Найти в Дзене
Легенды Рока

The Beatles: Поздний роковый период (1968-1970)

Заканчиваем повествование о творчестве легендарной группы The Beatles. В предыдущей (третьей) статье рассматривался их психоделический период (1966-1967), когда они снова поразили мир, создав свои главные студийные шедевры. В этой (четвёртой) статье речь пойдёт о не менее успешном позднем творческом периоде и финальном релизе студийных альбомов. Этот период хоть и считается кульминацией их творчества, но и временем неизбежного конца из-за возросших амбиций и разногласий. К 1968 году Битлз были на пике популярности и стали "божествами" среди своих поклонников. Вездесущие, обожаемые всеми Джон, Пол, Джордж и Ринго были четырьмя самыми известными медийными лицами на планете. . В предыдущие годы (с 1963 по 1967 годы) у The Beatles был четкий внутренний баланс сил при доминировании творческого тандема Леннона и Маккартни: Переломный момент: Смерть Брайана Эпстайна (27 августа 1967 года) Смерть Эпстайна стала катастрофой для группы. Он был тем, кто держал их вместе, решал все вопросы и был
Оглавление

Заканчиваем повествование о творчестве легендарной группы The Beatles. В предыдущей (третьей) статье рассматривался их психоделический период (1966-1967), когда они снова поразили мир, создав свои главные студийные шедевры. В этой (четвёртой) статье речь пойдёт о не менее успешном позднем творческом периоде и финальном релизе студийных альбомов. Этот период хоть и считается кульминацией их творчества, но и временем неизбежного конца из-за возросших амбиций и разногласий.

Битлз 1968 год
Битлз 1968 год

К 1968 году Битлз были на пике популярности и стали "божествами" среди своих поклонников. Вездесущие, обожаемые всеми Джон, Пол, Джордж и Ринго были четырьмя самыми известными медийными лицами на планете.

.

Битлз 1969 год
Битлз 1969 год

Творческий расклад

В предыдущие годы (с 1963 по 1967 годы) у The Beatles был четкий внутренний баланс сил при доминировании творческого тандема Леннона и Маккартни:

  • Джон Леннон: Изначально бесспорный лидер и основатель группы был самым харизматичным с бунтарским характером. Он задавал интеллектуальный и творческий тон, писал часто резкие и саркастичные тексты, экспериментировал с разными стилями и направлениями (в том числе с входившими в моду тяжёлым гитарным роком и блюзом).
  • Пол Маккартни: Соперник и партнер Леннона. Невероятно амбициозный и трудолюбивый, он был движущей силой в студии, часто подталкивая группу к новым музыкальным высотам, сочиняя главным образом мелодичные, романтичные и поп-ориентированные вещи, но не боялся экспериментов.
  • Джордж Харрисон: В начале карьеры Харрисон редко писал песни, но постепенно начал вносить свой вклад, сочиняя и записывая по 1-2 песни на каждом альбоме, показав становление как автора.
  • Ринго Старр: Имел минимальный вклад в творчество группы в ранний период, но иногда получал вокальные партии в единичных песнях.
  • Джордж Мартин: "Пятый битл", музыкальный продюсер, чей авторитет и знания были абсолютными в вопросах аранжировок и звукозаписи.
  • Брайан Эпстайн: Настоящий "внешний" лидер. Он принимал бизнес-решения, организовывал гастроли, был менеджером, буфером между группой и миром и конечным арбитром в спорах.

Переломный момент: Смерть Брайана Эпстайна (27 августа 1967 года)

Смерть Эпстайна стала катастрофой для группы. Он был тем, кто держал их вместе, решал все вопросы и был отцовской фигурой. В течение недели после этого события они объявили о своем решении самостоятельно управлять группой, что в дальнейшем привело к раздорам. В отсутствии конкуренции вакуум лидерства постепенно начал заполнять Пол Маккартни, который стал брать больше инициативы на себя. Его ближайший соратник Джон Леннон в этот период переживал творческий и личный кризис. Джордж Харрисон, чей талант расцветал, был раздражен тем, что его песни редко попадали в альбомы, и чувствовал себя недооцененным. Ринго Старр, самый непритязательный, иногда даже временно уходил из группы из-за напряженной атмосферы в коллективе.

Битлз и Брайан Эпстайн 1967 год
Битлз и Брайан Эпстайн 1967 год

Поздний период Битлз стал финальным аккордом в истории группы: участники всё активнее занимались собственным сочинительством и сольными проектами, но при этом коллектив всё же выпустил несколько отличных знаковых рок-альбомов.

Итак, давайте разберем этот период творчества подробнее в хронологическом порядке.

1968 год: Поездка в Индию и запись Белого альбома

В начале 1968 года участники группы были измотаны многочисленными сессиями записи и съёмками в кино, кроме того дали о себе знать пагубные пристрастия членов группы к различным психоделикам. Особенно этими веществами увлекался Джон Леннон, брак которого с женой Синтией трещал по швам. Поэтому, когда Джордж Харрисон в феврале 1968 года предложил отправиться в индийский ашрам в Ришикеше (в предгорья Гималаев), чтобы пройти трёхмесячный курс в группе трансцендентальной медитации под руководством Махариши Махеш Йоги, Джон записался первым. Вскоре за ними последовали Пол и Ринго вместе с жёнами, партнёршами, английским фолк-рокером Донованом, Майком Лавом из Beach Boy, актрисой Мией Фэрроу, её сестрой Пруденс и другими.

Битлз в Индии 1968 год
Битлз в Индии 1968 год
Битлз в Индии 1968 год
Битлз в Индии 1968 год

Время, проведенное в Индии, стало одним из самых плодотворных периодов для группы, когда было написано множество песен, большинство из которых вошли в их следующий альбом. Однако Старр ушел всего через десять дней, не в силах переварить еду, а Маккартни в конце концов стало скучно, и он ушел месяц спустя. В Ришикеше, вдали от искаженной реальности Лондона, только Джордж обрел просветление. Для Леннона креативность оказалась под вопросом, когда специалист по электронике, известный как Мэджик Алекс, предположил, что Махариши пытается манипулировать ими. Когда он заявил, что Махариши заигрывал с посетительницами, поверивший ему Леннон внезапно покинул группу всего через два месяца после начала курса, забрав с собой непоколебимого Харрисона и остальную часть окружения. В гневе Леннон написал язвительную песню под названием "Maharishi", переименованную в "Sexy Sadie", чтобы избежать возможных юридических проблем. Маккартни сказал: "Мы совершили ошибку. Мы думали, что в нем есть нечто большее, чем было на самом деле". Через месяц брак Джона и Синтии распался, и у него начались отношения с Йоко.

Битлз в Индии 1968 год
Битлз в Индии 1968 год
Битлз и Джордж Мартин в Индии 1968 год
Битлз и Джордж Мартин в Индии 1968 год

За это время, получив свободу самовыражения, Леннон, Маккартни и Харрисон написали в общей сложности 17 песен, которые войдут в будущий "Белый альбом". И даже Ринго впервые написал одну из них. Этот период был настолько плодотворным, что песен хватило на двойной альбом, а не вошедшие демо-треки появились позже в Антологиях и расширенных изданиях.

15 марта 1968 года вышел Сингл "Lady Madonna"/"The Inner Light", записанный 3 и 6 февраля. Рок-н-ролл с элементами клавишного буги "Lady Madonna" традиционно попал на первую строчку британских чартов.

-9

The Beatles - Lady Madonna (1968)

В мае Леннон и Маккартни отправились в Нью-Йорк на презентацию нового бизнес-проекта The Beatles - Apple Corps (с яблочным логотипом), на который группа возлагала большие надежды не только в плане выпуска пластинок, но и в других мультимедийных и коммерческих целях.

Леннон и Маккартни в Нью-Йорке 1968 год
Леннон и Маккартни в Нью-Йорке 1968 год

Логотип
Логотип

28 июля 1968 года "Битлз" устроили фотосессию "Безумного дня" с фотографом Доном Маккаллином по всему Лондону.

Битлз 1968 год
Битлз 1968 год
Битлз 1968 год
Битлз 1968 год

Битлз 1968 год
Битлз 1968 год
Битлз 1968 год
Битлз 1968 год

26 августа 1968 года на новом лейбле "Apple" вышел Сингл "Hey Jude"/"Revolution", который записывался 31 июля и 1 августа в лондонской студии Trident Studios, в период работы над новым студийным альбомом. На этих сессиях была спродюсирована самая длинная 7 минутная песня The Beatles на тот момент - "Hey Jude". Баллада возникла из "Hey Jules", песни, которую Маккартни написал, чтобы утешить маленького сына Леннона - Джулиана, после того как Джон ушел от своей жены Синтии к японской художнице Йоко Оно. "Hey Jude" стала хитом номер один во многих странах мира и стала самым продаваемым синглом года в Великобритании, США, Австралии и Канаде ( с тиражом около восьми миллионов копий). Его девятинедельное пребывание на первом месте в Billboard Hot 100 установило абсолютный рекорд по продолжительности пребывания на вершине американских чартов, который он удерживал в течение девяти лет. На другой стороне был быстрый и агрессивный хард-рок-хит "Revolution" с искаженными гитарными рифами Леннона, который отличался от блюзовой версии "Revolution 1", попавшей в "Белый альбом". На обе песни были сняты видеоклипы.

-16

The Beatles - Hey Jude (1968)

The Beatles - Revolution (1968)

Девятый студийный альбом "The Beatles" ("The White Album"), который записывался в студии EMI и Trident с 30 мая по 14 октября с продюсером Джорджем Мартином, вышел 28 ноября 1968 года.

-17

За это время на многочисленных сессиях группа записала то, что стало двойным альбомом "The Beatles", широко известным как "Белый альбом" из-за его практически безликой обложки. За это время отношения между участниками стали во многом противоречивыми. Сначала "уволенный" Старр ушёл на две недели, оставив своих коллег по группе записывать "Back in the USSR" и "Dear Prudence" в составе трио, а Маккартни заменил его на барабанах. Леннон критиковал Маккартни за "Ob-La-Di, Оb-La-Da", которую он назвал "бабушкино музыкальное дерьмо". Как правило, ни Джон, ни Пол не воспринимали композиции Джорджа всерьез. Однажды расстроенный, Харрисон уговорил своего друга Эрика Клэптона прийти в студию и записать с ним знаменитую "While My Guitar Gently Weeps". Напряженность еще больше усугубилась из-за романтической увлеченности Леннона художницей-авангардисткой Йоко Оно, которую он стал приглашать на сессии записи, несмотря на устоявшееся мнение группы о том, что подружкам вход в студию запрещен. Эти сессии были началом разлада и терпение музыкантов в группе было на пределе. В какой-то момент расстроенный Джордж Мартин отказался от продюсерских обязанностей и отправился в отпуск.

Битлз 1968 год
Битлз 1968 год

На этом эклектичном альбоме группа вернулась к своим рок-н-рольным корням и впервые продемонстрировала творческую свободу, используя более широкий спектр музыкальных стилей (от кантри и фолка до попа и мюзик-холла, от блюза и хард-рока до прога и авангарда). Отказавшись от тщательной студийной проработки, которая так хорошо зарекомендовала себя на Sgt. Pepper, они записали большинство треков коллективно, хотя в целом уже работали индивидуально. Записывая некоторые несерьёзные миниатюры типа "Wild Honey Pie" и "Piggies", музыканты позволяли себе немного "похулиганить".

Битлз 1968 год
Битлз 1968 год

Выпущенный в виде двойного альбома "The Beatles" стал первым студийным альбомом группы на собственном лейбле Apple Records. Он включал 30 композиций в основном Леннона-Маккартни (из них 4 авторства Харрисона и 1 Старки). Пластинка, воспринимавшаяся Битлз как глоток свежего воздуха, собрала более 2 миллионов предварительных заказов, было продано почти 4 миллиона копий в США чуть более чем за месяц, а её песни доминировали в плейлистах всех американских радиостанций.

Рассмотрим основные треки...

"Back in the U.S.S.R" - тяжёлый ритмичный рок-н-ролл, открывающий альбом, был написан Маккартни в качестве пародии на "Back in the U.S.A." Чака Берри и "California Girls" группы Beach Boys. На гитаре сыграл сам Маккартни.

"Dear Prudence" - песня в стиле психоделического фолка, написанная Ленноном, была вдохновлена сестрой актрисы Мии Фэрроу - Пруденс Фэрроу, которая была одержима медитацией во время индийских занятий с Махариши Махешем Йоги

"Glass Onion" - ещё один абсурдный "загадочный" психоделический трек с фразой "Моржом был Пол", написанный Ленноном чтобы окончательно запутать поклонников

"Ob-La-Di, Ob-La-Da" - песня, написанная Маккартни в лёгком стиле ямайского ска, вызвала споры и недопонимания у коллег. Жаркий спор во время одной из сессий записи привел к тому, что Джефф Эмерик на время уволился с работы звукорежиссера The Beatles.

"The Continuing Story of Bungalow Bill" - фолк-роковая песня, написанная Ленноном, была записана с бэк-вокалом Йоко Оно. Песня высмеивает бравого американца-мажора из медитационного лагеря Махариши, который приехал пострелять бедных тигров, а затем вернулся, чтобы пообщаться с Богом

"While My Guitar Gently Weeps" - одна из первых мощных рок-баллад (power ballads) была написана Харрисоном, для записи которой он пригласил своего друга и гитариста Эрика Клэптона, который сделал свою партию соло-гитары. После выхода песня получила высокую оценку музыкальных критиков, и стала примером взросления Харрисона как автора песен наряду с его коллегами по группе Битлз - Джоном Ленноном и Полом Маккартни.

"Happiness Is A Warm Gun" - песня написанная Ленноном и записанная в сложной красивой ритмической структуре с элементами прогрессива, была запрещена BBC из-за содержащихся в ней текстов сексуального содержания

"I’m So Tired" - песня написанная Ленноном в Индии, рассказывает о бессоннице, которая мучила его бедного, скучающего по Йоко Оно

"Don't Pass Me By" - это была первая сольная композиция, написанная барабанщиком Ринго Старром в стиле кантри-рок, которую он часто перепевал в сольные годы

"Why Don't We Do It in the Road?" - короткая и шутливая рок-песня была написана Маккартни после того, как он увидел двух обезьян, совокупляющихся на улице, во время нахождения в индийском Ришикеше

"I Will" - фолк-поп песня, написанная и спетая Маккартни, стиль которой можно услышать на его ранних сольных альбомах

"Birthday" - песня написанная и спетая Маккартни в виде быстрого заводного рок-н-ролла

"Yer Blues" - тяжёлая блюз-роковая композиция, написанная и исполненная Ленноном в стилистике звёзд британской блюзовой сцены (типа Fleetwood Mac) с фразой "Я так одинок, я хочу умереть" повествовала о состоянии в котором тогда пребывал Джон. В том же 1968 году он выступил с одноразовой супер-группой Dirty Mac, исполнив эту песню в шоу Rolling Stones.

"Mother Natures Son" - фолк песня, написанная и исполненная Маккартни в одиночку

"Everybody's Got Something to Hide Except Me and My Monkey" - рок-н-ролл, написанный Ленноном, содержит высказывания Махариши Махеша Йоги, с которым они изучали трансцендентальную медитацию в Индии

"Sexy Sadie" - Леннон написал эту песню во время пребывания The Beatles в Индии в ответ на предполагаемые сексуальные домогательства Махариши Йоги к актрисе Мии Фэрроу

"Helter Skelter" - хард-роковая песня написанная и исполненная Маккартни, записанная с 18-го дубля, была попыткой создать звучание как можно более громкое и грязное. Считается, что она оказала ключевое влияние на раннее развитие хард-рока, панк-рока и хэви-метала

"Revolution" - вторая, блюз-роковая версия революционной песни Леннона (первая вышла ранее на сингле). На альбоме была ещё одна - авангардная версия "Revolution 9" (в виде 8-ми минутной какофонии звуков), которую Джон придумал с помощью Йоко, и которая вызвала неприятие остальных участников

"Savoy Truffle" - шутливая песня, написанная Харрисоном в стиле блюз-рок, была адресована его другу Клэптону, любителю шоколада

"Cry Baby Cry" - лирическая песня написанная Ленноном, слова которой основаны на детском стишке "Спой песенку о шести пенсах"

"Good Night" - заключительная песня альбома, сочинённая Ленноном в качестве колыбельной своему сыну Джулиану, звучит в вокальном исполнении Старра под оркестровую аранжировку Джорджа Мартина

1969 год: Yellow Submarine, концерт на крыше, проект Get Back и альбом Abbey Road

Десятый студийный альбом "Yellow Submarine" вышел 13 января 1969 года и представлял собой саундтрек к одноименному анимационному фильму, премьера которого состоялась в Лондоне в июле 1968 года. Альбом содержит шесть треков Битлз, включая 4 новых: детскую песенку "All Together Now" сочинённую Маккартни, хард-роковую ленноновскую "Hey Bulldog", 2 психоделические композиции Харрисона родом из 1967 года ("Only a Northern Song" и "It's All Too Much") и 2 ранее выпущенные "Yellow Submarine" и "All You Need Is Love". Остальная часть альбома представляет собой перезапись отрывков из оркестрового саундтрека к фильму продюсером группы Джорджем Мартином.

-20

The Beatles - All Together Now (1969)

The Beatles - Hey Bulldog (1969)

С начала января Битлз собралась на киностудии "Twickenham Film Studios 2" в рамках проекта под рабочим названием "Get Back", где (по задумке Маккартни) были запланированы съёмки работы группы над новым материалом для телевизионного документального фильма, демонстрирующего возвращение группы к публичным выступлениям. Позже они продолжили работу "под камеру" уже в своей собственной студии Apple. Репетиции были сняты на пленку режиссером Майклом Линдсей-Хоггом. Это было время, когда отношения между "Битлз" были на самом низком уровне", поэтому задуманное в полной мере не удалось реализовать. Всем процессом на репетициях управлял Маккартни. Леннон (который в то время явно находился под веществами) каждый раз приходил с Йоко Оно и это явно создавало напряжение. Так, раздраженный Харрисон не выдержав, ушел из студии на пять дней, а вернувшись пригрозил покинуть Битлз, если они "не откажутся от затеи возвращения к живым концертам", отвергнув все планируемые поездки. В конечном итоге, все сошлись на съёмке единичного выступления без зрителей.

Битлз в проекте Get Back 1969 год
Битлз в проекте Get Back 1969 год

30 января 1969 года Битлз всё-таки дали долгожданный концерт на крыше своей лондонской штаб-квартиры Apple Corps по адресу Сэвил-Роу, 3. Вместе с приглашенным американским клавишником Билли Престоном группа отыграла 42-минутный сет из нескольких дублей 5-ти своих новых песен ("Get Back", "Don't Let Me Down", "I've Got a Feeling", "One After 909" и "Dig a Pony"). Группа предстала в образе крутых рокеров, показав что в музыкальном плане он перешли к корневой американской утяжелённой рок-музыке. К сожалению, это было последнее публичное выступление в их карьере, которое было снято на видео и записано на пленку. В последствии запись концерта, вместе с репетициями, вошла в документальный фильм.

The Beatles - The Rooftop Concert (1969)

11 апреля 1969 года вышел Сингл "Get Back"/"Don't Let Me Down", который записывался в студии в январе-феврале. В записи принимал участие американский клавишник Билли Престон. Первая ритмичная рок-композиция Маккартни, продвигалась как заглавная для будущего проекта "Возвращение к корням". Вторая ритм-энд-блюзовая песня, написанная Ленноном, повествовала о мольбе к Йоко о помощи (т.к. Джон в то время сильно подсел на наркотики)

-22

The Beatles - Get Back (with Billy Preston) (1969)

The Beatles - Don't Let Me Down (1969)

После записи сингла звукоинженер Глин Джонс подготовил и представил варианты нового альбома под названием "Get Back", которые группа на тот момент отвергла и он остался не реализован, а музыканты приступила к записи другого альбома "Abbey Road", выпущенного в сентябре 1969 года. На обложке предполагаемого альбома, была фотография "взрослых" Битлз", в антураже первого альбома группы "Please Please Me" с подтекстом, что группа "возвращается к своим корням".

-23

30 мая 1969 года вышел Сингл "The Ballad of John and Yoko"/"Old Brown Shoe", который записывался в середине апреля. Первая песня написанная Ленноном о медовом месяце с новой женой Йоко Оно, была записана вдвоем с Маккартни. На обратной стороне был очередной удачный хит Харрисона. Впервые на обложках сингла вместе с Битлз присутствовала Йоко Оно

-24

The Beatles - The Ballad of John and Yoko (1969)

The Beatles - Old Brown Shoe (1969)

Тем временем, между участниками группы возникли новые разногласия по поводу назначения финансового консультанта для управления бизнесом, необходимость в котором стала очевидна после смерти Эпстайна. Леннон, Харрисон и Старр отдали предпочтение Аллену Кляйну, который руководил группой The Rolling Stones, а Маккартни предпочел Ли и Джона Истмана - отца и брата Линды Истман, на которой Маккартни женился 12 марта. Соглашения достичь не удалось, последовал конфликт, и 8 мая Кляйн большинством голосов был назначен единоличным менеджером группы, несмотря на то, что Маккартни отказался подписывать контракт.

Йоко Оно, Джон Леннон, Аллен Клейн, Пол Маккартни и Ринго Старр 1969 год
Йоко Оно, Джон Леннон, Аллен Клейн, Пол Маккартни и Ринго Старр 1969 год

Одиннадцатый студийный альбом "Abbey Road" записывался на сессиях с 22 февраля по 20 августа и вышел в свет 26 сентября 1969 года. В это время для работы в студии EMI с продюсером Джорджем Мартином вернулся звукоинженер Джефф Эмерик.

Джордж Мартин и Джефф Эмерик
Джордж Мартин и Джефф Эмерик

Формата альбома предложенный Маккартни состоял в том, чтобы на первой стороне были индивидуальные песни музыкантов, а вторая состояла в основном из попурри. Это был компромисс, так как Леннон категорически не желал повторения концепции по типу Sgt.Pepper. 20 августа стало последним случаем, когда все четверо "Битлз" собрались вместе в одной студии для завершение работы и сведением песни последней песни "I Want You (She's So Heavy)". Обложка альбома стала одной из самых культовых обложек альбомов всех времен: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр прогуливаются по полосатой зебре улицы Эбби-роуд в Сент-Джонс-Вуд на севере Лондона.

-27

Рассмотрим основные треки...

"Come Together" - трек (Объединяйтесь), открывающий альбом был задуман Ленноном для предвыборной компании его знакомого кандидата в губернаторы Калифорнии - Тимоти Лири. Он был основан на рок-н-ролле 1956 года "You Can't Catch Me" американского гитариста Чака Берри, из которого (с измененной лирикой и замедленным темпом) получился тяжёлый блюз-роковый суперхит в стиле луизианского свомп-рока

"Something" - баллада Джорджа Харрисона (написанная о его тогдашней жене Патти Бойд) по мнению многих музыкальных историков, ознаменовала восхождение Харрисона как композитора до уровня главных авторов песен Битлз - Джона Леннона и Пола Маккартни стала украшением альбома

"Maxwell's Silver Hammer" - песня Маккартни о студенте по имени Максвелл Эдисон, который совершает убийства молотком, с мрачным текстом, замаскированным оптимистичным звучанием. Для её записи одному из менеджеров Мэлу Эвансу пришлось многократно стучать молотом по наковальне, что бесило других музыкантов (особенно Леннона)

"Oh! Darling" - мощный ритм-энд-блюз Маккартни, который он спел надрывным голосом в стиле луизианского свомпа

"Octopus´s Garden" - шутливая песня написанная и спетая Ринго Старром в стиле кантри рассказывала об осьминогах, путешествующих по дну... В записи ему помогал Джордж Харрисон

"I Want You (She's So Heavy)" - песня Леннона (длительностью почти в 8 минут) стиле медленного тяжёлого блюз-рока, с ведущими гитарной и вокальной партиями Джона, мощной ритм-секцией остальных участников и вставками Хаммонд-органа Билли Престона, олицетворяется с криком души автора и признанием в любви к Йоко.

"Here Comes The Sun" - жизнеутверждающая полуакустическая фолк-роковая песня, написанная и исполненная Харрисоном, является одним из лучших образцов его творчества в составе Битлз.

"Because" - песня написанная Ленноном, как он утверждал была основана на "Лунной сонате" Бетховена, которую он услышал в исполнении Йоко на рояле. Он попросил ее сыграть задом наперёд. После чего в студии на эту музыку была записана выдающаяся трехголосная вокальная гармония Джона, Пола и Джорджа в виде акапеллы.

Medley: "You Never Give Me Your Money", "Sun King", "Mean Mr. Mustard", "Polythene Pam", "She Came In Through the Bathroom Window", "Golden Slumbers", "Carry That Weight", "The End" - мини-сюита заканчивающая вторую сторону альбома в виде попурри разных песен, переходящих одна в другую была задумкой Маккартни и Джорджа Мартина. Трек представляет собой разно-темповую композицию из песен Леннона и Маккартни различных стилей, начиная от фортепианной баллады в начале и заканчивая быстрым хард-роком, с гитарными рифами и барабанным соло в конце

Альбом "Abbey Road" стал шедевром студийной работы, и считается самым совершенным у Битлз. Он разошелся тиражом в четыре миллиона копий за три месяца и возглавлял британские чарты в общей сложности семнадцать недель.

22 августа 1969 The Beatles собрались на свою последнюю фотосессию в Титтенхёрсте у Джона и Йоко. Было несколько профессиональных фотографов - Этан Рассел и монте Фреско из Дэйли Мэйл + Мэл + Линда.

Битлз 1969 год
Битлз 1969 год
Битлз 1969 год
Битлз 1969 год
Битлз 1969 год
Битлз 1969 год

20 сентября, за шесть дней до выхода альбома Abbey Road, Леннон сказал Маккартни, Старру и бизнес-менеджеру Аллену Кляйну (Харрисон при этом не присутствовал), что он "хочет развестись" с группой, но согласился воздержаться от публичного выступления во избежание подрыва продаж предстоящего альбома.

12 декабря 1969 года в Британии вышел благотворительный альбом "Nothing's gonna change my world" (Никто не изменит наш мир), в пользу Всемирного фонда дикой природы. Он известен поклонникам The Beatles тем, что там вышел первый (отличающийся от других) релиз песни Битлз "Across the Universe".

1970 год: выход альбома и фильма Let It Be

Несмотря на то, что "Let It Be" являлся последним вышедшим альбомом The Beatles, он был в основном записан до "Abbey Road".
Двенадцатый и последний студийный альбом "Let It Be" состоял в основном из сессионных записей группы, сделанных звукоинженером Глином Джонсом в январе 1969 года для несостоявшегося проекта "Get Back", а также последующих доработок продюсером Филом Спектором в апреле 1970 года. Он увидел свет 8 мая 1970 года, когда группа физически уже распалась (10 апреля Пол Маккартни публично объявляет о своём уходе из The Beatles, что фактически означало распад группы. В пресс‑релизе он объяснил решение личными и деловыми разногласиями).

Битлз 1969 год
Битлз 1969 год

А в январе 1970 года, через четыре месяца после ухода Джона Леннона из группы, оставшиеся "Битлз" завершили работу над "Let It Be" и записали "I Me Mine". Когда в марте 1970 года документальный фильм "Let It Be" был подготовлен для показа в кинотеатрах, Леннон и Харрисон попросили американского продюсера Фила Спектора записать сопроводительный альбом. Спектор, в частности, решил включить запись "Across the Universe" 1968 года и использовать оркестровые и хоровые наложения на ряде песен. Его работа оскорбила Маккартни в плане несогласованного трек-листа (где вместо планируемой заглавной хитовой песни "Get Back" появилась слабая "Two Of Us",) а также в переработанной песни "The Long and Winding Road".

-32

Рассмотрим основные треки...

"Two Of Us" - песня, написанная Маккартни о своих приключениях в путешествиях со своей тогдашней девушкой Линдой Истман, на которой он женился в марте 1969 года. Когда The Beatles распались, песня приобрела новое значение как жест дружбы к Леннону

"Dig a Pony" - блюз-роковая композиция Леннона была записана 30 января 1969 года во время концерта группы на крыше Apple Corps building на Сэвил-Роу в центре Лондона

"Across The Universe" - философская песня, написанная Ленноном в 1968 году, первоначально называлась "Никто не изменит наш мир", содержала санскритскую мантру "Jai guru deva om" (Вся слава Гуру Дэву) и была связана с его увлечением индийской трансцендентальной медитацией

"I Me Mine" - песня Харрисона, написанный в период обострения разногласий внутри группы, которые привели к временному уходу его из "Битлз".

"Let It Be" - эпическая рок-баллада, написанная и спетая Полом Маккартни достигла вершины хит-парадов. Лирика песни основана на сне, который приснился Полу со словами от матери: "Все будет хорошо, просто позволь этому быть"

"I've Got a Feeling" - блюз-роковая песня была записана 30 января 1969 года во время концерта The Beatles на крыше и представляла комбинацию двух незаконченных песен: "I've Got a Feeling" Пола Маккартни и "Everybody Had a Hard Year" Джона Леннона. В песне Билли Престон играет на электрическом пианино.

"One After 909" - этот рок-н-ролл является одной из первых композиций Леннона–Маккартни, написанной ещё до 1960 года, и представляет собой живое исполнение с концерта на крыше, который состоялся 30 января 1969 года

"For You Blue" - кантри-блюз, написанный Харрисоном о любви к своей жене Пэтти Бойд, на соло-гитаре играл Леннон

"The Long and Winding Road" - поэтическая рок-баллада, написанная Маккартни, в которую продюсер Фил Спектор добавил оркестровые и хоровые наложения (без разрешения автора), содержит ностальгический взгляд на историю Битлз

"Get Back" - песня, написанная Ленноном и Маккартни, сочинённая специально для одноимённого проекта, и записанная в студии в стиле утяжелённого рок-н-ролла, где ведущим гитаристом выступает Джон Леннон

Вышедший отдельным синглом "Let It Be", на другой стороне включал песню "You Know My Name (Look Up the Number)". В песне есть партия саксофона в исполнении Брайана Джонса из the Rolling Stones.

Эти и другие синглы группы позже войдут в двухдисковый сборник "Past Masters" 1988 года, который считается 14-м (и последним) релизом официальных песен The Beatles.

Альбом "Let It be" возглавил хит-парады нескольких стран, включая Великобританию и США. Однако в то время он потерпел серьезный провал и стал считаться одним из самых противоречивых альбомов Битлз в истории. Не вошедшие в альбом треки из сессионных работ группы, позже появятся в Антологиях Битлз, а некоторые из них музыканты используют в своём сольном творчестве, об этом в следующих тематических статьях.

13 мая 1970 года в Нью-Йорке состоялась премьера одноимённого документального фильма, который получил премию "Оскар" за лучшую оригинальную музыку к песне. Так, вместо задуманного проекта "Get Back" (Возвращение), получился "Let It be" (Пусть так и будет) - грустный фильм о последних днях творчества величайшей группы. Неделю спустя в ливерпульском кинотеатре Gaumont и лондонском павильоне состоялись премьеры фильмов в Великобритании. Никто из The Beatles не присутствовал ни на одной из премьер.

The Beatles - Let It Be (film)

Летом и осенью происходило завершение юридических формальностей по роспуску группы. Участники Битлз начали свои сольные карьеры....

Битлз
Битлз

Юридические споры продолжались еще долго после их распада, и расторжение было официально оформлено лишь 29 декабря 1974 года, когда Леннон подписал документы о расторжении партнерства, находясь в отпуске со своей семьей в Walt Disney во Флориде.

Битлз 1969 год
Битлз 1969 год

Итоги

В 1968–1970 годы The Beatles переживали творческий расцвет, но одновременно нарастали внутренние конфликты, приведшие к распаду группы. Вот ключевые особенности этого периода:

Творческая эволюция: от психоделических экспериментов 1966-1967 годов, они перешли к более «корневому» рок-звучанию с элементами кантри-блюза и хард-рока .

Технологические новшества: активное использование многодорожечной записи, синтезаторов, органов, сложных аранжировок.

Культурное влияние: "The White Album", "Abbey Road" стали эталонами рок-музыки 60-х и имели все компоненты того, что мы сейчас называем классическим роком.

Внутренние конфликты: напряжённость между участниками происходила из‑за разных творческих взглядов, влияния Йоко Оно на наркозависимого Леннона, и управленческих проблем (особенно после смерти менеджера Брайана Эпстайна в 1967 году). Некогда дружный коллектив, стал группой индивидуалистов.

Творческий финал и распад: последний вышедший альбом "Let It Be" показал творческий кризис группы. Магии коллективной работы "великолепной четвёрки" в 1970 году уже не было. Все уже мечтали о сольном творчестве и записывали свои первые альбомы. Распад группы стал неизбежен.

Позднее на расширенных переизданиях альбомов, а также различных сборниках появились неизданные ранее демо- и сессионные записи группы, а также их "новые" песни. Наиболее полно они представлены в четырёх изданиях "Антологии Битлз", выпущенных в 1995-1996 и 2025 годах (об этом читайте в следующей статье)

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

Замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментариях, по возможности буду дополнять материал. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки. До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Также читайте мои статьи по теме: