В августе 1964 года с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сошёл первый серийный «Москвич-408». Эта машина - первый советский автомобиль, нацеленный на экспорт в условиях жёсткой конкуренции с западноевропейским автопромом.
За три года до появления «Жигулей» и за несколько лет до расцвета японского автопрома этот седан уже демонстрировал миру, что СССР способен выпускать полноценный продукт массового потребления. И при этом продукт технически грамотный, внешне современный и ориентированный на международные стандарты.
Рождённый для экспорта
«Москвич-408» появился в эпоху, когда советская автомобильная промышленность начала осознавать необходимость введения в мировую экономику. Уже в 1965 году почти половина выпуска - 34 549 из 76 825 автомобилей, отправилась за рубеж. К 1969 году доля экспорта достигла 64%. При этом значительная часть этих машин была направлена не в социалистические страны, а в развитые капиталистические рынки: Францию, Бельгию, Нидерланды, Скандинавию, Великобританию и Финляндию.
Экспортная стратегия сопровождалась локализацией бренда. Во Франции автомобиль продавался под именем Moskvitch Elite 1360 (поскольку Peugeot имела исключительные права на трёхзначные индексы с нулём посередине). В Скандинавии использовалось название Moskvich Carat, в Финляндии - Elite или Elite de Luxe (в зависимости от типа передней оптики). Британский рынок получил праворульную версию под оригинальным именем Moskvich 408, а в Германии и Финляндии название адаптировалось фонетически - Moskwitsch или Moskvitsh.
Сборка за пределами СССР усилила проникновение модели на внешние рынки. В Болгарии, на заводе «Балкан» в Ловече, с 1966 года выпускали машину под наименованием Рила 1400. В Бельгии фирма Scaldia-Volga собирала автомобили из советских машинокомплектов, предлагая их под собственными марками - Scaldia 1400, Scaldia Elita, а иногда даже устанавливая английские дизельные двигатели Perkins объёмом 1,5 литра и мощностью 34 л.с.
Конструкция: эволюция под кожей преемственности
Под капотом «Москвича-408» стоял двигатель МЗМА-408 рабочим объёмом 1358 см³ и мощностью 50 л.с. - развитие линейки, восходящей к мотору довоенного Opel Kadett 1938 года. Несмотря на технологическую преемственность, двигатель претерпел значительную модернизацию: алюминиевая головка блока цилиндров с верхним расположением клапанов, улучшенная система охлаждения и карбюратор позволили достичь заявленных 120 км/ч. Британский журнал The Motor, протестировавший машину в 1966 году, зафиксировал максимальную скорость в 129 км/ч.
Трансмиссия - четырёхступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами на II, III и IV передачах. Управление КПП изначально осуществлялось рычагом на рулевой колонке, что вызывало замечания у западных экспертов по поводу вибраций и усилий переключения. В мае 1972 года механизм был заменён на напольный с короткой подпольной кулисой, кардинально улучшив удобство управления.
Подвеска стала серьёзным шагом вперёд. Передняя независимая, на двойных поперечных рычагах с двумя шаровыми шарнирами на стороне. Задняя зависимая, на пятилистовых рессорах с прокладками, устраняющими скрип. Тормозная система, хоть и оставалась барабанной на всех колёсах, получила автоматическую регулировку зазоров и гидропривод с увеличенным передаточным числом, что снизило усилие на педали. Позже на экспортные версии стали устанавливать гидровакуумный усилитель тормозов по лицензии британской Girling.
Дизайн и эргономика: между советской практичностью и европейскими стандартами
Внешний облик «Москвича-408» разработал конструктор Б. С. Иванов в рамках проекта, начатого в 1959 году под рабочим названием «автомобиль 1963 года». Несмотря на задержку с запуском, результат оказался современным: чёткие линии кузова, большие окна, задние «плавники» и улучшенная посадка пассажиров. Длина кузова - 4090 мм, ширина - 1550 мм, колёсная база - 2400 мм, снаряжённая масса - 990 кг. Клиренс в 178 мм обеспечивал проходимость на дорогах с низким качеством покрытия.
Салон отличался продуманной эргономикой для своего времени. Уже в 1966 году появилась мягкая травмобезопасная накладка на панель приборов. К 1971 году панель полностью закрывалась единой пластиковой накладкой. Сиденья позволяли разместить пятерых взрослых, а обзорность благодаря большой площади остекления признавалась одной из самых сильных сторон модели.
«Москвич-408» стал основой для целого семейства. Параллельно с базовым седаном выпускались универсал Москвич-426 и фургон Москвич-433.
Существовали специализированные версии:
- Москвич-408Т - для службы такси;
- Москвич-408М - санитарный автомобиль;
- Москвич-408Б - с ручным управлением тормозом для лиц с ограниченными возможностями;
- Москвич-408У - учебный с дополнительным рулём и педалями.
Особый интерес представляет экспериментальный двухдверный кабриолет «Москвич-408 «Турист» со съёмным жёстким верхом. Создано всего два экземпляра. Концепция отражала дух эпохи: в Европе тогда процветали аналоги вроде Triumph Herald 1200 Convertible или Opel Kadett Coupé.
Экспортные модификации часто отличались техническим оснащением: четырёхфарная оптика, улучшенная отделка салона и форсированный двигатель мощностью 55 л.с. Праворульные версии поставлялись в Великобританию и бывшие британские колонии, а для жарких стран разрабатывались модели с усиленной вентиляцией — Москвич-408Ю.
Рестайлинг и наследие
К 1967 году на конвейер поступила модернизированная модель - Москвич-412 с 1,5-литровым 75-сильным двигателем. В ответ «408-й» начал постепенно унифицироваться с новой платформой. С октября 1967 года обе модели собирались в так называемом «унифицированном» кузове, допускавшем установку любого из двух двигателей без переделок.
Ключевым обновлением стал рестайлинг декабря 1969 года. «Москвич-408» и «412» получили прямоугольные фары производства ГДР, горизонтальные задние фонари с отдельными треугольными указателями поворота и усиленную пассивную безопасность. Модели обозначались как 408ИЭ и 412ИЭ - буквы «И» и «Э» означали соответствие европейским требованиям безопасности и экспортную направленность.
Производство «Москвича-408ИЭ» продолжалось до 1976 года, когда его заменил Москвич-2138 - по сути, дальнейшая эволюция той же платформы с новой оптикой и улучшенной тормозной системой.
«Москвич-408» стал первым советским автомобилем, который западные СМИ называли «рациональным, выносливым и комфортабельным». Его производство в Москве, Ижевске, Болгарии и Бельгии, его адаптация под разные климаты и правила дорожного движения - всё это свидетельствует о масштабе проекта, далеко выходящем за рамки внутренних потребностей.
Хотя по динамике он уступал западным конкурентам, его надёжность, проходимость и цена делали его привлекательным. Как писал норвежский журнал «Техникенс верльд» в 1968 году после 1240-километрового теста по разбитым дорогам: «Москвич-Элит выдерживает жестокое обращение… немного машин на свете вынесли бы такое испытание»!
С уважением, Иван Вологдин
Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.