- Встретил я на днях старого знакомого. Сергея. Человека, который "крутится" на автомобильном рынке уже лет двадцать, если не больше. Он не дилер, нет. Он — перекуп. Тот самый, кто покупает «слезы» и продает «надежды». Его стихия — вторичный рынок. И он чувствует себя там, как рыба в воде.
- 1. Машины «премиум-сегмента» с огромными пробегами и сложной историей
- 2. Массовые седаны D-класса (например, Ford Mondeo, Volkswagen Passat)
Встретил я на днях старого знакомого. Сергея. Человека, который "крутится" на автомобильном рынке уже лет двадцать, если не больше. Он не дилер, нет. Он — перекуп. Тот самый, кто покупает «слезы» и продает «надежды». Его стихия — вторичный рынок. И он чувствует себя там, как рыба в воде.
Мы сидели в его неуютном, но удивительно функциональном "офисе", больше похожем на строительную бытовку, пропахшем кофе, сигаретным дымом и едва уловимым ароматом автомобильного освежителя. Разговор зашел о том, как меняются цены.
— Ну и как дела, Сергей? Бизнес идет?
Он усмехнулся, щелкая шариковой ручкой.
— Бизнес? Постоянная лотерея. Одни машины уходят как горячие пирожки. Другие... другие пылятся месяцами. И знаешь, что самое интересное? Есть такие, что дешевеют — хоть плачь. Сразу, резко, бесповоротно.
Он откинулся на спинку стула, заложил руки за голову. В его глазах читался азарт охотника, готового поделиться своими трофеями — не удачными, а наоборот, провальными.
— Хочешь список? Топ-10 машин, которые стремительно теряют в цене? Прямо на глазах. Как будто из них выходит не воздух из шин, а сами деньги.
Я, конечно, хотел. Очень. Кто же откажется от такой инсайдерской информации?
— Дай-ка я тебе расскажу. Запоминай.
1. Машины «премиум-сегмента» с огромными пробегами и сложной историей
— Первое и самое главное — это любая дорогая иномарка, которую изначально купили не по карману. Ну, знаешь, такие модели: Mercedes S-класса, BMW 7 серии, Audi A8. Люди брали их в салоне, отдавали кучу денег... а через три-пять лет? Через пять лет они уже не первые хозяева. Пробег за 150 000 км. А сервисная книжка — это отдельный роман с печальным концом.
Почему дешевеет? Логика проста. Покупатель на такой автомобиль б/у — это человек, который хочет выглядеть богаче, чем он есть. Но он не готов платить за капризный двигатель, дорогую электронику, сложную пневмоподвеску. Каждый день владения — это риск. Риск огромных трат. И этот риск закладывает в цену огромную скидку.
— Представь: новый «Мерседес» за тридцать миллионов. Через четыре года его пытаются продать за пять. Кажется, выгодно? Ага. А потом выясняется, что замена одной только пневмоподвески стоит как подержанная Лада. Покупатели бегут от таких предложений как от огня. И цена падает. Еще ниже.
2. Массовые седаны D-класса (например, Ford Mondeo, Volkswagen Passat)
— Ну, тут все просто. Рынок переполнен. Их было продано — тысячи. Новых. А сейчас все хотят кроссоверы. ВСЕ. Спроси любого: «Что хочешь купить?» — «Ну, что-то повыше... типа паркетника».
Почему дешевеет? Спрос сместился. Кардинально. Большой, удобный, но низкий седан уже никому не интересен. Он ассоциируется с такси, с корпоративным автомобилем, с чем-то устаревшим. Его рыночная стоимость обрушивается просто потому, что он вышел из моды. Как широкие джинсы в эпоху скинни.
3. Электромобили первых поколений (Nissan Leaf, BMW i3)
— Вот уж где настоящая пропасть! — Сергей чуть не подпрыгнул от возбуждения. — Это не просто падение цен. Это — обвал. Обвал с шестом и сальто назад.
Почему дешевеет? Батарея. Этот аккумулятор — сердце электромобиля. И оно с каждым годом бьется все слабее. Запас хода на новом — 150 км. Через пять лет — 100. А зимой? Зимой и вовсе 60-70. Кому нужна такая машина? Городской тележке на колесах? А цена замены батареи сравнима со стоимостью самого подержанного авто. Страх. Просто страх покупать такого «железного коня». И технологии не стоят на месте. Новые электромобили едут дальше, заряжаются быстрее. Старые — мгновенно обесцениваются.
— Видел я вчера Nissan Leaf, пятилетний. Просили за него смешные деньги. Смешные и... грустные. Как за велосипед. Хороший велосипед, но все же.
4. Автомобили с проблемной репутацией (некоторые модели Alfa Romeo, Jaguar, Land Rover)
— Есть марки, — продолжил он, понизив голос, как будто сообщая государственную тайну, — которые славятся своим «характером». И характер этот — не из простых. Постоянные визиты в сервис. Дорогие запчасти. Вечные проблемы с электрикой.
Почему дешевеет? Репутация. Это приговор. Человек, покупающий подержанный Jaguar, должен быть либо большим фанатом, либо полным безумцем. Третьего не дано. Высокая стоимость обслуживания и ненадежность заставляют продавцов снижать цену снова и снова. Лишь бы избавиться. Лишь бы не вкладываться в очередной ремонт.
— Красота? Несомненно. Шарм? Бесподобен. А теперь открой Яндекс и напиши: «типичные неисправности Jaguar XF»... и приготовь валерьянку. После прочтения ты будешь готов отдать его даром.
5. Мощные спортивные купе (например, Ford Mustang, Chevrolet Camaro для нашего рынка)
— Ах, эти мустанги! — Сергей мечтательно улыбнулся. — Мечта юности. Громкий, быстрый, яркий. Пока ты его покупаешь в салоне. А потом приходит понимание.
Почему дешевеет? Узкая ниша. Такой автомобиль — игрушка. Вторая, а то и третья машина в семье. На каждый день он неудобен: жесткая подвеска, прожорливый двигатель, два места сзади «для сумок». Найти покупателя, который готов содержать такую «игрушку» и мириться с ее недостатками, очень сложно. Очень. Поэтому цены падают, пытаясь привлечь хоть кого-то.
— Прокатиться летним вечерком? Прелесть. А поехать на дачу? Или в магазин за продуктами? Или просто простоять в пробке? Это уже пытка. И расход... о, этот расход! Он заставит тебя смотреть на бензоколонку с тихой ненавистью.
6. Машины с «автоматами» старых поколений (роботизированные коробки, например, у некоторых Renault, Ford)
— Вот тут — стоп! Красный флаг! — Сергей стал серьезен. — Есть вещи, которые не прощаются. Никогда. Одна из них — старый робот. Тот самый, который дергается, как будто в него бьет током, тупит, перегревается.
Почему дешевеет? Потому что ремонт или замена такой коробки — это финансовый крах. Потенциальные проблемы настолько серьезны и дороги в устранении, что разумный покупатель обойдет такой автомобиль за километр. А неразумному... неразумному потом придется очень горько. Цена падает, чтобы компенсировать этот будущий ремонт. Иногда — вдвое.
— Это не машина, это головная боль на колесах. Продать ее — все равно что выиграть в лотерею. Для продавца, разумеется.
7. Минивэны (например, Ford Galaxy, Volkswagen Sharan)
— Семейные лодки. Когда-то были мега популярны. А сейчас? Спроси у молодой семьи: «Хотите минивэн?». Посмотрят на тебя, как на динозавра.
Почему дешевеет? Их вытеснили кроссоверы. Снова они. В том числе и китайские! Минивэн ассоциируется с чем-то утилитарным, скучным, «семейным автобусом». Он не модный. Он не «крутой». Он просто практичный. А практичность, увы, сегодня в дефиците. Ее мало кто ценит.
— Пространства — море. Удобства — выше крыши. Но... стиля — ноль. И цена на вторичке соответствующая. Потому что желающих купить «семейный автобус» — раз-два и обчелся.
8. Автомобили редких или «умирающих» марок (например, Infiniti, Chrysler в России)
— Что сложнее всего продать? То, что никто не знает. Или то, о чем все уже забыли. Запчасти? Проблема. Сервис? Проблема. Дилерская сеть? Вообще катастрофа.
Почему дешевеет? Отсутствие инфраструктуры и поддержки. Покупая такую машину, человек остается с ней один на один. Где ремонтировать? Где обслуживать? Кто это починит? Эти вопросы висят над автомобилем дамокловым мечом. И этот меч рубит его цену безжалостно.
— Infiniti — машина отличная. По многим параметрам. Но... ее престиж — призрачен. Ее сервис — головная боль. И люди платят за это головную боль меньше. Намного меньше.
9. «Перегруженные» опциями комплектации бюджетных марок
— Знаешь, в чем главная ловушка для новичка? — спросил Сергей, глядя на меня прищуренными глазами. — Он приходит в салон Kia или Hyundai. Смотрит на базовую версию. А ему продают «люкс» с полным фаршем: панорамная крыша, кожа, подогрев всего, что можно, крутая музыка.
Почему дешевеет? На вторичном рынке все эти опции стоят копейки. Покупатель б/у автомобиля ищет, в первую очередь, надежность и адекватную цену. Ему не нужна «панорама», которая может потечь, или сложная мультимедиа, которая может «глючить». Он готов переплатить за марку, но не за «прибамбасы». Поэтому машина из салона, купленная за 5 000 000, через год будет стоить как такая же, но базовая, которую купили за 2 500 000. Потеря — полмиллиона. Просто испарились.
— Опции не делают тебя богатым на вторичке. Они делают тебя... более убыточным.
10. Любые новинки от непроверенных марок (китайские премиум-бренды)
— И последнее. Самый свежий пример. Приходит на рынок новый китайский бренд. Красиво. Технологично. Много «фишек». Цены — супер. Находятся смельчаки, которые покупают.
Почему дешевеет? Потому что никто не знает, как эта машина будет вести себя через три-пять лет. Какова ее реальная надежность? Какова стоимость обслуживания? Сохранится ли дилерская сеть? Неизвестность — это самый большой враг остаточной стоимости. Покупая такую новинку, ты становишься подопытным кроликом. И за эту «честь» ты платишь своими деньгами. Которые потом тают на глазах.
— Это лотерея. С очень маленькими шансами на выигрыш.
Он закончил. В комнате повисла тишина, нарушаемая лишь тиканьем часов.
Я поблагодарил его и вышел на улицу. Мир машин вокруг заиграл новыми красками. Каждый проезжающий автомобиль я теперь оценивал не только по внешнему виду, но и по тому невидимому грузу, который он несет на себе. Грузу будущего падения цены. И этот груз, как выяснилось, для некоторых моделей оказывается непосильно тяжелым.
Вывод? Он прост до банальности.
Покупая новую машину, ты платишь за эмоцию. Покупая подержанную — за здравый смысл.
И чем стремительнее машина теряет в цене, тем дороже обходится эта первая, сиюминутная эмоция. Гораздо дороже, чем кажется на первый взгляд.
Так стоит ли оно того? Решайте сами. Но теперь вы знаете — КАКИЕ машины дешевеют быстрее других.
Знание — сила. И в данном случае — сэкономленные деньги.