Найти в Дзене
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

От Худшего К Лучшему. Фильмы Эльдара Рязанова (Часть I).

От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего. Вот здесь - теоретические данные и краткое вступление. Предыдущие части: Напоминаю градацию оценок: 0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально Поехали! Эх, если бы не плохая актёрская игра, то не видали бы мы никакой «Иронии», ей-богу! Пьеса, по который был снят этот фильм, была написана Брагинским и Рязановым ещё в конце шестидесятых, плавно перекочевала на театральные подмостки и успешно шла во многих городах СССР.
Но Брагинский и ЭАР были недовольным постановками своей пьесы – им казалось, что актёры пытаются свести всё к дешёвой комедии, нивелируя тем самым глубокий посыл, заключенный в их пьесе. Оставалось только одно: самим
Оглавление

От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего.

Вот здесь - теоретические данные и краткое вступление.

Предыдущие части:

Фильмы Эльдара Рязанова - от худшего к лучшему. | Johnny Catmans Music Hearts Club Band | Дзен

Напоминаю градацию оценок:

0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально

Поехали!

3 - «Ирония Судьбы, Или С Лёгким Паром!» (1975)
Оценка: 10/10

-2

Эх, если бы не плохая актёрская игра, то не видали бы мы никакой «Иронии», ей-богу! Пьеса, по который был снят этот фильм, была написана Брагинским и Рязановым ещё в конце шестидесятых, плавно перекочевала на театральные подмостки и успешно шла во многих городах СССР.
Но
Брагинский и ЭАР были недовольным постановками своей пьесы – им казалось, что актёры пытаются свести всё к дешёвой комедии, нивелируя тем самым глубокий посыл, заключенный в их пьесе. Оставалось только одно: самим подобрать актёров на главные роли и всё снять именно так, как задумывалось.
Всё что было дальше – уже история. Которую, впрочем, я не вижу смысла в очередной раз пересказывать, хотя надо бы, конечно, рассказать о том, что чиновникам
Госкино замысел не понравился и они съемку картины не одобрили, сказав, что приключения пьяного московского доктора в Ленинграде это совсем не то, в чем нуждаются люди на Новый Год.
Именно поэтому
Рязанов обратился к заклятому врагу Госкино – министру телевидения Лапину. Лапин режиссёра успокоил, угостил чаем и пообещал, что всё будет в лучшем виде.
Ну а вот дальше уже идёт история, которую все и без меня знают и помнят: куча проб, попытки протащить
Басилашвили на главную роль, привлечение Мягкова, разговоры с Барбарой Брыльской, убеждение Юрия Яковлева, написание песен к фильму и как итог – полный триумф в новогоднюю ночь с 1975-го на 1976-ой год.
Бессмысленно пытаться объяснить успех фильма какими-то рассуждениями и холодными расчётами. Холод тут, честно говоря, вообще не поможет, ибо
«Ирония Судьбы» своим теплом обволакивает любого, кто её смотрит – и тут совершенно не имеет значения, когда вы впервые этот фильм посмотрели вообще. Вот я, скажем, впервые его увидел году в 1991-ом – я тогда удивлённо хлопал глазами, кусал себя за большой палец правой ноги и практически ничего не соображал, ибо было мне всего лишь два года от роду.
Но каким-то необъяснимым образом
«Ирония Судьбы» стала частью моего культурного кода – и остаётся там и по сей день.
И никакие прочие новогодние фильмы никогда не заменят мне
«Иронию» с её грезами наяву и неповторимой атмосферой праздника, а все эти оставшиеся одни дома белобрысые американские мальчишки и подозрительно весёлые Санта-Клаусы могут катиться к чертям собачьим. На Новый Год хочу только на Барбару Брыльску смотреть! Никого другого даже не подсовывайте! Даже эту вашу заливную рыбу, которая такая гадость сама по себе, что хоть в шубе купайся!
«Ирония Судьбы» – праздничный Рязанов, неспешно потягивающий из бокала шампанское и время от времени своему зрителю подмигивающий.

2 - «Служебный Роман» (1977)
Оценка: 10/10

-3

Я с трудом подобрал эпитеты для «Иронии Судьбы», а вот в случае со «Служебным Романом» вообще как-то теряюсь и слов подобрать не могу. Почему люди любят этот фильм? Почему лично я люблю этот фильм?Элементарно, Ватсон! Потому что это «Служебный Роман», потому что это душевная лента о человеческих отношениях! Ох, как-то слишком уж скомканно и совсем уж сухо описал я этот фильм! Он же гораздо глубже, гораздо тоньше и гораздо проникновеннее, чем все эти нелепые описания и характеристики!Вообще я только недавно узнал, что «Служебный Роман» - вторая часть так называемой «любовной трилогии» Рязанова. Первой была, как не трудно догадаться, «Ирония Судьбы», а завершающей – «Вокзал Для Двоих».
Но из всей этой трилогии пальму первенства я отдам всё же
«Служебному Роману». Вот какой-то этот фильм… особенно родной! И тёплый!
А теперь сухие (мокрые?) факты. Как и
«Ирония Судьбы», этот фильм вырос из пьесы – пьеса называлась «Сослуживцы» и с успехом шла на подмостках советских театров, что, впрочем, не отменяло того, что Брагинский с Рязановым постановками были не особо довольны из-за (сюрприз-сюрприз!) отсутствия глубины и стремления актёров превратить всё в дешёвый водевиль.
Особо об экранизации
«Сослуживцев» ЭАР даже и не думал – но ровно до тех пор, пока не увидел одноименный телеспектакль 1973-го года, который заставил его взяться за голову и пожалеть о том, что кто-то экранизировал пьесу раньше его самого. Нет, версия «Сослуживцев» от Бориса Кондратьева, конечно, не идёт с рязановским «Служебным Романом» ни в какое сравнение, однако непонятно, что же именно так сильно вывело ЭАР из себя, что он пошел на то, чтобы свою же собственную пьесу и экранизировать.
«Служебный Роман» – максимально душевный Рязанов, родной не только для тех, кто вырос в СССР, но и для всех последующих поколений, которым этот фильм передаётся как будто бы по наследству.

1 - «Гараж» (1979)
Оценка: 10/10

-4

Собственно вот он, лучший фильм Эльдара Рязанова, его magnum opus и работа, по которой его будут оценивать потомки. Несколько, конечно, высокопарно, а кто-то скажет, что очень даже и спорно, но…
Но во-первых здесь блестящий сценарий (за что, конечно же, спасибо
Брагинскому), во-вторых здесь блестящий актёрский состав, в-третьих здесь нет совершенно ничего лишнего, а в-четвёртых…
А в-четвёртых
ЭАР здесь нырнул куда-то в самые потаённые закоулки загадочной человеческой натуры. В настолько потаённые, что невольно восхищаться начинаешь этим грузным мужчиной – не только кино умел снимать, но и психологом, судя по всему, был отменным!
Впрочем, те самые закоулки
Эльдар Александрович впервые обнаружил именно у себя, ибо вся эта история с гаражами вполне себе реальна: во время собрания гаражного кооператива Мосфильма решалось, кто получит гараж под своё авто, а кто получит дырку от бублика – и наше всё, наш любимый ЭАР боролся за место под солнцем не щадя живота своего, нисколько не задумываясь о судьбах тех, кого гаража лишили.
А потом грузный мужчина с тяжёлым взглядом ужаснулся своему поведению и раскаялся, после чего взял в охапку верного
Брагинского и засел писать с ним на кухне сценарий.
Вот так из реальной жизни в экранную и пророс сей шедевр советского кино – а с ним и массе крылатых фраз и оригинальных выражений. Про актёрский состав я вообще молчу – никого лишнего, никаких тебе бездарных людей по блату, все на своём месте и не просто играют свои роли – они ими (!!!) живут!
«Гараж» - самый что ни на есть народный Рязанов, горячо любимый простыми людьми, про которых он, собственно говоря, и снимал все свои фильмы. Взаимной ли была любовь народа к режиссёру? Вот теперь с уверенностью можно сказать, что да, народ свой Эльдар Александрович любил.
По-своему, конечно, с язвительными подшучиваниями и маканием в собственное головотяпство – но любил. Как пить дать любил.