вот тут происходит эмоциональный разворот. Да, посыл правильный — «держись, не сдавайся, я рядом». Но музыка и текст уводят в зону, где слишком много сентиментальности, а слишком мало художественного напряжения. Это не слабая композиция — просто она будто из другого мира и для другого слушателя. Лично у меня она вызывает внутреннее сопротивление: слишком прямолинейно, слишком бытово, слишком предсказуемо. Она тёплая, но не обжигающая. Скорее открытка, чем крик. Однако, надо признать, в альбоме она работает как пауза между мраком и надеждой. Кстати, данная песня, как и предыдущая, также выходила ещё в 2022 году, а обложку для сингла как раз нарисовала тогда дочь Дмитрия, если я не ошибаюсь.

8. НИТЬ

Вот ей-богу, друзья, что-то не дорос я до таких песен, то ли в целом мне не близок такой формат. Хотя посыл достаточно мудрый! Эта песня — как завещание, как последний разговор со всем человечеством. В ней нет личной драмы, нет бытовой боли — это уже голос человека, который стоит над временем и смотрит на людей как на бесконечную цепь поколений, связанных кровью, местью и ошибками. Пусть дети наследуют не жажду мести, а музыку, память, свет. Пусть каждый новый куплет будет не про кровь, а про жизнь. Это не просто антивоенная песня — это прощание с ненавистью, которую человечество носило в себе слишком долго.

9. НЕ ЗАБЫВАЙ МЕНЯ (feat. Елена Минина)

Завершение альбома вновь выходит на высокую планку! Экзистенциальное, монументальное полотно от Ч.О., блестяще разбавленное женским вокалом Елены Мининой (певица, композитор и музыкант, солистка Театра «Градский Холл»). Песня – парадокс, песня – призрак. Думы человека, живущего по инерции, не понимающего зачем, погрязшего в какой-то ностальгии, наваждении. Такой человек уходит не громко, а тихо, почти незаметно, как растворяется тень к вечеру. Но всё, что он просит, — не забывать! Отличное завершение альбома, как по мне. Очень уместное.

10. ПОСВЯЩЕНИЕ (feat. Андрей Лефлер)

Та же песня, что и номер 7, но исполненная голосом Андрея Лефлера. Для справки: свою профессиональную карьеру Андрей начал в составе рок-группы «Маврин» в 2005 году. В настоящее время является солистом музыкального театра «Градский Холл». Подытоживая глобально – эта песня - посвящение отца своему ребёнку. Андрей, как и Дмитрий, также является отцом, уверен, для них это особенная песня.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ:

Как я и написал в начале своего разбора — это настоящий блюз-метал. Не западный или чёрный, не копирующий, а наш, с русским нервом, будто пропущенный через коммуналки, усталость и честность. Белый блюз — если угодно. Музыка взрослого человека, который не строит из себя пророка и не требует сочувствия. Он просто называет вещи своими именами.

Это очень зрелый альбом. Такой, который невозможно понять до конца с первого прослушивания. Чтобы принять эти тексты, нужно хотя бы раз в жизни проснуться и не узнать человека в зеркале. Нужно пережить утраты, усталость, выгорание, попытаться снова жить — и, главное, найти силы не остановиться.

Музыкально — это не революция и не попытка удивить. Это уверенная работа мастеров, корифеев, которые знают, кто они и что хотят сказать. «Коробка» — это не просто сборник песен. Это разговор взрослого человека с самим собой и с нами. Разговор честный, порой неудобный, где вместо громких лозунгов — правда. Кому-то он покажется слишком мрачным. Кто-то найдёт в нём себя. Но равнодушным он точно не оставит.

«Чёрный Обелиск» сделали то, что умеют лучше всего — положили на музыку жизнь. Такую, какая она есть. Без прикрас, но с надеждой.

И за это им — огромное спасибо! Общая оценка 8 из 10! Послушайте сами и попробуйте узнать себя в зеркале, будет интересно