Наверное, многие когда-нибудь представляли себе (особенно промозглыми осенними вечерами) фантастический город, закрытый от внешнего мира крышей и даже стенами, внутри которого никогда не идут ни дождь, ни снег и царит вечное лето. Но мало, кто знает, что подобные проекты на полном серьезе разрабатывались в нашей стране!
В 60-е годы в Советском Союзе активно осваивались Сибирь и просторы Крайнего Севера, в суровых полярных условиях строились новые предприятия и города. При этом перед государством постоянно стояла проблема, как заманить в те края новые кадры, прежде всего молодежь. Помимо традиционного, как тогда говорили, «длинного рубля» (повышенных зарплат, пенсий и льгот). Тогда и возникла революционная идея постройки городов под крышей, в которых целый жилой микрорайон (или хотя бы квартал) размещался не на открытом пространстве, продуваемом ледяными ветрами, а внутри огромного стеклянного атриума.
В 1963 году на реке Хантайка началось строительство Усть-Хантайской ГЭС, которая предназначалась для энергоснабжения Норильского горнометаллургического комбината, Дудинского и Игарского промышленных районов, а также населенных пунктов севера Красноярского края. Это была первая в мире гидроэлектростанция, сооруженная в условиях вечной мерзлоты. Сразу же возник вопрос, как будут жить строители, а позднее обслуживающий персонал ГЭС. Кругом тянется бескрайняя лесотундра, до ближайшего города – Норильска – 140 километров, дорог нет, связь только вертолетами и самолетами, 265 дней в году лежит снег, 45 дней длится полярная ночь. В общем условия для жизни, мягко говоря, так себе. Не случайно именно в Снежногорске (такое название получил новый город) решили впервые осуществить проект создания города под крышей. Он был разработан в Ленинградском зональном научно-исследовательском институте. Предполагалось, что это будет огромное здание длиной порядка 400 метров, внутри которого будет находиться небольшая прямая улица, а вдоль нее – шести, - семиэтажные дома с балконами, лоджиями, газонами, встроенными магазинами и прочими культурно-бытовыми объектами. Внутри будет постоянно поддерживаться комфортная температура, так что жители смогут даже зимой гулять по территории в рубашках и футболках. Вот как описывали будущий чудо-город советские газеты: «Даже тогда, когда за его стенами будут бушевать метели и ртуть в столбике термометра опустится ниже 40 градусов, жителям этого городка под крышей обеспечена ровная летняя погода. В комплекс, общий объем которого 178,540 кубических метров, помимо 222 благоустроенных квартир площадью 9370 квадратных метров, входят также школа и детский сад, столовая и службы быта, медицинский блок, клуб с библиотекой, спортивным и зрительным залами, плавательным бассейном».
В случае успеха проекта, подобные города, внутри которых будет круглый год царить лето, предполагалось возводить и в других местах с суровыми климатическими условиями. Увы, воплотить всё это в реальность не удалось. То ли проект посчитали чрезмерно дорогим, то ли излишне сложным. Или решили, что повышенных «северных» зарплат вполне достаточно для удержания кадров на Крайнем Севере. Так или иначе Снежногорск был в итоге отстроен по обычному типовому проекту: несколько пятиэтажек, необходимые объекты соцкультбыта, торчащие посреди вечной мерзлоты. Население города, составлявшее в 1970 году почти 10 тыс. человек, к 2024 году сократилось до 692-х, аэропорт закрыли и сожгли в 2006-м, единственным сообщением остались вертолетные рейсы, медицинское обслуживание практически отсутствовало. В общем, вместо фантастического полярного города мечты Снежногорск стал обычным деградировавшим поселком Русского Севера.
Кстати, единственным более-менее похожим примером «города под крышей» является Уиттиер на Аляске. Все жители этого небольшого и изолированного от внешнего мира порта проживают в одном трехмодульном 14-этажном здании «Башня Бегич», построенном в 1956 году. Там же находятся полицейский участок, медицинская клиника, церковь и прачечная, а сконструировано всё так, что любой житель может пройти по внутренним коммуникациям в любую часть сооружения, не выходя на улицу.
Дмитрий ДЕГТЕВ