На горизонте российского дорожного законодательства маячат значительные изменения, способные серьезно повлиять на логистику и операционные расходы любого бизнеса, использующего автотранспорт. Уже с 1 января 2026 года на дорогах страны может возродиться система контроля средней скорости движения, о которой много говорили и спорили. Эта инициатива, прошедшая непростой путь в законодательных инстанциях, обещает стать новым фактором, который придется учитывать руководителям автопарков и логистам.
Идея о введении штрафов за нарушение "средней" скорости движения вновь обретает актуальность. Законодательный проект, предполагающий такие меры, был предложен в Государственную Думу 15 июля 2025 года.
Изначально законопроект получил негативный отзыв со стороны правительства. Позднее, Комитет Госдумы по транспорту также не поддержал эту инициативу. Их аргументация была весомой: депутаты сочли, что такие меры не будут стимулировать водителей к постоянному соблюдению ПДД и скоростного режима. Вместо этого, водители смогут "обнулять" свою среднюю скорость, делая остановки "в пределах участка дороги, где осуществляется контроль, например, на автозаправочной станции или на парковке".
Помимо этого, парламентарии выразили опасения относительно возможного дублирования штрафов за одно и то же нарушение на одном участке дороги. Сложность в различиях между "обычным" и "средним" превышением скорости могла бы привести к несправедливым санкциям и дополнительной бюрократической нагрузке, как для водителей, так и для контролирующих органов.
Однако, несмотря на первоначальные возражения, дискуссия не утихла. Комитет Госдумы предложил компромиссное решение: принять отдельный федеральный закон о проведении правового эксперимента. Местом для такого эксперимента была выбрана Вологодская область, где предполагается тестирование системы измерения средней скорости движения на трассах.
В своих поправках они предложили четко закрепить понятие средней скорости, а также прописать соответствующее наказание в КоАП. По замыслу авторов, штрафовать следует не только за фактическое нарушение скоростного лимита при проезде мимо конкретной камеры, но и за превышение средней скорости на протяжении всего отрезка между устройствами фиксации. На данный момент, в случае принятия, минимальный штраф за это нарушение при превышении скорости на 20–40 км/ч может составить 750 рублей.
Предложенные сроки эксперимента — с 1 января 2026 года по 30 июня 2027 года. Его основная цель — всесторонняя оценка эффективности системы контроля средней скорости и целесообразности ее последующего внедрения по всей России. Таким образом, несмотря на былые сложности, идея возвращается, пусть и в формате пилотного проекта.
Как будет работать система и что такое "средняя скорость"?
Для бизнеса, чья деятельность напрямую зависит от эффективности и бесперебойности работы автопарка, критически важно понимать механику работы новой системы. Согласно предлагаемым нововведениям, под "средней" скоростью подразумевается отношение пройденного расстояния к времени, затраченному на его преодоление. Это не просто мгновенная скорость в одной точке, а показатель общего темпа движения на определенном участке.
Контроль за этим параметром будет осуществляться через пару синхронизированных камер. Эти устройства, установленные в начале и в конце контролируемого отрезка дороги, будут фиксировать время проезда транспортного средства через обе точки. Затем, специальное программное обеспечение рассчитает среднюю скорость движения автомобиля на данном участке. Если рассчитанная средняя скорость окажется выше установленного лимита, это будет считаться нарушением, которое повлечет за собой штраф.
К чему готовиться бизнесу?
Возвращение камер контроля средней скорости — это не просто очередное ужесточение правил, а потенциальный фактор, способный внести коррективы в бизнес-процессы.
1. Увеличение операционных расходов
Штрафы, даже минимальные в 750 рублей, умноженные на количество автомобилей в автопарке и частоту потенциальных нарушений, могут превратиться в существенную статью непредвиденных расходов. Это напрямую влияет на финансовую устойчивость компании и рентабельность перевозок.
2. Изменение логистических цепочек и маршрутов
Водители, стремясь избежать штрафов, могут начать искать альтернативные, более медленные маршруты или делать незапланированные остановки. Это приведет к увеличению времени доставки, снижению производительности и, как следствие, к потере конкурентоспособности. Компании придется пересматривать нормативы по времени в пути и перестраивать логистику.
3. Необходимость обучения и контроля водителей.
Потребуются дополнительные инструктажи для водителей, чтобы они четко понимали новые правила и последствия их нарушения. Это потребует времени и ресурсов. Более того, усилится потребность в мониторинге поведения водителей на маршрутах, чтобы минимизировать риски.
4. Снижение топливной эффективности
Попытки "сбросить" среднюю скорость за счет резкого торможения, последующего ускорения или длительных остановок могут привести к неоптимальному режиму вождения, увеличивая расход топлива. А это, как известно, одна из самых больших статей расходов для любого автопарка.
В условиях грядущих изменений и возрастающей неопределенности, надежный партнер в управлении автопарком становится не просто желательным, а необходимым. Компания ОФПТК предлагает комплексные решения, которые помогут вашему бизнесу не только адаптироваться к новым вызовам, но и значительно повысить эффективность работы.
Топливные карты для ООО от ОФПТК — это не просто средство оплаты, а мощный инструмент контроля и оптимизации расходов. С ними вы получаете:
- Полный контроль над расходами на топливо:
Прозрачная система отчетности, лимиты на заправки, мониторинг всех транзакций в режиме реального времени. Вы всегда знаете, сколько, где и когда заправляется каждый водитель. - Экономия на каждой заправке:
Доступ к широкой сети АЗС по всей России с выгодными ценами и скидками. - Снижение административной нагрузки:
Отсутствие необходимости выдачи наличных водителям, упрощенный документооборот, автоматическое формирование отчетов для бухгалтерии. - Аналитика для принятия решений:
Детальные отчеты по расходу топлива, километражу, среднему потреблению позволят вам выявлять неэффективные маршруты или стили вождения, что особенно актуально в контексте контроля средней скорости. - Повышение дисциплины водителей:
Знание того, что каждая заправка фиксируется и контролируется, способствует более ответственному отношению к расходу топлива.
В условиях, когда каждый километр и каждая минута пути становятся объектом пристального внимания и потенциальных штрафов, оптимизация других, более контролируемых аспектов работы автопарка выходит на первый план. ОФПТК предлагает инструменты, которые позволяют сфокусироваться на тех переменных, которыми вы можете управлять, создавая прочную финансовую подушку, способную смягчить удары от внешних, не всегда предсказуемых факторов.
Возвращение контроля средней скорости — это не угроза, а повод для переосмысления и повышения эффективности вашего автопарка. Готовы ли вы к этим изменениям? Как ваша компания планирует обеспечить бесперебойную и экономичную работу своего автопарка в новых реалиях?