Найти в Дзене

Пора выходить "из тени"! Что необходимо знать при легализации бизнеса.

Здравствуйте, дорогие мои читатели! С вами канал "СТО (Автосервис). Перезагрузка.", и его бессменный ведущий - "Борисыч". Напоминаю, что информация опубликованная на данном канале обращена, в первую очередь, к Руководителям и Собственникам СТО. Напоминаю вам, что с 01.09.2025 г. вступило в силу Постановление правительства РФ № 790, которое регламентирует работу СТО. Срок его действия продлится до 01.09. 2031 г. С этим Постановлением вы можете ознакомиться на моём канале в "закреплённых" публикациях под названием: "Главный нормативный документ.". Вот и настало время, когда пришла пора выходить "из тени", и начинать легально вести бизнес. Понимаю, что делать это многим просто не хочется, так как получение "чёрного дохода" является более привлекательным занятием. Но как говорится есть и другая сторона медали. Поэтому лучше уж по принципу: "Заплати налоги, и спи спокойно.". В этой публикации я постараюсь затронуть основные моменты, на которые вам необходимо обратить своё в
Оглавление

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

С вами канал "СТО (Автосервис). Перезагрузка.", и его бессменный ведущий - "Борисыч". Напоминаю, что информация опубликованная на данном канале обращена, в первую очередь, к Руководителям и Собственникам СТО.

Напоминаю вам, что с 01.09.2025 г. вступило в силу Постановление правительства РФ № 790, которое регламентирует работу СТО. Срок его действия продлится до 01.09. 2031 г. С этим Постановлением вы можете ознакомиться на моём канале в "закреплённых" публикациях под названием: "Главный нормативный документ.".

Вот и настало время, когда пришла пора выходить "из тени", и начинать легально вести бизнес. Понимаю, что делать это многим просто не хочется, так как получение "чёрного дохода" является более привлекательным занятием. Но как говорится есть и другая сторона медали. Поэтому лучше уж по принципу: "Заплати налоги, и спи спокойно.".

В этой публикации я постараюсь затронуть основные моменты, на которые вам необходимо обратить своё внимание в процессе легализации бизнеса.

Постараюсь не расписывать всё очень подробно, но и сильно сокращать не буду, чтобы вам стало понятно о чём пойдёт речь.

Так что устраивайтесь поудобнее. Короткой эта публикация точно не будет.

Надеюсь, что этот момент нет необходимости подробно расписывать. Необходимо это для того, чтобы вести деятельность на законном основании.

II. Организовать прохождение медосмотра Сотрудников.

Для этого необходимо:

1. Выбрать и заключить договор с медицинской организацией, которая имеет лицензию на проведение медицинских осмотров. В договоре необходимо будет прописать конкретную стоимость услуг медучреждения.
2. Составить и утвердить у Работодателя список Сотрудников, подлежащих периодическим медосмотрам в связи с воздействием производственных факторов, а также список Сотрудников, нанимаемых на работу и подлежащих обязательному предварительному медицинскому осмотру.
3. Составить поимённый список Сотрудников, подлежащих периодическому медосмотру. Этот список необходимо направить в медучреждение, с которым заключён договор на оказание услуг проведения медосмотров, не позднее 10 (десяти) дней до планируемого начала медицинских осмотров.
4. Утвердить график проведения медосмотров с представителем медучреждения, с которым заключён договор.
5. Составить календарный план медосмотров и ознакомить с ним Сотрудников, которые есть в списке.
6. Оформить и выдать Сотрудникам поимённые направления на медосмотр согласно списка.
7. Получать результаты медосмотров от медучреждения, с которым заключён договор.

Прохождение медосмотров - это обязательное требование для Сотрудников СТО.

Чтобы упорядочить процесс организации медосмотров на СТО, рекомендую разработать отдельный локальный акт. В положении о медосмотрах на СТО необходимо указать порядок проведения всех видов медосмотров, процедуру отстранения от работы при выявленных противопоказаниях, или отказе посещать медучреждение.

Работодатель самостоятельно определяет, кто отвечает за медосмотры на СТО, то есть составляет списки и календарные планы осмотров, согласовывает их с медучреждением, вручает Сотрудникам направления в медучреждение. Как правило, эти обязанности исполняет Сотрудник, отвечающий за подбор кадров.

При приёме на работу, Работодатель ОБЯЗАН оплачивать медосмотр Кандидату (ст. 214 ТК РФ).

Если Кандидат прошёл медосмотр за свой счёт, то Работодатель ОБЯЗАН компенсировать расходы. Для этого Кандидату необходимо написать заявление и приложить документы, подтверждающие понесённые расходы.

Работодатель НЕ ОБЯЗАН оплачивать медосмотр, если Сотрудник прошёл его не в том медучреждении, куда был направлен.

ВАЖНО!!! РАСХОДЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДОСМОТРЫ ВХОДЯТ В СОСТАВ РАСХОДОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ!!!

Счёт с НДС нельзя использовать для оплаты услуг медосмотра Сотрудников, так как стоимость медосмотра не облагается НДС (п.п. 2 п. 2. ст. 149 НК РФ).

III. Разработать пакет документации для СТО.

Под пакетом документов подразумеваются: Внутренние правила СТО, Должностные обязанности, Положение об оплате труда (как правило это указывается в трудовом договоре), Трудовой договор, Инструкции по охране труда и т.д.

Это необходимо для того, чтобы на законном основании оформлять на работу Сотрудников СТО. До заключения трудового договора необходимо ознакомить Кандидата с этими документами.

IV. Заключение трудового договора.

Сотрудник СТО должен подписать его не позднее чем через 3 (три) дня после того, как его приняли на работу, и он начал трудиться.
После заключения трудового договора, на СТО издаётся приказ о зачислении в штат/назначении на должность Сотрудника.
В случае приёма Кандидата в штат, Сотруднику СТО отвечающему за кадры, необходимо внести запись об этом в электронную трудовую книжку. Бумажный носитель заполняется, если он сохранился у Сотрудника, по его просьбе.

ВАЖНО!!! НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ВЛЕЧЁТ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ!!!

Трудовой договор (ТД) заключается в письменном виде в двух экземплярах - по одному для каждой стороны (ст. 67 ТК РФ).

На всех листах двух экземпляров договора стороны ставят подписи. А Работник дополнительно пишет на каждом листе экземпляра договора Работодателя, что он забрал свой экземпляр.

Порядок заключения ТД:

1. Стороны обсуждают условия работы: должность, обязанности, заработную плату и график.
2. Сотрудник предоставляет документы, которые Работодатель проверяет предмет соответствия. Среди них: паспорт, трудовая книжка (при наличии), СНИЛС, ИНН, военный билет (для военнообязанных, стоящих на воинском учёте), диплом о профессиональном образовании и т.д.
3. Оговариваются условия работы, в том числе режим работы, особые условия труда, размер заработной платы и наличие испытательного срока.
4. Сотрудник знакомится под роспись с Должностной инструкцией и Внутренними правилами СТО.
5. Если Сотрудник фактически допущен к работе, то договор считают заключённым, даже если нет письменного документа. В таком случае ТД необходимо оформить письменно не позднее 3 (трёх) рабочих дней с момента начала работы. Иначе Работодателя ожидает штраф от контролирующих организаций.

Трудовой договор также можно заключить в электронном виде через систему кадрового электронного документооборота (КЭДО). Для этого у Работодателя и Сотрудника должны быть электронные подписи.

Требования к положениям ТД установлены ст. 57 ТК РФ, при этом нет строгой структуры или унифицированного бланка.

V. Отправка отчёта в СФР (Социальный Фонд России).

Отчёт о приёме на работу Сотрудника, оформленный по форме ЕФС-1, необходимо подавать не позднее следующего рабочего дня после даты соответствующего приказа по СТО.

Если Работодатель не издаёт приказы о приёме на работу, то датой считается день подписания трудового договора. Если последний день сдачи приходится на выходной или праздничный день, то срок подачи переносится на следующий ближайший рабочий день.

Например, если приказ о приёме на работу издан в пятницу, то отчёт ЕФС-1 можно подать в понедельник.

С 01 августа 2025 года сдача ЕФС-1 на сайте СФР осуществляется исключительно через ГИС ЕЦП ("Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"). Для электронной подачи необходима УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись).

Адрес официального сайта СФР: lk.sfr.gov.ru.

VI. Начисление заработной платы Сотрудникам СТО.

Сам процесс начисления заработной платы Сотрудникам СТО обычно включает следующие этапы:

1. Расчёт суммарного дохода Сотрудника. Включает в себя все виды оплаты труда (оклады, премии, бонусы, другие виды оплаты труда).
2. Удержание из начисленной заработной платы. Включают в себя: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УДЕРЖАНИЯ: НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ), ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ, ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ. Дополнительные удержания (по заявлению Сотрудника): алименты, профсоюзные взносы и прочие удержания.

В России запрещено штрафовать Сотрудников, оформленных по трудовому договору. Это следует из ст. ст. 137, 192, 238 ТК РФ. В них говорится, что за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей можно применять только три вида дисциплинарных взысканий: ЗАМЕЧАНИЕ, ВЫГОВОР, УВОЛЬНЕНИЕ.

Однако штрафовать можно Сотрудников, оформленных по договору гражданско-правового характера (ГПХ), например, по договору подряда, оказания услуг, или с самозанятым Исполнителем. В таком случае систему штрафов устанавливают в самом договоре.

Если Сотрудника незаконно оштрафовали на работе, он может обратиться в ТИ (трудовая инспекция), или Суд.

3. Начисление налогов и взносов с заработной платы. Работодатель начисляет и уплачивает налоги и взносы с начисленной заработной платы, включая НДС и взносы в Соцфонд.

ЗАКОННО УДЕРЖИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ С СОТРУДНИКА, ОФОРМЛЕННОГО ПО ДОГОВОРУ ГПХ, ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК ПРОПИШЕТ В ДОГОВОРЕ УСЛОВИЕ ОБ УПЛАТЕ ТАКИХ ВЗНОСОВ.

В октябре 2025 года в первом чтении принят проект ФЗ (федеральный закон) о повышении с 01 января 2026 года размера МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

С 01 января 2026 года МРОТ (минимальный размер оплаты труда) хотят поднять до 27 093 (двадцать семь тысяч девяносто три) рубля. Сейчас он составляет 22 440 (двадцать две тысячи четыреста сорок) рублей.

Следовательно, для того чтобы попасть под льготную тарифную ставку страховых отчислений на Сотрудника с которым заключён договор ГПХ в 15 (пятнадцать) процентов вместо 30 (тридцати), необходимо установить заработную плату Сотрудника не ниже:

МРОТ х 1,5 = 40 640 рублей.

4. Выплата заработной платы. Сотрудникам СТО выплачивается чистая заработная плата, то есть сумма начисленной заработной платы за вычетом всех удержаний.

Некоторые формулы расчёта заработной платы в зависимости от вида оплаты труда:

1. При окладе: Заработная плата = Оклад / Месячная норма рабочего времени х Фактически отработанное время.
2. При повременной оплате труда: Заработная плата = Тарифная ставка за час х Количество фактически отработанных часов за расчётный период.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ НЕ РЕЖЕ, ЧЕМ КАЖДЫЕ ПОЛМЕСЯЦА.

Даты прописывают в трудовых договорах с Сотрудниками, и/или в локальном акте - например, в Положении об оплате труда. При совпадении даты выплаты с выходным, или нерабочим праздничным днём, заработная плата выплачивается накануне выходного дня.

Также ва необходимо владеть информацией о том, что такое:

1. Выручка - это все деньги в кассе и на расчётном счёте СТО от продаж ТМЦ и услуг.
2. Валовая прибыль - это сумма денег, которая остаётся у СТО после покрытия прямых расходов на оказание услуг и закупку ТМЦ.
3. Операционная прибыль - это сумма денег, которая включает в себя разницу между валовой прибылью и операционными расходами.
4. Чистая прибыль - это сумма денег, которая остаётся у СТО после вычета всех расходов, налогов и других обязательных платежей из общей выручки.

Как всё это вычисляется, и что на что влияет я расскажу в последующих публикациях.

Пока же давайте делать выводы из этой публикации.

"Выходить из тени" необходимо. Но для того чтобы работать рентабельно, необходимо учитывать всю полученную информацию из данной публикации. И на основании её выработать бизнес-стратегию развития СТО.

Напоминаю, что уже более 15 (пятнадцати) лет я занимаюсь разработкой Руководящей и нормативной документации для СТО (Автосервиса). А также оказываю услуги Консультанта по эффективному развитию СТО.

Обращайтесь! Я помогу вывести вашу СТО на должный уровень!

На сегодня это всё.

Следите за моими публикациями, и вы не пропустите все секреты успеха развития СТО.

Надеюсь, что статья оказалась вам полезной.

ПОДПИСКА, РЕПОСТ, ЛАЙК И КОММЕНТАРИЙ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ ОТ ВАС!!!

И напоследок немного юмора:

-2

До новой встречи!