Полюбоваться Красноярском с Енисея можно, сев на судно (рейсовую "Зарю" или прогулочные теплоходы) выше Коммунального моста (1956-61), каждому знакомого по 10-рублёвой купюре. Менее очевидно, что мост слагает единый ансамбль с Речным вокзалом (1949-52), который своей монументальностью даст фору большинству вокзалов железнодорожных.
Но - на то пространство и постсоветское, что по назначению он не служит уже давно. Теперь в нём какой-то офис, а пассажирским судам хватает нескольких разбросанных вдоль высокой набережной дебаркадеров.
Мы ездили на "Заре" туда-обратно, но кадры с двух направлений ставлю вперемешку, в географическом порядке - по течению вверх. Почти все виды правого берега (который оказался слева) сняты по пути из Красноярска, а все без исключения кадры левого берега - по пути в Красноярск. Но в общем даже освещение не слишком отличаются: путь "Зари" в одну сторону - 1 час 20 минут.
"Заря" уходит под Коммунальный мост. Енисей в Красноярске кажется совсем маленьким по сравнению с собой же в низовьях, но на самом деле даже тут ширина реки от 500 метров до километра. С поправкой на то, что в черте города русло забито низменными зелёными островами, как например остров Отдыха напротив центра. Поэтому Десятирублёвый мост - на самом деле два моста длиной 940 и 410 метров:
У левобережной оконечности моста - "трилистник" городской администрации (1976) с часовой башней (2001) и 25-этажная (64 метра) высотка Енисейского речного пароходства (1970). Под ней можно разглядеть ещё и крышу краевого музея (1912-29) в совершенно неожиданном здесь древнеегипетском стиле - но с воды его фасад почти не виден, закрытый то террасой берега, то мостом.
Дальше с обеих сторон город закрывают острова. По левому берегу - Посадный, на котором в былые времена располагались лесопилки и литейный завод - всё то, что могло ненароком поджечь город. Теперь остров занят водозабором, и даже в старой насосной станции (левое крыло построено в 1912 году, правое в 1933) ведомственный музей.
Ещё один водозабор - на острове Отдыха, но уже позднесоветских времён, как и большая часть районов Правого берега:
Над ними нависают Красноярские Столбы, точнее - скала Такмак, которая служит их городским фасадом. За ней виден Ермак по другую сторону распадка, а вот всякие Деды и Перья - куда дальше и из города почти не видны:
Вновь глядим на левый берег. Как водится, с реки не догадаешься о том, что у Красноярска есть исторический центр с одной из красивейших улиц Сибири. То же - например, в Самаре или Омске: русские города выходили к рекам промзонами, застроенными лишь в последние полвека.
Единственное дореволюционное здание Красноярска, хорошо видимое с Енисея - и то Казённые винные склады 1890-х годов, ныне деловой центр. Высотки за ним - на местном ЗиЛе, бывшем Красноярском заводе комбайнов, эвакуированном сюда в 1942 году и закрытом в 2013-м. Всё это по соседству с вокзалом, который тоже показывается - но лишь на миг.
На правом берегу, на фоне ещё какого-то Столба, начинаются краны речного порта, из которых я показываю, конечно же, самые раритетные.
Но если есть вокзал - логично быть и железной дороге. Над рекой встаёт ажурный мост Транссиба, вот только зная историю, на него не посмотришь без боли...
Ведь его предшественник (1895-99) считался одним из величайших технических достижений своей эпохи и сходу получил Большую медаль Всемирной выставки в Париже, где главным жюри в тот год был целый Гюстав Эйфель. Само это имя на неподготовленного человека действует гипнотически - часто пишут, будто мост разделил эту медаль с Эйфелевой башней, но на деле они участвовали даже в разных выставках.
В чём заключалась его уникальность, неспециалисту понять сложно, тем более что этот мост никогда не был самым длинным или самым высоким. Как минимум - его отличали уникальные для своей эпохи пролёты длиной по 144 метра: к тому времени единственный 150-метровый пролёт уже существовал в Голландии - но здесь пролётов шесть, да и река Лёк явно не могла сравниться с Енисеем. В профиль фермы Красноярского моста казались округлыми, но на самом деле у каждой по 10 граней. Наконец, из-за невозможности смонтировать такую ферму на опорах за один сезон, их строили на берегу и затаскивали на быки по специальным настилам. То, что получилось, было как минимум очень красивым.
Позже по той же схеме построили совсем уж беспрецедентный для своей эпохи мост через Амур у Хабаровска (2,5 километра против 1км здесь), но именно Енисейский мост остался самым знаменитым мостом Российской империи. Он был рассчитан на нагрузки в 52 раза больше самых тяжёлых тогдашних поездов, исправно прослужил весь ХХ век, дополнившись в 1930-е годы второй ниткой Транссиба, и новое столетие встречал в листе ожидания Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако мост выработал своей ресурс, и в 2002 году началась его разборка.
То же самое происходило и на других великих реках Транссиба, но если, скажем, в Новосибирске или Хабаровске от исторических мостов сохранили на берегу хотя бы по одному пролёту, здесь к 2007 году отправили на переплавку всё. Среди историческим памятников, утраченных в постсоветской России, Красноярский мост был если не самым ценным, то уж точно самым известным в мире. Но даже его фотографий сохранилось на удивление мало, а нынешний запоминается разве что опорами ЛЭП прямо на фермах.
Соседний Николаевский автодорожный мост длиной 1562 метра построен лишь 2012-18 годах, но в Красноярске явно один из самых востребованных. И не в последнюю очередь благодаря ему верховья Правого берега под дачным Торгашинским хребтом превратились в район новостроек:
За мостами с левого берега, на месте дореволюционной ещё паромной пристани - старый заброшенный элеватор (1934):
Здесь начинается Афонтова гора, за пределами Красноярска известная в первую очередь находками (первые сделаны в 1884 году) палеолитических стоянок.
Но за башнями ЖК "Орбита" скрывается советский Студгородок:
Отделённый Гремячим логом от Академгородка, разраставшегося с 1956 года вокруг Красноярского научного центра. Как я понял, высотки туда пока не дошли, а пятиэтажки, как и в Новосибирском Академгородке, не выше деревьев. С реки кажется, будто город здесь уже закончился:
И тем страннее смотрится храм Новомучеников (2010-17) высоко на яру, кажущийся издали огромным. Кадр снят с другого берега, откуда он виден "в полный рост":
Так же странно смотрится одинокая высотка, будто торчащая посреди леса над Гремячей гривой:
А вот по правому берегу город действительно сходит на нет. Самые известные и красивые Центральные Столбы - примерно за этим сопками (левее). Под ними, у дороги - парк развлечений и один из крупнейших в России зоопарк "Роев ручей", разрастающийся с 1999 года из живого уголка при Красноярском заповеднике (1942).
Левобережный город замыкает посёлок Удачный в 7 километрах от вокзала, примечательный вполне историческим (а для Сибири это огромная редкость!) Успенским монастырём. Ну как историческим? Основан он был в 1873-79 годах по разнарядке и оставался немноголюдным, а всерьёз расцвел лишь в 21 веке. С Енисея видны высокий храм иконы "Всецарица" (2014-25) и длинный корпус келий (1874-78). Из-за него выглядывают звонница (2014-15, под модерн), Успенская церковь (2005, с золотой главкой) и за углом, опять же под модерн - Культурно-исторический центр "Успенский" (2018) со всякими выставками, мастер-классами и Сибирским мужским хором.
Правее "Всецарицы" - деревянный Дом Архиерея (1879-83) с Пантелеймоновской церковью, ныне православный музей:
А вот центральная Успенская церковь (1873-77) не сохранилась:
Сам Удачный оправдывает своё названием хотя бы тем, что это местная рублёвка: в зелени скрываются дачи таких персонажей, как Александр Усс (губернатор в 2018-23 годах, причём - самый богатый в России) или Толя Бык (самое известное имя криминальных Алюминиевых войн 1990-х). И первого журналиста, который об этом написал, убили в 1995-м...
Там, где дачи мельчают, а то и продолжаются жилыми эллингами, появляются первые скалы:
А над всем эти нависает Николаевская сопка - давно потухший вулкан, ограничивающий Красноярск с левого берега. В 2022 году на его вершине поставили высочайший в России флагшток (ровно 100 метров) и оборудовали смотровую площадку с, пожалуй, лучшим видом Красноярска и Столбов (в том числе Центральных):